Укрзализныцю" будет реформировать поляк. Войцех Бальчун выиграл открытый конкурс на эту должность. Рок-музыкант по жизни, у себя на родине он также занимался реформированием польской железки. Но по зубам ли ему наш железнодорожный монстр? Виталий Литвин провёл дерзкий эксперимент: проехал на поездах от Киева до Варшавы. И делится своими впечатлениями прямо сейчас.
Я сейчас в Белой Церкви на вокзале. Попробую проверить – есть ли инфраструктура, и начнём с малого.
Заходим в туалет.
Туалет – самый простой. Грязь и зловоние – так будет правильно и лаконично описать обстановку в уборной.
Мы заранее купили билеты на поезд Мариуполь-Львов. И тут же наткнулись на нестыковки во времени.
В моём билете время прибытия во Львов указано как 14:58, но информация на сайте Укрзализныци говорит..... во Львов этот поезд прибывает в 17:23. Кому верить – остаётся загадкой.
Отправляемся в путь.
По традиции, заказываем в поезде – нет, не горячительные – горячие напитки. Растворимый кофе – 7 грн, пакетированный чёрный чай – пять.
И сразу отправляемся на ревизию санузла.
Запах здесь непередаваемый.
На вопрос проводнице – почему же туалет не убирается – получаем ошеломительный ответ.
Так сейчас сколько людей вышло и военных! Не успеваю!
Не успевает проводник убирать и в самом вагоне. Грязь – повсюду.
Кроме того, в поезде – холодно. На протяжение всего пути следования мы сидели в верхней одежде. А пассажиры, следовавшие из Мариуполя, в ней еще и спали.
Греются пассажиры, как умеют, – спиртным. Проводник – не против. Разрешает, вопреки закону, и курить в тамбуре.
Несмотря на то, что здесь написано "Не курить", помещение в тамборе прокурено не один год.
Прибываем во Львов и смотрим на часы.
14:57 минут. Наш поезд во Львов прибыл даже на одну минуту раньше, чем указано в билете, и намного раньше, чем указано в расписании на сайте Укрзализныци.
Украинцев таким сервисов в поездах – не удивишь.
То ли дело – иностранцев. Мировые легенды – британские музыканты из группы "Юрай Хипп" проехали из Одессы в Харьков. И теперь о старых украинских поездах, немытых туалетах и "бабушкином" чае в стаканах знает весь мир.
Туалет в ночном поезде из Одессы в Харьков. Эти поезда стары во всех отношениях.
Уйдут ли в прошлое "старинные" вагоны и придут ли им на замену современные, теперь будет решать другой рок-музыкант, поляк Войцех Балчун.
С песней по жизни рокер идет последнее десятилетие.
Что не мешало ему успешно руководить транспортным подразделением ПКП-Карго в Варшаве. Теперь свой опыт Болчун готов применить в Украине – поляк выиграл конкурс и возглавил Укрзализныцю.
"Знаю, какие проблемы связаны с функционированием железных дорог. Для меня это огромный вызов – и личный, и менеджерский", – говорит Болчун.
Модель функционирования "Укрзалізниці" – совсем иная, нежели в Польше. То, что сейчас происходит с железными дорогами в Украине, похоже на то, что происходило в 90-х годах с польскими железными дорогами.
Что изменилось за 20 лет, мы можем увидеть лично. Продолжаем эксперимент уже на территории Польши.
Садимся в обычную пригородную электричку до Жешува.
Мягкие удобные сиденья, чистый вагон, электронное табло, комфортная атмосфера. Проехать "зайцем" не удастся. В поезде работает контролёр.
Не могу не проверить уборную.
Здесь нет ужасного запаха как в украинских поездах. Здесь приятно пахнет каким-то ароматизатором. Здесь чисто, убрано, приятно.
Путь у нас долгий, и это отличный повод для задушевных бесед с местными. Яцек – 40-летний учитель. Каждый день ездит электричкой на работу из Пшемысля в Ярослав. Так что – практически эксперт.
"С 90-х годов произошли огромные изменения – как в хорошую, так и плохую сторону. Из хорошего: улучшилась инфраструктура – вокзалов, путей и составов", – говорит он..
Но в целом, если сравнивать с 90-ми, сейчас ситуация намного лучше.
Прибываем в конечную точку – Жешув. Здесь мы пересядем на поезд повышенной комфортности Интерсити до Варшавы.
Удобное купе, где сразу могут разместиться 8 человек. Мягкие сидения, чисто и комфортно. Скорость поезда на всём пути следования – 115-120 км/час.
Все эти 20 лет польская железная дорога развивалась стремительными темпами.
Сейчас от Варшавы до Гданска – а это чуть больше 400-т км – можно добраться на суперскоростном поезде "Пендолино" всего за 2 с половиной часа.
Качество обслуживания и комфорт на железной дороге обеспечили частные компании. Государственная ПКП перестала быть монополистом и появилась конкуренция.
Вместе с поездами изменились и пассажиры. В вагонах не мусорят, не курят и не употребляют алкоголь. За нарушение правил – огромные штрафы.
Наш эксперимент, как и путешествие, завершилось. Разница между украинскими и польскими железными дорогами – огрОмна. И тем не менее, не все так плохо в Украине. Наши поезда Интерсити – хоть их пока и мало – ничем не хуже польских Пандолино.
Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События недели" на канале "Украина".