"Трамвай мечты" за пять минут довозит к морю

15 Сентября 2009, 12:01

Швейцарцы приезжают в Молочное, чтобы... поцеловать единственный в мире сельский трамвай.

Не муляж. Трамвай в Молочном — это система общественного электротранспорта со своими депо, подстанцией, остановками. Фото М. Львовски
Вагоны. Работают по полвека без модернизаций. Фото М. Львовски
Татьяна Чистякова. Благодаря ей появилось «трамвайное чудо». Фото М. Львовски
За день — З0 рейсов, 3000 пассажиров. Фото М. Львовски
Билет для проезда в трамвае в селе Молочное. Фото М. Львовски

Смотрите ВИДЕО

Немецкий трамвай в крымской степи — проект из разряда фантастических и, тем не менее, — реальный! Маршрут самого короткого трамвайного пути в мире начинается на окраине села Молочное (10 км от Евпатории), у ворот пансионата "Береговой", и через 1800 метров заканчивается у моря, на песочном пляже. 5-минутный проезд без остановок превращается в короткое романтическое путешествие с сюрреалистическими ощущениями: типичный стук колес и дребезжание старого городского трамвая, а за окном — степной пейзаж и гигантские радиотелескопы Центра дальней космической связи. И это не какой-нибудь аттракцион в трамвайных декорациях для отдыхающих, а все всерьез, по-настоящему: запах пропитанных гудроном шпал, искры контактной линии, проездные талоны, кондуктор… Такое нетипичное трамвайное движение организовала директор пансионата, причем в то время, когда в больших городах трамвай вытесняли с улиц на задворки истории.

"Это была моя заветная мечта, но много лет я не знала, как подступиться к ее осуществлению, — рассказывает генеральный директор пансионата "Береговой" Татьяна Чистякова, которая руководит здравницей с 1970 года. — У нас отдыхает 450 человек, и подвозить их к морю на автобусах неудобно: в салоне жарко и тесно. А строить корпуса ближе к берегу нельзя было — после ливней озера разливаются, и все вокруг затапливает. Я искала какой-то более удобный транспорт, и в 87-м случай свел меня с железнодорожниками из Коростеня. После событий на Чернобыльской АЭС они искали пансионат для своих работников, и мы договорились о "бартере": решение транспортного вопроса за путевки. Сначала думали о дрезине, но она работает на бензине, и это наносило бы ущерб экологии, вокруг же озера с целебными грязями. А трамвай безвреден для природы. Мы сделали расчеты и составили смету, которую я поехала утверждать в Крымское облуправление сельхозяйства. Начальник управления Григорий Мартынец смеялся надо мной: "Да ты что, Татьяна?! Трамвай в селе? Да нереально это!". Настолько несерьезно, с улыбкой, восприняли нас, что все документы мне подписали!".

Весной 1989 года специалисты из Коростеня проложили трамвайный путь к морю, купили три стареньких немецких вагона Gotha у Евпаторийского трамвайного управления, и с открытием курортного сезона началось регулярное движение. Проезд стоил всего 5 копеек, сейчас — 1 гривня. Как и тогда, эта услуга включена в стоимость путевки: проездной отдыхающих в "Береговом" — их курортные книжки, остальные покупают талоны у кондуктора. "Зайцев" ни разу не ловила, — говорит кондуктор Людмила Костюк. — Туристы покупают билеты на память о проезде в нашем трамвае, а всех местных я знаю в лицо и по именам, поэтому у меня не пошалишь. Хотя мальчишки иногда пытаются".

В разгар сезона трамвай выполняет за день 30 рейсов и перевозит более 3 тысяч пассажиров. 50-летние вагоны-старички выдерживают эту нагрузку. "Немецкое качество! — поясняет не без гордости за "готов" главный энергетик системы и вагоновожатый Александр Семенченко. — Днище без коррозии, а заводские провода, как новые".

Трамвайное движение в селе поддерживается благодаря энтузиазму Татьяны Ивановны. От местных же помощи никакой, только проблемы: все норовят медный провод с линии срезать. Сейчас даже трамвайный путь под охраной, ведь ради него приезжают люди из Ассоциации трамвайных клубов Швейцарии, Германии и Чехии. "Взрослые мужики, а радуются трамваю, как дети, — улыбается Татьяна Ивановна. — Гладят его, целуют, фотографируются".

ЭТИ "ГОТЫ" БЬЮТ РЕКОРДЫ

Трамвай в Молочном — это самая короткая трамвайная линия на планете – всего 1800 м (в Волчанске Свердловской обл., который претендует на прописку в Книге рекордов Гиннеса как самый маленький город в мире со своим трамвайным движением, линия "аж" 7500 м), и единственная, построенная в сельской местности. А два вагона — "Gotha – Т57" с двухсторонним выходом и "Gotha – Т59Е" с дверьми на одной стороне — выпущены в 1957-м и 1959-м на заводе города Гота (ГДР) и работают уже полвека! По словам инженера Александра Семенченко, который их обслуживает, на постсоветском пространстве уже не осталось подобных "готов" в рабочем состоянии: "Пять таких же работают в Евпатории, но там менялись детали". Самый знаменитый пассажир этого трамвая – Олег Янковский. Его персонаж "катался" здесь в фильме "Терра инкогнито" (1994).

Вы сейчас просматриваете новость ""Трамвай мечты" за пять минут довозит к морю". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Львовски Майк

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...