Украинские дороги: сколько осталось терпеть ямы

С начала года в стране реформируют дорожную отрасль. В итоге ямочный ремонт отменят

1 января в Украине децентрализовали дороги и заработал Дорожный фонд. "Укравтодор" передал большую часть автомобильных путей облгосадминистрациям. Раньше правительство выделяло на дороги остатки госбюджета, теперь работает отдельный фонд, из которого будет финансироваться строительство и ремонт дорог.

Сколько украинцам осталось ездить по ямам, узнавал сайт "Сегодня".

Реклама

Кто отвечает за дороги

Общая длина украинских дорог 430 тыс. км. Ими можно больше 10 раз охватить Землю по экватору. Но 95% дорог страны не соответствуют нормам.

"Укравтодор" не отвечает за ремонт всех путей. 250 тыс. км – это улицы и дороги населенных пунктов. Их должны ремонтировать местные власти. И если автомобиль получит повреждение из-за ямы в населенном пункте – можно идти в суд и требовать компенсацию.

Еще 170 тыс. км – дороги общего пользования. Это трассы, которые соединяют населенные пункты. Дороги общего пользования в Украине делятся на международные, национальные и местные.

Реклама

"Укравтодор" передал местные дороги регионам. Это 123 тыс. км, и теперь за них отвечают облгосадминистрации. Ведомство отвечает только за остальные 46,9 тыс. км.

1256325Фото: А. Бойко

Дорожники ремонтируют трассы за счет Дорожного фонда, а он наполняется из акцизного сбора, ввозной пошлины на нефтепродукты, импортные машины и шины. Пока в фонд поступает половина этих налогов. С 2019 года на трассы направят 75%, в 2020 году – 100% средств. Для сравнения, в этом году в фонде будет 33 млрд гривен. В 2020 – 75,9 млрд грн.

Реклама

60% средств из Фонда идет на дороги государственного значения, за которые отвечает "Укравтодор". 35% – на трассы местного значения. Местные власти сами решают, какие дороги лучше отремонтировать в первую очередь. Еще 5% из Фонда идут на финансирование мер безопасности на дорогах.

Всего до 2022 года на дороги потратят 300 млрд грн, говорит премьер-министр Владимир Гройсман. Этой суммы хватит, чтобы отремонтировать более 50% дорог, считает он.

Украине нужно отказываться от асфальтобетонных дорог

Асфальтобетонные дороги быстро изнашиваются. На девятый год эксплуатации асфальтным трассам нужен капитальный ремонт. Но есть цементобетонные дороги, которые можно не ремонтировать 20 лет.

В Европе треть новых дорог – цементобетонные. В Украине таких трасс – 1,4%. При этом для строительства и ремонта асфальтобетонных дорог нужен битум. Украина его импортирует из Беларуси и России, хотя материалы для цементобетонного дорожного покрытия производятся в Украине.

1256544Фото:  Е. Перепелица 

По стоимости бетонные дороги не дороже асфальтных. Но обслуживать их на 40% дешевле. Новой асфальтной дороге нужен профилактический ремонт, еще через шесть – капитальный. Бетонную дорогу нужно ремонтировать только через 20 лет.

На дороге Киев-Ковель-Ягодин уже есть 150 км из цементобетона. Еще 24 км – по маршруту Киев-Чоп. С 2003 года этот участок ни разу не ремонтировали – в этом нет потребности. 

К тому же, такие дороги выдерживают больший вес, чем асфальт. А в темное время суток цементобетон лучше отражает свет, тогда как асфальтобетон его поглощает. По устойчивости и сцеплению с дорогой бетон также более стабильный материал, чем асфальт. К слову, взлетные полосы аэродромов делают из цементобетонна, а нагрузки там выше, чем на автодорогах.

Почти 90% дорожных работ государство не контролирует

Государство не контролирует качество текущего среднего ремонта дорог. В 2017 году 87% работ на дорогах – это текущий средний ремонт, говорит Наталья Форсюк, директор Национального секретариата CoST Ukraine.

Дело в том, что дороги после капитального ремонта сдаются в эксплуатацию – их принимает госкомиссия. Госконтроля после текущего среднего ремонта нет – качество работы проверяет заказчик, например, областная служба автодорог.

1170984Фото: А. Яремчук

При этом дорога после ремонта участками прочнее не становится. Большинство трасс в Украине построили в 60-90-х годах по старым нормативам. Они рассчитаны на нагрузку в 7,5 тонны на ось, сегодня же норматив нагрузки в Украине – 11,5 тонны.

От ямочного ремонта планируют отказаться в 2020 году. Такой ремонт относиться к аварийному. Но в Украине большинство дорог ремонтируют ямочным ремонтом. Отказаться от ямочного ремонта – одна из задач "Укравтодора". Но пока не хватает денег на полноценный ремонт, латание ям позволяет обеспечивать безопасность на дорогах.

От текущего среднего ремонта в Украине планировали отказаться раньше, с введением нового классификатора в 2018 году. Но, как и полный запуск Дорожного фонда, решение отложили до 2020-го.

Можно построить платные дороги 

Строить платные дороги в Украине теперь разрешает закон. Речь о концессионных дорогах – это новые трассы, построенные с нуля частным инвестором. Платной трассой лет 25-50 будет владеть только компания-строитель. Затем дорога перейдет государству. При этом концессионер может брать деньги за проезд по своей дороге. Также компания может зарабатывать на своей придорожной инфраструктуре: заправках, СТО, кафе и так далее.

Платная дорога обычно короче на 50-100 км из одного пункта в другой, и на автобане разрешается более высокая скорость движения.

1017101Фото: Ю. Кузнецов

При этом концессионная дорога может строиться только параллельно существующей бесплатной альтернативе. Законодательно в Украине разрешено строить дороги частным инвесторам. 

Строительство платной дороги выгодно, если по маршруту в сутки проходит не меньше 20 тыс. автомобилей. Такой трафик есть только возле городов-миллионников.

Концессионные дороги – это небольшие трассы, поскольку их строительство дорогое. Например, в Украине сейчас рассматривают два варианта платных дорог: Киев-Белая Церковь и Львов-Краковец. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, платные дороги в Украине начнут строить не раньше 2019 года. Примерная стоимость проезда по платной трассе будет 4,5 евро.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63946.06

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3064.38

Litecoin (LTC)

82.63

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять