Украинские дороги и Славомир Новак: что успел сделать польский реформатор за три года

За три года в Украине отремонтировано 6800 км дорог

"Я не думал, что выдержу так долго", – признается уже бывший руководитель "Укравтодора" Славомир Новак. Он единственный из приглашенных правительством иностранцев продержался так долго на руководящей должности. В Польше Новак работал министром транспорта, министром Кабинета министров в правительстве Дональда Туска, депутатом Сейма. А в 2016-м украинское правительство пригласило его возглавить "Укравтодор".

Реклама

"Когда министр инфраструктуры Омелян предложил мне должность, я для себя сказал, что это будет не больше года. Прошло три", – начал Славомир Новак свой отчет за три года работы в Украине.

На 2016 год, по оценкам Всемирного банка, 95% украинских дорог были в критическом состоянии. Это следствие бесхозяйственности и неразумной траты денег десятилетиями, считает Новак. Финансирование отрасли зависело от политических решений, тендеры на ремонты проходили не прозрачно, а контроля качества дорог не было.

"Дорожная реформа, которую Украина начала, Польша проходила в девяностые-нулевые. Украина тогда потеряла время, и наверстать его будет сложнее и дольше", – говорит бывший руководитель "Укравтодора".

Протяженность украинских дорог – 170 тыс. км. Они делятся на международные, национальные и местные. Местные дороги "Укравтодор" в рамках децентрализации передал регионам . Это 123 тыс. км, и теперь за них отвечают облгосадминистрации. "Укравтодор" отвечает только за 46,9 тыс. км дорог государственного значения. Это первое важное изменение.

Фото: Прес-служба "Укравтодора"
Фото: Прес-служба "Укравтодора"

Реклама

В Украине заработал Дорожный фонд. Он наполняется из трех источников: акцизного сбора, ввозной пошлины на нефтепродукты и с импортируемых в Украину транспорта и шин. Эти деньги целевые – их нельзя потратить ни на что другое, кроме ремонта дорог. На полную фонд заработает в 2020 году. По словам Новака, планируется, что в фонд будет также поступать плата с грузовиков весом более 12 тонн, прибыль от разрешений на рекламу вдоль дорог, штрафы. Из фонда 60% идет на дороги государственного значения, за которые отвечает "Укравтодор". 35% – на трассы местного значение. Местные власти сами решают, какие дороги лучше отремонтировать в первую очередь. Еще 5% из фонда идут на финансирование мер безопасности на дорогах.

До 2022 года "Укравтодор" должен соединить качественными дорогами все областные центры. Это прописано в Программе развития сети дорог 2018-2022. Уже отремонтированы дороги Львов-Тернополь-Хмельницкий, Киев-Житомир-Ровно-Львов-Ужгород, Львов – Ивано-Франковск – Черновцы, Запорожье-Днепр, Ровно-Тернополь, Луцк-Львов.

Запущен проект GoHighway. "Экономика современных государств развивается между портами. Например, в Европе главные транспортные коридоры ведут от Балтийского до Адриатического моря, от Северного до Адриатического моря, от канала Ла-Манш и Северного моря до Средиземного. Это создает TEN-T сеть (трансъевропейская транспортная сеть. – Ред.). Поэтому Украине надо соединять порты Одессы, Николаева, Херсона с портами Западной Европы", – замечает Новак. Проект GoHighway начал реализовываться в 2017-м, он предполагает ремонт и строительство дорог от Одессы до Гданьска. Это дороги Львов-Тернополь, Тернополь-Хмельницкий, Хмельницкий-Винница, Винница-Немиров, Умань-Одесса.

Реклама

Читайте также: "Пока что ямочный ремонт – украинская необходимость": интервью с и.о. главы "Укравтодора" Славомиром Новаком

В Украине можно строить дороги на условиях концессии . Государство может отдать участок земли инвестору, который построит дорогу и будет иметь право брать плату за проезд. После окончания срока концессии дорога переходит в государственную собственность. Первой концессионной дорогой может стать дорога от Львова до украинско-польской границы (Львов-Краковец). Также есть потенциал строить новые дороги по маршрутам Львов-Ужгород, Львов-Тернополь, Киев-Белая Церковь, объездная Киева.

/ Фото: Данил Павлов, Сегодня

Взвешивание грузовиков в движении . Это "умная" система сбора информации о транспорте, который движется по дороге: дата и время проезда, температура воздуха и дорожного покрытия, скорость и направление движения, номерной знак, габаритные размеры, общий вес. Система будет также фиксировать нарушения. В этом году заработает шесть площадок на въезде в Киев. Первые уже функционируют. Со временем должно появиться 100-200 таких систем по всей Украине на всех отремонтированных дорогах.

Теперь дороги ремонтируются под гарантии . Введен контроль качества выполненных работ. Кроме ежедневных проверок на площадках во время ремонта проходит две проверки в год – на начало строительного сезона и по завершении. Выявленные недостатки подрядчик ликвидирует за свой счет. Введен европейский стандарт гарантии на строительство дорог. Все контракты на дороги госзначения подписываются на условиях пятилетней гарантии на средний ремонт и на десять лет на капитальный.

За три года в Украине отремонтировано почти 7000 км дорог, говорит Новак. Отремонтировать все 170 тыс. км за три года невозможно. Но за это время можно дать начало изменениям, которые будут давать результат в будущем.

"Дальнейшее развитие должно быть быстрее и эффективнее. Строительная машина уже работает, нужно лишь топливо – стабильное финансирование и правильные управленческие решения. Возглавить отрасль в 2016 и в 2019 годах – две большие разницы", – отметил Новак.

В конце сентября и.о. главы "Укравтодора" Славомир Новак написал заявление об отставке. 25 сентября Кабмин одобрил отставку Новака и 2 сентября назначил временно исполняющим обязанности руководителя "Укравтодора" Олега Федоренко.

Напомним, ранее новости "Сегодня" рассказывали, как с требованием отремонтировать дорогу жители 11 сел Львовщины перекрыли трассу Львов-Ужгород.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64301.06

Bitcoin Cash (BCH)

487.98

Binance Coin (BNB)

560.75

Ethereum (ETH)

3100.46

Litecoin (LTC)

81.46

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять