В Минэкономразвития хотят ужесточить условия получения лицензии для туроператоров — обязать отчитываться о репутации главы фирмы и всегда иметь достаточно средств для выплат компенсаций. Об этом говорится в проекте постановления Кабмина, которое сейчас находится на обсуждении.
Документ — обещанная реакция властей на туристический коллапс этого лета. Тогда тысячи туристов столкнулись с задержками рейсов, многие вынуждены были ночевать в аэропортах. Только за июнь — сентябрь с жалобами на нарушение прав по части задержки вылетов в МЭРТ обратились 42 туриста, еще 107 пошли жаловаться в Госпотребслужбу. Туристический коллапс вынудил власти пересмотреть существующие нормы лицензирования туроператоров.
"Принятие этого постановления нужно для предотвращения мошенничества на рынке туруслуг и повышения защиты прав потребителей этих услуг", — поясняют авторы проекта.
Чтобы обезопасить туристов, в новых условиях вводят понятие о безупречной деловой репутации руководителя. Отмечается, что ей могут повредить увольнения по статьям, судимости и админвзыскания, международные санкции и обвинения. При этом глава турфирмы должен иметь высшее образование и опыт работы в сфере туризма не менее трех лет. Если обучение было заграницей — диплом нужно подтвердить в Украине. Похожие требования и к штату — по крайней мере 30% сотрудников должны окончить вуз или иметь опыт работы в сфере туризма не менее трех лет. Туроператорам нужно обеспечить и финансовую подушку безопасности в размере не менее 10 тыс. евро (320 тыс. грн) для продавцов услуг только внутреннего туризма и в два раза больше — 20 тыс. евро (640 тыс. грн) для остальных. Норма была и раньше, но только сейчас хотят обязать фирмы пополнять фонд в течение рабочего дня в случае компенсации из него клиентам. Авторы проекта поясняют, что нередко отсутствие или неполная страховка делает невозможным возмещение средств клиентам, и констатируют печальную тенденцию:
"Из 2716 туроператоров по состоянию на июль только 578 сообщили органам лицензирования о наличии действующего финансового обеспечения".
Также туроператоры должны будут обнародовать на своих сайтах список своих агентов и количество заключенных с туристами договоров. Там же должны появляться и данные о задержках рейсов на четыре и более часов. О них нужно будет сообщать и непосредственно органу лицензирования по е-мейл. Туроператоры должны позаботиться о клиентах с инвалидностью: обеспечить им необходимые условия для доступа к своим офисам. Все эти требования будут условиями для получения туроператором новой лицензии, которая выдается на 4 года. Старые пересматривать не будут.
"Опыт и гарантии уменьшат риски"
Эксперты одобрили инициативу МЭРТ.
"Хорошо, что более четко прописали условия лицензирования туроператоров и уточнили правила их работы", — считает глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха, но по его мнению, нужны и дополнительные законодательные изменения.
"Необходимо увеличить финансовую гарантию для турфирм, чтобы обеспечить лучшую защиту рынка, а еще вернуть лицензирование турагентов и заставить их тоже предоставлять фингарантии. Ведь из-за этого более 95% рынка сейчас находится в тени: многие компании под видом турагентов не получают туроператорской лицензии, но все равно работают", — рассказал Голубаха.
"Требования к стажу менеджеров — большой плюс, и многие туроператоры с удовольствием увеличили бы квоту опытных сотрудников до 50%: это минимизирует форс-мажоры и улучшит сервис, — считает менеджер столичной туркомпании Владислав Кифарук. — Однако может возникнуть проблема с кадрами: молодым выпускникам профильных вузов станет сложнее устроиться на работу, а крупные компании начнут сманивать опытных менеджеров".
Напомним, летом 2018 года украинские путешественники попали в настоящий туристический коллапс. Украинцы, которые поехали на отдых за границу, долгое время на могли вернуться домой, другие не могли даже вылететь из страны, т.к. их рейсы постоянно переносились, задерживались или отменялись. Вместо того, чтобы поехать в отпуск и отдохнуть, люди несколько дней подряд жили в аэропорту и потеряли время, нервы и деньги.
Именно после этого в Мининфраструктуры пообещали бороться с нерадивыми перевозчиками и туроператорами.
Читайте также:
- Драка, крики и плевки: пьяные россияне устроили дебош на тайском курорте, видео
- Куда поехать на Новый год: эксперты назвали цены на путевки
- Украина участвует в крупнейшей туристической выставке в мире: с чем едем в Лондон
- Гид для гурмана: где провести лучшие дегустации вина и копченой рыбы в Одесской области