SOS из Греции от наших моряков: почему украинцы уже год не могут вернуться домой

Члены экипажа "Меконг Спирит" — заложники поневоле

Блистательный одессит Михаил Жванецкий тонко подметил: "Время в ожидании проходит медленно, жизнь в ожидании проходит быстро".

Земляки знаменитого сатирика, оформляясь через крюинговую компанию на работу в море, даже не представляли, как тот был прав. Обычный, в общем, коммерческий рейс круто изменил их судьбы, надолго разлучил с родными и превратил в невольных заложников обстоятельств. История одновременно проста и запутанна.

Реклама

Перехват

Около года назад, 25 мая 2017-го, береговая охрана Греции выследила в своих территориальных водах контейнеровоз "Меконг Спирит" ("Дух Меконга"), следовавший под флагом Мальты.
Выследила и задержала. Поводом стала оперативная информация (по некоторым данным — анонимный телефонный звонок) об опасном грузе, о котором капитан не уведомил греческие власти.
Осмотр судна подтвердил сигнал. В контейнерах находилось около 700 тонн промышленной взрывчатки, детонаторов, боеприпасов для стрелкового и спортивного оружия, прочих специфических материалов.

Деликатность ситуации придавало то, что судно следовало в одну из горячих точек Африканского континента — Южный Судан. На торговлю с этой страной спецкомитетом по санкциям Совета безопасности ООН объявлено международное эмбарго (Украина также присоединилась к санкциям, правда, уже в этом году). Взрывчатка отнесена к продукции двойного назначения. И один лишь факт того, что она направлялась в проблемный регион, насторожило греков.

На борту был украинский экипаж — 17 человек, включая опытного капитана Сергея Невечерю.
После задержания контейнеровоз отконвоировали на военно-морскую базу НАТО в бухте Сауда (Кипр). Было открыто уголовное дело, в том числе по факту контрабанды, а также нарушения порядка информирования командой судна о перевозке опасных грузов.

Реклама

Начатое греками следствие показало, что "Меконг Спирит" вышел из Испании, в турецком порту Измир загрузился партией контейнеров и через Суэцкий канал действительно направлялся в Южный Судан.

Несколько недель нашим морякам, у которых под запись взяли пояснения, было предписано не покидать судно. То есть, сила к ним не применялась, но и сходить на берег не разрешали.
Несмотря на то, что управляющая компания предоставила грекам документы, которые подтверждали маршрут следования груза и легализовали его доставку, греков доказательная база не удовлетворила.
Затем "Меконг Спирит" перегнали в Салоники. Членам команды позволили сойти на землю, чтобы они не были привязаны к судну. В соцсетях сообщалось, что у моряков забрали личные документы, однако позже оказалось, что информация была неточной. А Невечерю изолировали — следователи работали с капитаном индивидуально и разместили отдельно.

Дипломатическая помощь

Как только появились первые сведения о бедственном положении наших моряков, посылающих, образно говоря, сигналы SOS, но уже с берега, им взялись помогать сотрудники посольства Украины в Греции. Именно через консула Максима Текина осуществлялась связь с моряками, их родственниками в Одессе, именно он встречался с представителями греческих правоохранительных органов, соответственно, информируя о результатах руководство МИД в Киеве.

Реклама

Как рассказывает сейчас Татьяна Морозова, мама одного из моряков, дипломаты действительно немало сделали для экипажа, да и не только для него:

— Максим буквально с первых дней после задержания судна был с нами на связи, несмотря на большую загруженность, находил время поддержать морально, рассказать, что сделано, какие и с кем встречи проведены, что они конкретно дадут, и это вселяло оптимизм, — говорит Татьяна Петровна. — Не без вмешательства и участия консула были решены жилищные, социально-бытовые вопросы ребят, которые до этого были вынуждены ютиться в очень стесненных условиях на судне, у них были проблемы с питьевой водой, пищей, гигиеной, топливом...

Морозова добавляет, что и Текин, и сотрудник оперативного отдела Департамента консульской службы Максим Коваленко постоянно консультировали родственников моряков, куда те могут обращаться для содействия в возвращении ребят. Постоянно на связи был заместитель директора Департамента консульской службы — начальник Управления консульского обеспечения Василий Кирилыч, которому звонили в любое время дня и ночи и тоже находили поддержку.

— Речь шла о письмах, которые мы направляли в МИД и Минюст Греции, а также многие другие инстанции, включая международные, от которых зависело решение вопроса, — конкретизирует Татьяна Петровна. — Кроме того, нам рассказывали о нотах в адрес греческой стороны с просьбой объективно во всем разобраться и принять решение в пользу наших соотечественников...
Однако время шло, а греки никак не могли определиться, что с ними делать дальше.

Правоохранительные органы, имея в запасе законные полтора года (досудебное следствие в этой стране, по словам наших дипломатов, длится до 18 месяцев), и не отказывали в решении вопроса, однако и не торопились с вынесением вердикта.

Отчаявшись, Татьяна Морозова, Ирина Фадеева, жены других моряков начали писать письма и в Киев — с просьбами, а затем и требованиями ускорить процесс. Мол, обещания обещаниями, только все застыло на мертвой точке.

— Семьи остались без средств к существованию, членам экипажа ничего не платили, масла в огонь подливали не всегда проверенные сообщения в соцсетях — о том, что они недоедают, что их подкармливают, как нищих, без роду-племени, а также слухи, что из-за антисанитарии люди страдают различными заболеваниями и расстройствами, что, конечно, вызывало большое беспокойство у родных, — говорит жена другого моряка.

Была надежда, что проблема разрешится в ходе встречи заместителей министров Греции и Украины в конце прошлого года. Однако все свелось к обычной риторике — предпринимается максимум возможного, чтоб украинцы вернулись домой. Но никаких конкретных действий.

По поручению главы МИД Павла Климкина в Грецию был командирован Василий Кирилыч.

— Мне удалось провести ряд результативных встреч и переговоров, в том числе с представителями МИД, Минюста, генеральным прокурором при Верховном суде Греции, прокурором Афин, следователями, после чего сложилось впечатление, что греческая сторона настроена объективно и в полном объеме разобраться во всех обстоятельствах этой истории, а вовсе не затягивает сроки, — сказал дипломат в интервью "Сегодня". — На наш взгляд, речь должна идти о разделении дела по крайней мере на три составляющих — о перевозке груза, судне и экипаже. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы люди скорее вернулись к семьям. Тем более, их статус не определен — не свидетели, не подозреваемые, не обвиняемые, не арестованные. А кто тогда? У них не изъяты личные документы — книжки моряка остаются на руках. Ограничений в перемещении по стране для них нет. Им временно — до окончания следствия и вынесения приговора — ограничен выезд из страны. Но если нужны дополнительные показания к уже имеющимся, ничто не мешает отобрать их в устном или письменном виде. Взяв при этом у каждого обязательство при необходимости лично явиться в генконсульство Греции в Одессе по первому же требованию следователей. Греческая сторона это наше предложение приняла к сведению, но не удовлетворила. Видимо, допуская, что моряки, какое-то время побыв на родине, снова отправятся в рейс, и ищи-свищи ветра в море...
Дипломат добавил, что на вопросы относительно ускорения досудебного следствия прозвучал четкий ответ генпрокурора — в Греции правоохранительные и судебные органы независимы, любое вмешательство в их работу расценивается как попытка давления и преследуется по закону.
То есть, и после командировки Василия Кирилыча вопрос оставался открытым. И родственники перешли к активным действиям.

Спасти сына

Устав почти за год выслушивать одно и то же, Татьяна Морозова отправилась в Грецию искать справедливости на месте и добиваться возвращения Саши, чего бы это ни стоило.

— У меня один сын, — говорит женщина. — И я им слишком дорожу, чтобы сидеть у моря и ждать погоды, выслушивая обнадеживающие слова, от которых ничего не меняется в принципе.
Морозова говорит, что ее, как мать, не интересует ни груз, который был на борту судна, ни его маршрут следования в Африку:

— Знаю, что сын, как и другие члены команды, не был причастен к этому грузу — в Измир судно привел из Испании другой экипаж, поэтому наши моряки никакой контрабандой не занимались, — продолжает она. — Вопросы надо задавать капитану. Но он по-прежнему находится отдельно и ни с кем из ребят не встречается. Почему Невечеря так себя ведет, мне неизвестно. Моя главная задача — вернуть сына...

Кирилыч, будучи в командировке, также хотел встретиться с капитаном "Меконг Спирит". Невечеря, который находится сейчас в Афинах, поначалу согласился. Но видимо, передумал, так как больше на звонки и СМС не откликался.

— Мне трудно объяснить причину, возможно, капитан проконсультировался с судовладельцем, адвокатом, и это была их согласованная позиция. В любом случае Невечеря остается гражданином Украины, стало быть, независимо от выявленных следствием обстоятельств, мы будем продолжать заниматься и им...

Итоги кратко

Таким образом, ситуация на вчерашний день была следующей.

Татьяна Морозова и Ирина Фадеева, жена другого моряка, еще в Греции. Им разрешили общаться с ребятами. Обе верят в их освобождение — например, под поручительство дипломатов (такие факты не редкость). Благодаря непосредственному участию почетного консула Украины в Греции и представителям местной диаспоры члены экипажа "Меконг Спирит" получают продукты питания и воду. Моряки по очереди поддерживают жизнедеятельность судна. Их правовой статус так и не определен. Подозрения и обвинения не предъявлены. Следователи, специализирующиеся на раскрытии преступлений в сфере международных морских перевозок, считают, что о характере груза был информирован не только капитан. В дело введен новый греческий адвокат, представляющий интересы членов экипажа. Он подал ряд новых ходатайств. Правда, одно из них уже отклонено. Арест с находящегося в порту Лаврио, в 70 км от Афин, судна снят. Контейнеры выгружены.

Однако до конца не прояснилась ситуация с конечным получателем груза — так называемым энд-юзером, настоящий он или подставной. Судовладелец оплатил капитану жилье в Афинах и услуги его защитника. С членами команды Невечеря не общается. Через посредников мы пытались с ним связаться, однако услышали, что "кэп интервью не дает". Следствие может длиться до ноября. То есть до истечения 18 месяцев, оговоренных греческими законами. Впрочем, сроки могут и продлить — до выяснения всех обстоятельств, связанных с происхождением груза. В генпрокуратуре Греции переводят документацию, поступившую в ответ на запрос из Южного Судана. Материалы, по некоторым данным, содержат немало юридических и фактических противоречий, требующих анализа и привлечения экспертов по проблемам применения международных санкций.

Суданцы утверждают, что взрывчатка предназначалась не для военных, а сугубо гражданских, мирных целей — буровзрывных работ в горнодобывающей промышленности. Василий Кирилыч направил благодарственное письмо генпрокурору Греции, где, по его словам, содержится мотивированное предложение — как законно и быстро разрешить проблему "Меконг Спирит". Что это за предложение, не признался, заявив, что не уполномочен делиться чувствительной информацией с прессой. Сообщил лишь, что департамент располагает копией документа спецкомитета ООН по санкциям, где утверждается, что груз с промвзрывчаткой мог следовать в Южный Судан на законных основаниях. Такой же документ есть у греков. Если это так, из-за чего тогда сыр-бор длиною почти в год? Интрига сохраняется. Разгадки пока не видно.

Василий Кирилыч не разделяет мнение некоторых родственников горемычных моряков, что дипломаты пустили эту историю на самотек. Считает наоборот — если б не их активность, положение членов команды выглядело гораздо плачевнее...

На вопрос "Сегодня", какое у парней настроение, Морозова написала прямо:

— Настроение с нашим приездом улучшилось, возили их в музеи, Акрополь посмотреть в Афинах, вместе проводим время, гуляем, общаемся. Для них это все—таки разнообразие. Готовим ребятам вкусненькое... А остальные члены экипажа на судне очень невеселые...

Ну, все по-Жванецкому: время в ожидании проходит медленно.

--1_14

Эксперт: часто крайними делают членов экипажей

Андрей Шевченко, аналитик, руководитель проектов благотворительной организации "Ассоль":

— Начну с нескольких показательных цифр. Документы моряка в Украине имеют более 200 000 человек. В мировой судоходной отрасли постоянно работают около 80 000. В настоящий момент организации "Ассоль" известно о 115 гражданах Украины из 15 экипажей, задержанных за разного рода преступления и правонарушения по всему миру. Кроме того, свыше 100 человек находятся в пенитенциарных учреждениях Турции, Греции, Италии по обвинению в незаконных перевозках нелегалов.

Что касается ситуации с контейнеровозом "Меконг Спирит". Капитана обвиняют в том, что он не проинформировал власти Греции о наличии опасного груза на борту согласно классификации ІМО, а сам груз перевозился с нарушениями санкций ООН и ЕС.

На наш взгляд, у капитана и экипажа не было ни необходимости, ни технической возможности оповещать греческие власти о транспортировке данного груза. Он был предусмотрен частью коммерческого контракта между компаниями Турции и Судана. Компания — оператор судна предоставила все необходимые корпоративные документы, сертификаты конечного пользователя, лицензии от имени турецких отправителей и суданских получателей груза.

Судно оснащено необходимыми системами оповещения, полностью соответствует всем международным требованиям и стандартам в этой сфере. После того как об этом случае стало известно, к оказанию помощи морякам подключились украинско-греческая благотворительная организация, почетный консул Греции в Украине, другие заинтересованные лица. Хочется верить, это даст свои результаты, и моряки рано или поздно вернутся домой живыми и здоровыми.

Тем не менее хотелось бы отметить, что криминализация уже долгое время остается одной из наиболее острых проблем в морской профессии. Работа на любом судне очень нелегка, в высшей степени ответственна, но когда в море случаются непредвиденные инциденты, чаще всего крайними делают именно членов экипажей.

Дабы избежать проблемных ситуаций, максимально обезопаситься, сохранив здоровье, а нередко и жизнь, до оформления на работу через крюинговую компанию и отправления в рейс мы настоятельно рекомендуем обратиться в нашу организацию, а также морской профсоюз, чтобы получить достоверную информацию о работодателе, судне, капитане, другие подробности. Это очень важно.
МИД Украины и "Ассоль" регулярно публикуют предупреждения об особенностях нахождения или работы в той или иной стране — такого рода информацию тоже стоит постоянно отслеживать. Ну и если работодатель не выполняет условия контракта, меняет их, толкает на противоправные действия, необходимо защищать свои интересы всеми законными способами.

Один в море не воин. Но опыт показывает, что сообща, коллективными усилиями можно добиться многого, извлекая необходимые уроки из чужих и не допуская собственных ошибок.

f2_01

Почти все в сборе. Отправляясь в обычный рейс, одесситы не догадывались, что их ждет

Цифры и факты: в Греции есть все. И наши моряки тоже

  • По неофициальным данным, в судоходной отрасли Греции работает от 10 до 12 тыс. граждан Украины.
  • За последние годы к уголовной ответственности в этой стране привлечено около 150 наших моряков. В том числе за причастность к нелегальной миграции — 120. Из них 42 человека осуждены.
  • За три месяца прошлого года было арестовано 20 граждан Украины, за тот же период нынешнего — 7. 
  • Три украинца, отбыв по 7,5 лет, вышли из заключения и вернулись домой. Ожидается, в мае на свободу выйдут еще двое.
  • Кроме "Меконг Спирит", в Греции арестованы суда "Андромеда" и RS397 с украинцами в экипажах.
  • Гражданин Украины Анатолий Черкасский, приговоренный греческим судом к 7 годам лишения свободы, на днях узнал, что произошла ошибка, и его срок в 10 раз больше — 70 лет! Моряк надеется на благосклонность Фемиды и на то, что до глубокой старости сидеть не придется.
  • С начала апреля за нелегальные перевозки мигрантов были арестованы еще трое украинцев.
  • (Опросы независимых экспертов в сфере морских перевозок, крюинговых компаний, профильных профсоюзных организаций)

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64724.71

Bitcoin Cash (BCH)

481.89

Binance Coin (BNB)

613.96

Ethereum (ETH)

3170.63

Litecoin (LTC)

84.37

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.67

Евро (€)

42.52

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять