В Харькове вспоминали иранское крушение

Спустя 8 лет. В падении Ан-140 виновными назвали пилотов, но родные уверены: не надо было лететь ночью.

23 декабря надолго останется для Харькова черным днем. Восемь лет назад в Иране потерпел крушение наш Ан-140, на борту которого было 44 человека, 29 из них — харьковчане. И тогда, и сейчас многие сходятся во мнении, что харьковский авиапром потерял лучшие умы, а для ХАЗа наступила черная полоса, которая до сих пор не закончилась. Новенький Ан-140 вылетел в Иран 23 декабря 2002 года из "Сокольников" в 11.30 по маршруту "Харьков—Трабзон—Исфахан". К вечеру стало известно, что Ан потерпел крушение. Полет в Исфахан был рабочим и одновременно праздничным: в канун Нового года в Иране должен был взлететь второй самолет, который собирали паритетно украинские и иранские специалисты (по контракту 1995 года предполагалось производство десятков Анов на общую сумму $4 млрд). На запуск IrAn-140 собралась серьезная делегация ХАЗа: директора департаментов, начальники управлений, главный технолог, инженеры, а также их коллеги с АНТК им. Антонова, ФЭДа, директор "ЮжгипроНИИавиапром", специалисты во главе с директором харьковской компании "ИнтерАМИ". Авиастроители свое детище так и не увидели: по страшному стечению обстоятельств те, кто всю жизнь строил самолеты, погибли в небе. "Это был подъем нового самолета, они должны были вылететь рано утром, но почему-то вылетели в 11.30 и с дозаправкой в Турции. В итоге к месту попали в темное время суток, на пути оказался горный гребень", — вспоминает вдова погибшего Валерия Силича Екатерина Николаевна, который возглавлял 17 лет институт "ЮжгипроНИИавиапром". О причинах задержки рейса на ХГАПП спустя 8 лет говорят неохотно: неофициально признают, что опоздали россияне, но отменять вылет было недипломатично — в Иране ждали. По данным иранцев, в 19.20 по местному времени Ан-140 запросил посадку в аэропорту Исфахана, когда был в 24 километрах от взлетно-посадочной полосы. Но через 15 минут связь с бортом прервалась, он исчез с экранов радаров. Позднее все мировые новости сообщат: самолет врезался в гору высотой в 2000 метров в семи метрах от вершины. "Особенность этого города: две горы находятся по обе его стороны, и когда самолет идет на посадку, то он должен идти между ними. Нужно было пролететь расстояние и сделать поворот. Пилоты были опытные, они туда летали не раз, знали местность", — вспоминает Екатерина Николаевна. Версий о том, почему лучший в мире самолет среднемагистрального класса врезался в горный массив, было несколько: говорили о тумане, о несогласованности действий пилота и диспетчера и даже о беспечности нашего экипажа. После расшифровки черных ящиков транспортная прокуратура причиной трагедии назвала человеческий фактор — такая версия была выгодна всем, но на ХГАПП считают: ночной вылет — главная причина крушения, ведь первый и второй пилоты садили борт в аэропорту Исфахана 8 и 16 раз соответственно. На аллее "ановцев" на 17-м кладбище в этот день встреча. Родственники никого не винят, а только вспоминают. "Авиация была призванием Валерия Прокопьевича. Энергии в нем было много. Он очень любил жизнь, 17,5 года возглавлял институт, который и спроектировал завод в Исфахане", — вспоминает вдова.

"ДО ДВУХ НОЧИ ПРОВЕРЯЛ САМОЛЕТЫ"

Реклама

Даже спустя 8 лет ни коллеги по работе, ни родственники не могут спокойно говорить о произошедшем в Иране. "Здесь похоронен мой сын, Олег", — со слезами на глазах рассказывает мама погибшего замначальника цеха ХАЗа Олега Попова Вера Дмитриевна. Женщина постоянно приходит на могилу сына. "Он у меня был очень тихим, спокойным, никогда хлопот не причинял. Сам научился читать, очень хорошо учился, страшно любил свою работу. Бывало, перед испытаниями самолета до 2 ночи мог проверять, все ли в порядке с машиной. Невестка говорила: "Олег любит авиацию, а потом нас с вами". А когда родилась у него дочка Оля, то его жена повторяла: "Теперь он любит Олю, авиацию, а потом уже нас".

МУЖ УЛЕТЕЛ ИНЖЕНЕРОМ

Один из инженеров, который погиб в катастрофе, предчувствовал что-то и не хотел лететь. "Он был хорошим специалистом, всегда участвовал в выставках, — говорит бывшая жена погибшего ведущего инженера "ИнтерАМИ-Интерьер" Владислава Подпружникова Марина. — Был очень открытым человеком, любил жизнь. Перед тем роковым днем он не хотел лететь, как чувствовал что-то". В 2002 году ему было всего 27 лет, росло два сына. "В день отлета нашему Владику дали повышение. Было подписано распоряжение о назначении его замдиректора. Но улетел он еще инженером", — вспоминает отец Владислава Владимир Михайлович. Сейчас его 16-летний старший сын Сева собирается поступать в Аэрокосмический университет, чтобы работать в авиастроении. "Нам предприятие помогает, путевки в детский лагерь Севе дают. Но хотелось бы, чтобы помогли с поступлением", — говорит Марина. Парень рассказывает, что помнит отца и унаследовал даже его пристрастия. "Папа любил играть на гитаре, я тоже научился, окончил музыкальную школу. Помню, папа ругался, что я расстраивал его гитару", — вспоминает Сева.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61604.95

Bitcoin Cash (BCH)

482.9

Binance Coin (BNB)

545.1

Ethereum (ETH)

3005.5

Litecoin (LTC)

82.03

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,81
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,62
56,49
55,02
54,97
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,56
51,08
26,95
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.55

Евро (€)

42.06

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять