Самые масштабные авиакатастрофы в мире: сотни жертв, роковые ошибки пилотов и необъяснимые удары природы

Основные причины, вследствие которых самолеты потерпели крушение, – это человеческий фактор, погодные условия, теракт или отказ техники

31 октября 2015 года на территории Синайского полуострова (Египет) разбился самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа". Погибли 224 человека – 217 пассажиров и 7 членов экипажа.

Самолет выполнял рейс Шарм-эль-Шейх—Санкт-Петербург, вылетел 31 октября в 5:51 по киевскому времени, но уже через 23 минуты, в 6:14, не вышел на связь с Ларнакой (Кипр) и исчез с экранов радаров. Позже выяснилось, что лайнер разбился.

Реклама

png_06

В самолете были граждане России, четверо украинцев и гражданин Беларуси. По разным данным, на борту находились от 17 до 25 детей. Тела первого и второго пилотов разбившегося в Египте A321 до сих пор не найдены, сообщают источники в Каире. Скорее всего, они находятся под обломками кабины самолета.

659508_main

Реклама

Фото: AFP

Эксперты убеждены, что авиакатастрофа с российским А321 произошла из-за взрывной разгерметизации салона – корпус лайнера лопнул от резкого перепада давления на большой высоте. Другой причиной нарушения целостности фюзеляжа, по мнению экспертов, могла стать усталостная трещина, возникшая, например, в шпангоуте фюзеляжа. Еще одной причиной взрывной разгерметизации мог стать неисправный двигатель.

"Визуальным наблюдением было установлено, что самолет авиакомпании "Когалымавиа", который вылетел 31 октября из Шарм-эш-Шейха, через 23 минуты штатного полета разрушился в небе, и его обломки находятся на территории примерно 20 кв км", — сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов.

Показания бортовых самописцев, а они уже найдены и расшифровываются, покажут, как работали до катастрофы все системы самолета, а также какие действия предпринимал экипаж.

Реклама

Российская авиакомпания "Когалымавиа", которой принадлежит рухнувший самолет А321, считает причиной катастрофы внешнее воздействие, заявил гендиректор компании Александр Снаговский.

В компании заявили, что А321, потерпевший крушение над Синайским полуостровом, не мог разрушиться в воздухе из-за отказа какой-либо из технических систем. При переходе к падению самолет, скорее всего, получил значительные конструктивные повреждения, считают в "Когалымавиа".

Представитель авиакомпании также сообщил, что оба двигателя А321 прошли 26 октября прошли бароскопический тест и никаких проблем выявлено не было.

659506_main

Фото: AFP

Сегодня.ua вспоминает самые крупные авиакатастрофы, произошедшие в мире за последние пять лет.

.png_12

24 марта 2015 года, Франция

Авиалайнер Airbus A320-211 немецкой бюджетной авиакомпании Germanwings выполнял рейс 4U 9525 из Барселоны в Дюссельдорф, на его борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Спустя полчаса после взлета самолет внезапно перешел в быстрое снижение и через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах, в результате чего все находившиеся на борту 150 человек погибли.

Видео: Youtube/Dauphiné Libéré

44_main

На месте крушения самолета А320. Фото: AFP

На пресс-конференции 26 марта 2015 года французские следователи объявили, что второй пилот рейса 9525 Андреас Любиц умышленно перевел самолет в режим снижения. При этом он находился в кабине пилотов один, так как командир экипажа, передав управление, ненадолго покинул кабину. Позже он пытался вернуться назад, но безрезультатно — дверь в кабину была заблокирована изнутри. Командир стучал и звонил в дверь, пытался применить силу. До момента столкновения с землей второй пилот хранил молчание, не выходил на связь с диспетчером и не отвечал на его повторяющиеся вызовы. В то же время, судя по записи бортового самописца, его дыхание было нормальным.

lubitz__rex

Андреас Любиц. Фото: REX

Прокуратура Марселя квалифицировала действия второго пилота как "непредумышленное убийство".

28 декабря 2014 года, Яванское море

Авиалайнер Airbus A320-216 индонезийской авиакомпании Indonesia AirAsia выполнял регулярный пассажирский рейс QZ 8501 по маршруту Сурабая—Сингапур, а на его борту находились 7 членов экипажа и 155 пассажиров.

Самолет вылетел из аэропорта Сидоарджо. Полет проходил над Яванским морем в условиях грозы. На 27 минуте полета экипаж доложил об уклонении с маршрута для обхода грозы, но через 6 минут, находясь между Калимантаном и Явой, рейс 8501 исчез с экранов радаров, еще через несколько минут пропала связь с экипажем.

Через два дня, 30 декабря, поисковые корабли обнаружили в море обломки авиалайнера. Все 162 человека погибли.

602075_main

Фото: AFP

Расследованием катастрофы занялся Национальный комитет по безопасности на транспорте (NTSB).

Вначале расследования комиссия исключила возможность теракта и предположила, что главной причиной катастрофы могли стать ошибки экипажа или техническая неисправность авиалайнера. Данные, полученные из наземного радара ATC, подтверждали, что самолет при пролете грозы нестандартно набирал высоту, а затем стремительно снижался. В течение 54 секунд самолет поднялся с высоты 9750 метров до 11300 метров при скорости 6000 футов в минуту (1830 м/мин), а 37 секунд спустя снизился до 8840 метров.

При полете на эшелоне самолет столкнулся с неблагоприятными погодными условиями — грозой и сдвигом ветра, что, возможно, привело к отключению автопилота. В это время капитан и второй пилот допустили ошибки в пилотировании и не предотвратили резкое поднятие носа авиалайнера. Аэродинамический подхват мог привести к потере скорости и сваливанию самолета в плоский штопор.

Представители Индонезийского агентства по метеорологии предположили, что главным виновником катастрофы мог быть погодный фактор. Атмосферные осадки в сочетании с низкой температурой воздуха, предположительно, вызвали обледенение и повреждение двигателей, повлекшее их отказ.

17 июля 2014 года, Украина

17 июля 2014 года поблизости города Торез Донецкой области потерпел крушение "Боинг 777" Малайзийских авиалиний, следовавший рейсом MH-17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур.

1118620_01

Фото: BULENT KILIC

В результате крушения погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Пассажирами рейса были граждане 10 стран – Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии. Больше всех погибло голландцев – 196.

Согласно опубликованным переговорам украинских и российских диспетчеров, экипаж разбившегося лайнера не подавал сигналов тревоги, не сообщал ни о каких проблемах и не опускался ниже предельно допустимой высоты (на тот момент воздушное пространство над Украиной было закрыто ниже отметки 9800 метров).

Генпрокуратура Нидерландов проводит уголовное расследование крушения авиалайнера, призванное выявить конкретных виновных в трагедии. В этом процессе задействованы следователи из Нидерландов, Малайзии, Бельгии, Австралии и Украины.

Параллельно под эгидой Совета по безопасности Нидерландов проводилось второе расследование, нацеленное на выявление технических причин катастрофы. В этом расследовании участвуют представители России, Малайзии, США, Великобритании, Австралии и Нидерландов.

14 октября 2015 года доклад с результатами этого расследования был обнародован. Международная группа экспертов пришла к выводу, что лайнер 17 июля 2014 года упал вследствие взрыва боевой части типа 9N314M, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной ракетно-зенитным комплексом "Бук".

Видео: Youtube/Onderzoeksraad voor Veiligheid

Согласно докладу, ракета поразила кабину пилота с левой стороны. Ударная волна нанесла ущерб передней части судна, до 12,5 м от носа фюзеляжа. В результате взрыва и поражения самолет рассыпался в воздухе: кабина пилотов и пол салона бизнес-класса оторвались почти сразу и упали на землю. Остальная часть самолета продолжала лететь еще приблизительно 8,5 метров. Элементы верхней части самолета были оторваны потоками воздуха, скорость которых составляла около 900 км/час.

Доклад своего расследования 8 октября опубликовала и экспертно-журналистская группа Bellingcat, специализирующаяся на проведении расследований по открытым источникам.

В докладе Bellingcat говорится, что 17 июля 2014 года установка "Бук" была перевезена на грузовике из Донецка в Снежное, а затем своим ходом отправилась к югу от Снежного. Оттуда, говорится в докладе, около 16:20 по местному времени была запущена ракета, сбившая самолет "Малайзийских авиалиний".

Эксперты подчеркивают, что замеченный в районе Снежного "Бук" — российского происхождения. Согласно выводам Bellingcat, комплекс, многочисленные фотографии которого были сделаны на территории Украины, находился до этого в составе 53-й зенитно-ракетной бригады, которая дислоцируется недалеко от Курска. В Bellingcat также утверждают, что им удалось установить личности четырех человек, которые могли вести машину, транспортировавшую Бук "3х2".

Россия, со своей стороны, также провела расследование. Российский концерн "Алмаз-Антей", который занимается сборкой "Буков", установил, что причиной крушения лайнера стала ракета 9М38 комплекса "Бук".

Концерн  обнародовал данные натурного исследования, согласно которым выпущенная ЗРК "Бук" ракета разорвалась с левой стороны малазийского "Боинга-777". Часть повреждений малазийского "Боинга-777" вызвана разрушением элементов конструкции лайнера, заявили в концерне. При этом в России заявили, что такие ракеты были сняты с вооружения российской армии в 2011 году.

1118544_01

Фото: BULENT KILIC

После катастрофы Малайзия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала по расследованию дела о сбитом "Боинге" в Украине.

За создание трибунала для судебного преследования лиц, виновных в гибели малайзийского "Боинга" в Донбассе выступали пять стран — Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина. Однако, создание трибунала ветировала Россия и страны международной следственной группы прекратили усилия по учреждению трибунала через резолюцию Совбеза ООН.

Альтернативой трибуналу может стать расследование дела в Международном уголовном суде. Вторым вариантом, который рассматривают страны-участники следственной группы, является суд в одной из стран.

Виновник трагедии с лайнером на Донбассе пока не установлен – это не относится к юрисдикции Совбеза Нидерландов.

Тем временем родственники погибших при крушении самолета подали иск на $900 млн к бывшему министру обороны самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Игорю Стрелкову. Иск от лица 18 семей погибших был подан в один из судов Чикаго.

8 марта 2014 года, Индийский океан

8 марта 2014 года самолет Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс по маршруту из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин (КНР) пропал  в небе над Южно-Китайским морем спустя 40 минут после вылета. На борту находилось 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров).

Спустя 40 минут после вылета авиалайнер пропал с экранов радиолокаторов. Впоследствии самолет не отвечал на вызовы с Земли, звонки по спутниковому телефону и текстовые сообщения, посылавшиеся по специальной авиационной системе ACARS. Диспетчеры Куала-Лумпура и Хошимина, при содействии оперативного центра Malaysia Airlines, пытались обнаружить Боинг и не объявляли чрезвычайную ситуацию. Код "Бедствие" (DETRESFA) объявлен управлением воздушным движением (УВД) Куала-Лумпура спустя чуть более 5 часов.

Первоначально поисковая операция велась в Южно-Китайском море, где самолет в последний раз выходил в эфир, затем переместилась в Малаккский пролив и далее в Индийский океан возле западных берегов Австралии, так как было установлено, что авиалайнер находился в воздухе после исчезновения еще чуть более 7 часов, существенно изменив маршрут. Первая поисково-спасательная операция не принесла результатов и была завершена в апреле 2014 года. Не было обнаружено ни место его возможного падения, ни обломков. В августе 2014 года началась вторая поисковая операция, которая проводилась уже под водой в районе Индийского океана, где Boeing 777 предположительно потерпел катастрофу.

В январе 2015 года власти Малайзии официально признали всех пассажиров и членов экипажа рейса 370 погибшими, а в качестве причины катастрофы был указан "несчастный случай". В июле 2015 года на расстоянии более чем в 4000 километров от места предположительного падения самолета в Индийский океан, на побережье острова Реюньон, был обнаружен фрагмент самолета.

clgbb8iuyae8kcv

Фото: twitter.com/rakan_b777

До настоящего времени международной следственной группой не установлены причины изменения курса Boeing 777 и его исчезновения, а также хронология событий, происходивших на борту. Не обнаружено также и место катастрофы.

3 июня 2012 года, Нигерия

3 июня 2012 года самолёт MD-83 потерпел крушение во время коммерческого рейса 9J-992 компании Dana Air из Абуджи в Лагос (Нигерия). В результате катастрофы погибли 163 человека.

На расстоянии 20 км к северу от аэропорта Лагоса экипаж сообщил об отказе обоих двигателей. Самолет рухнул на густонаселенный жилой квартал Иджу Ишага, недалеко от аэропорта, после чего развалился на части и загорелся.

175547_main

Фото: AFP

На борту самолета находились 153 человека, никто из них не выжил. Среди них было не менее шести граждан Китая и семь граждан США. В доме, на который обрушился самолет, проживало не менее 40 человек. В других зданиях тоже могли находиться люди.

175540_main

Фото: AFP

В результате падения самолета были разрушены два жилых дома, церковь и типография.

После катастрофы в район падения самолета бросились мародеры. Были разграблены не только пострадавшие здания и багаж пассажиров разбившегося самолета, но и уцелевшие дома местных жителей. В результате паники к месту трагедии долгое время не могли пробиться машины пожарной охраны и кареты скорой помощи.

175549_main

Фото: AFP

Как сообщил глава Управления гражданской авиации Нигерии Харольд Демурен, из переговоров пилота с диспетчерами на земле следует, что оба двигателя самолета были неисправны. Незадолго до падения воздушного судна экипаж послал сигнал тревоги, сообщив о том, что двигатели вышли из строя, рассказал он.

28 июля 2010 года, Пакистан

28 июля 2010 года самолет Airbus A321-200 потерпел крушение в предгорьях Гималаев у Исламабада (Пакистан).

Пассажирский самолет Airbus A321-200 авиакомпании "Airblue", выполнявший рейс № ED202 по маршруту Карачи—Исламабад, вылетел из пункта отправления в 07:50 по местному времени. В 09:43, при подлете к международному аэропорту имени Беназир Бхутто, авиадиспетчеры потеряли связь с экипажем. В это же время Airbus A321-200 врезался в холмы Маргалла. На месте крушения возник пожар.

68793_main

Фото: AFP

По данным авиакомпании "Airbluе", среди людей, находившихся на борту самолета, было четыре иностранца — по одному гражданину Австрии и Сомали, и двое из США. Всего на борту было 152 человека – 146 пассажиров, среди которых 20 женщин и 5 детей, и 6 членов экипажа. Все они погибли.

68797_main

Фото: AFP

Первой версией авиакатастрофы стали плохие погодные условия: сезон дождей и сильный туман. Также не исключалось, что на борту самолета произошел теракт. Позже стало известно, что диспетчеры аэропорта просили экипаж воздушного судна зайти на повторную посадку и совершить третий круг. Пилоты не смогли вывести лайнер на правильный курс, начали заходить на посадку раньше положенного срока и самолет врезался в горы.

68787_main

Фото: AFP

22 мая 2010 года, Индия

22 мая 2010 года в аэропорту Мангалур (Индия) самолет Boeing 737 бюджетной авиакомпании Air-India Express, следовавший из Дубая в Мангалур, при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. На борту находились 160 пассажиров и 6 членов экипажа. Восемь человек были найдены живыми, но один из них умер по пути в больницу.

57_main

Фото: AFP

Аэропорт в Мангалуре располагается на возвышенной местности и входит в десятку самых опасных аэропортов Индии. Согласно решению государственного авиационного комитета Индии (DGCA), взлет и заход на посадку в аэропорту Мангалур должен выполнять только капитан воздушного судна. На момент катастрофы капитан рейса Air India Express 812 Златко Глушица совершил в аэропорту Мангалур 16 взлётов и посадок.

Экипаж получил от службы управления воздушным движением (УВД) разрешение на посадку и начал выполнять стандартный заход по приборам (ILS) на полосу №24.

Второго пилота обеспокоило то, что самолет находится слишком высоко и он предложил капитану уходить на второй круг, однако тот продолжил снижение, находясь выше нормальной траектории. Второй пилот повторил, что необходимо уходить на второй круг, на что капитан воскликнул: "О мой Бог!", отключил автопилот и увеличил скорость снижения до 4000 футов в минуту. Это привело к срабатыванию автоматических сигнализаций "Sink rate" и "Pull up", рекомендовавших набрать высоту и предупреждающих о высоком риске столкновения с землей.

В итоге самолет приземлился на середину полосы №24 длинной 2 448 метра, выкатился за ее пределы, промчался еще несколько десятков метров, столкнулся с преградами и свалился в овраг, окружавший аэродром Мангалура. Авиалайнер разломился на две части, из поврежденных топливных баков начал вытекать керосин, на месте крушения начался сильный пожар. В первые секунды после аварии нескольким пассажирам удалось выбраться из разрушенного самолета через разбитые иллюминаторы. Выжившие пассажиры направились за помощью к местным жителям, которые прибыли на место катастрофы раньше спасательных служб. Позже прибыли 15 пожарных машин, 20 автомобилей скорой помощи и около 100 сотрудников спасательных служб. 8 пострадавших госпитализировали, одна пассажирка скончалась от полученных травм по дороге в больницу.

В катастрофе погибли 158 человек, большинство из которых скончалось вследствие сильного пожара. Выжившие 7 пассажиров получили травмы различной степени тяжести.

50_main_01

Фото: AFP

Согласно официальному отчету комитета по расследованию авиапроисшествий в Индии, главной причиной катастрофы стала ошибка капитана Глушицы, который, несмотря на замечания второго пилота и предупреждения системы EGPWS, продолжил заход на посадку и предпринял попытку уйти на второй круг уже после приземления. Касание ВПП произошло в 600 метрах от начала полосы и авиалайнеру не хватило оставшегося расстояния (1848 метров) для нормального торможения. Исследование обломков лайнера показало, что на момент катастрофы рычаги управления двигателями находились в положении "полный газ". Уже на пробеге самолета капитан внезапно предпринял попытку прервать заход на посадку и перевел рычаги управления двигателями во взлетный режим, что лишь усугубило ситуацию. Расшифровка бортового самописца показала, что второй пилот заметил ошибку капитана и рекомендовал уходить на второй круг, когда самолет находился в 2,5 милях от аэропорта.

Также на катастрофу повлияли и другие факторы. А именно, отсутствие контрольного радара MSSR в аэропорту Мангалура, в связи с чем службы УВД допустили ошибку и разрешили экипажу снижаться немного позже, чем необходимо.

Свою роль сыграло также отсутствие активных действий второго пилота, вовремя обнаружившего ошибку капитана, но не предпринявшего активных мер по предотвращению катастрофы, и расположение аэродрома на возвышенной местности, окруженной оврагом, что в определенной степени усложняло заход на посадку.

Есть три причины крушения самолета – эксперт

Существует три основных причины, вследствие которых самолет может потерпеть крушение – это отказ техники, человеческий фактор и погодные условия, рассказал Сегодня.ua экс-первый замглавы Госавиаслужбы Украины Александр Гречко.

"Обычно в авиации три причины – человеческий фактор, воздействие внешней среды, попадание чего-то в самолет или метеоусловия, и отказ авиационной техники", – сказал Александр Гречко.

"Это воздействие внешней среды, то есть попадание в зону турбулентности, какие-то опасные метеоусловия, гроза, молния, сильный сдвиг ветра, то есть то, что могло самолет в воздухе "свалить" или разрушить. Это отказ авиационной техники…И третья причина – это экипаж", – объяснил эксперт.

При этом, как отметил Гречко, еще не было случаев, когда у такого самолета, как Airbus, который 31 октября разбился в Египте, одновременно отказали два двигателя, а на одном двигателе такой самолет может лететь и даже набирать высоту.

Кроме того, эксперт отметил, что новые технологии противостояния погодным условиям, которыми оборудованы современные самолеты, могут и не справиться со всеми катаклизмами.

"Они-то (самолеты – Авт.) оборудованы. Но природа настолько сильна, мощна и непредсказуема, что я это тоже не могу исключить", – сказал эксперт.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
🙏 Keep Calm
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Помощь во время войны
Больше новостей
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Все новости
Последние новости
Показать еще
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63728.16

Bitcoin Cash (BCH)

476.25

Binance Coin (BNB)

611.13

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum Classic (ETC)

26.16

Litecoin (LTC)

83.6

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять