Перестройка в высшем образовании: что нового ждать от болонского процесса

23 Июня 2008, 17:00

Квалификацию "специалист" хотят отменить, но старые дипломы менять не придется.

Фото с сайта visualphoto.com
Фото с сайта visualphoto.com

Евроинтеграционные стремления Украины, пожалуй, наиболее заметны пока в области высшего образования. В апреле-мае успешно прошло первое в истории нашей страны общенациональное независимое тестирование. А недавно главное образовательное ведомство завершило работу над проектом новой редакции Закона "О высшем образовании", который 31 мая был передан на рассмотрение профильного Комитета ВР. И, судя по всему, уже нынешние первокурсники смогут воспользоваться его преимуществами. О том, какие новшества заложены в новом документе, мы попросили рассказать директора департамента высшего образования Ярослава Болюбаша, который является одновременно руководителем редакционной группы.

"ВЛИВАЙМОСЯ". Присоединение Украины в 2005 году к Болонскому процессу предполагает полноправное вхождение нашей страны в общеевропейское образовательное пространство. Но необходимым условием для этого является адаптация внутренней системы образования с европейской не только на декларативном, а и на законодательном уровне. Что и было сделано в очень сжатый для такого рода работы четырехмесячный срок.

Обновленный закон называют чуть ли не революционным, предполагающим "существенную реструктуризацию системы национального высшего образования, расширение автономии вузов, усовершенствование их финансово-хозяйственной деятельности и повышение роли студенческого самоуправления". Что ж, попробуем разобраться с его основными моментами.

ТРИ УРОВНЯ ВМЕСТО ЧЕТЫРЕХ. Перво-наперво предполагается трансформировать внутреннюю четырехуровневую систему в трехуровневую европейского образца. Сейчас, напомним, в Украине действует 4 образовательно-квалификационных уровня: младший специалист, бакалавр, специалист (магистр) плюс научный (кандидат наук, старший научный сотрудник, доктор наук). А там обходятся только тремя: бакалавр, магистр и доктор философии (образовательно-научный уровень). Но при этом бакалавры у них "полноценные", т.е. кроме уровня имеют еще и квалификацию. А у нас они считались как бы промежуточной стадией, поэтому за 10 лет существования бакалаврата для них так и не определили место в Государственном классификаторе профессий. Поэтому среди работодателей царило предубеждение, что бакалавр — это недоучка, и непонятно было, признавать ли вообще таких специалистов.

Теперь бакалавры станут полноправными специалистами, которые могут занимать определенные должности либо могут продолжить учебу на магистра. Это предполагает уход от понятий "неполное", "базовое" и "полное высшее образование". А вот наиболее популярная прежде квалификация "специалист" вообще упраздняется, а будет только универсальный "магистр". Но будет дополнительно указываться, что он может в дальнейшем вести научную деятельность, а в технической сфере будут магистры инженерии.

Может возникнуть вопрос, не придется ли выпускникам прежних лет "конвертировать" старые дипломы? Нет, не придется, дипломы будут приравниваться по аналогичным квалификациям: старые бакалавры к новым, а специалисты — к магистрам. Зато решили сохранить подготовку младших специалистов как национальную особенность. Это будет так называемый короткий цикл высшего образования в двухлетних профессиональных колледжах (ныне техникумы).

Были предложения полностью отказаться от этой ступеньки, но мы считаем, что это неправильно. Во-первых, техникумы ведут уникальную подготовку специалистов среднего звена на базе 9 классов, очень востребованных на рынке труда, т.е. ведут раннюю профориентацию. Наконец они расположены в основном в райцентрах и являются своего рода центрами культуры и образования, да и ребята, которые проходят школу техникумов, являются более профессионально зрелыми, нежели их сверстники после средней школы.

В НАУКЕ. Взамен нынешнего кандидата наук будет доктор философии, но в соответствующих областях наук. Причем на "доктора" придется учиться стационарно, как на бакалавра или магистра, то есть это будут фактически такие же студенты. Тогда как раньше в аспирантуре системного обучения не было, а была только "подготовка диссертации".

Как еще одну национальную особенность решили оставить доктора наук. Хотя в Европе такого понятия нет, а есть только доктор философии. Однако предполагается, что звание доктора наук будет даваться за особые достижения и их будет намного меньше, чем сейчас.

Еще одна новинка — ученое звание "старший научный работник" заменили на иноземное "адъюнкт", а "доцент" и "профессор" сохранились.

БЕЗ АККРЕДИТАЦИИ. Упраздняется также разделение вузов по уровням аккредитации. Сейчас, как известно, они бывают от I до IV уровня.

— Такое разделение было надуманным, — считает Я. Болюбаш. — Ведь образовательно-квалификационных уровней было три: младший специалист, бакалавр, специалист (или магистр), а уровней аккредитации вузов почему-то оказалось четыре. Уже в этом парадокс! Это вносило неразбериху, когда в одном вузе разные специальности могли быть аккредитованы по разным уровням. Например, одна по III, а другая по IV, тогда как сам вуз проходил по IV уровню. Это фактически вводит в заблуждение абитуриента, которому на самом деле важна аккредитация специальности, на которую он поступает. В свою очередь, руководство вуза тратило большие средства на поездки и пробивание статуса для своего вуза.

Поэтому решено, что будут просто университеты, академии и колледжи. Но вводятся четкие требования по количеству обучающихся студентов и объемам подготовки научных кадров, которые должны обеспечить вузы в соответствии со статусом (см. схему). Такая практика принята во всем мире, и обусловлена она "экономической эффективностью" обучения одного студента за государственный счет. Хотя нам здесь следовало бы поднять планку еще повыше, но мы понимаем, что вузы не смогут сразу перестроиться. Придется им на ходу подтягиваться, кооперироваться и — укрупняться. А то у нас сейчас есть такие университеты, где на бюджетных местах дневной формы обучения числится всего... 700 студентов, и иные университеты со статусом национальных по количеству специальностей соответствуют рангу факультета. Сегодня они еще как-то зарабатывают на "платниках", но через несколько лет их просто не станет по демографическим причинам, а значит, придется выживать своими силами.

Из-за такой рассредоточенности и недогруженности преподавательских кадров снижается качество образования и происходит его необоснованное удорожание для державы. Ведь на содержание каждого ректора или профессора выделяется определенное количество помощников, автомобилей и других "средств производства". В идеале каждый профессор или доцент должен читать курс не 20, а минимум 100—150, а то и 200 студентам. В свою очередь, университетские кафедры нынче имеют всего по 5—6 специалистов с научными званиями, и понятно, что никакой научной деятельности такая кафедра вести не может. А должно быть их несколько десятков: одни ведут учебный процесс, другие — научные направления, третьи совмещают и то, и другое. Ведь научная составляющая — это необходимое условие университетского образования. Плюс к тому не обойтись без "коммерциализации", т.е. вузы должны научиться продавать свой научный продукт, зарабатывая тем самым средства на обновление инфраструктуры вуза и передовое научное оборудование.

Решено полностью отойти от именования вуза "институтом", институт теперь будет лишь структурным подразделением университета, как факультет. Но с другими характеристиками. Если для факультета достаточно 3 кафедр, то для института нужно минимум 5 плюс обязательное наличие научной составляющей. Чтобы не было механического превращения факультетов в институты".

ГАРАНТИИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. Новой редакцией предусмотрено, что выпускники, которые учились по госзаказу и подписали трехстороннее соглашение "студент—вуз—работодатель", должны отработать не меньше 3 лет, а выпускники военных вузов — отслужить. Но при этом за ними закрепляются соцгарантии (выплата помощи на обустройство в размере трех окладов, предоставление жилья и др.). Если же он уволится до окончания срока, должен возместить в бюджет затраченные деньги, а в случае отказа их будут взимать в судебном порядке. На этот счет были протесты. Но держава должна как-то себя защищать.

Вузам дали также некоторые финансовые свободы, разрешив открывать банковские счета, в т.ч. депозитные. Однако они не могут передавать в аренду имущество, обспечивающее выполнение уставной деятельности, а остальное имущество и земля передаются в аренду без права выкупа.

ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТИ. По действующей редакции время занятия руководящих выборных должностей оговаривается конкретными сроками, а иногда пожизненно. Так, завкафедрой выбирается на 5 лет (в вузах со статусом национальных — на 7 лет), ректор — без ограничений. В новой трактовке мы везде поставили приставку "до":

- руководители института, факультета, завкафедрой — до 5 лет;

- (в вузе со статусом национального) — до 7 лет;

- ректор, руководитель колледжа — не более 2 сроков подряд.

Т.е. срок занятия должности может сокращаться — в зависимости от эффективности работы ее обладателя.

Зато усилили роль студенческого самоуправления. Его представителей должно быть не менее 10% в составе ученого совета или органа управления структурным подразделением (институтом, кафедрой, колледжем).

БОРЬБА С ВУЗАМИ-ОДНОДНЕВКАМИ. Обязательным условие выдачи вузу лицензии будет наличие у него собственной или арендованной не менее чем на 10 лет материально-технической базы, соответствующей установленным нормативам. А то сейчас вузы или их филиалы открываются где попало, без какой-либо инфраструктуры, в т.ч. в бывших детсадиках. И так же легко закрываются. Тем самым будут отсекаться вузы-однодневки, занимающиеся не более чем "заробитчанством".

СКОЛЬКО УЧИТЬСЯ. Продолжительность учебы на каждом этапе осталась прежней: на младшего специалиста на основе полного среднего образования — 2 года, на основе базового среднего (9 классов) — 4 года; на бакалавра после 11 классов три-четыре года, а на основе младшего специалиста на 1—2 года меньше. Учиться на магистра после 11 классов средней школы придется пять-шесть лет, а если стартовать с бакалавра — полтора-два года.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДИПЛОМА. Европейский подход предполагает увеличение роли последипломного образования. То есть человек сможет учиться чуть ли не постоянно. Первое образование станет базовым, и в зависимости от ситуации на рынке труда гражданин сможет в дальнейшем получать дополнительную квалификацию или полностью переквалифицироваться. Но здесь важно, чтобы обеспечивался декларируемый уровень качества образования.

ВТОРОЕ БЕСПЛАТНОЕ. Сейчас действует норма, по которой все граждане имеют право на бесплатное высшее образование, но только если оно получается впервые. Она осталась в силе, плюс добавлено положение, по которому в отдельных случаях, в случаях, определенных Кабмином, бесплатным может быть и второе образование. Например, если человек получил травму и не может дальше работать по своей специальности. Или, скажем, учитель математики работает в маленькой сельской школе, где уменьшилось количество учеников. Оптимальным будет дать ему возможность за казенный счет получить квалификацию по второму предмету, а не содержать второго учителя.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Прежде у нас действовала "самозамкнутая" система высшего образования, когда все учились на родине и никто никуда не ездил. По Болонским канонам все вузы "могут вести совместную образовательную деятельность с иностранными учебными заведениями по программам двух- и многостороннего обмена студентами, докторантами, педагогическими и научными работниками, ...выдавать документы о высшем образовании". Словом, идем к полной мобильности и свободе выбора учебного заведения. Студенты могут на определенное время ехать в другую страну на учебу, а потом получать сразу два диплома — нашего и иностранного образца.

Как будет выглядеть новая структура вузов, смотрите ЗДЕСЬ.

КОМУ ПОМОЖЕТ СИСТЕМА "КОНКУРС"

И еще об одной новинке, которую презентовало на днях Минобразования. Информационная система "Конкурс" была разработана специально в помощь нынешним "сертифицированным" абитуриентам и предназначена для оперативного отражения информации о конкурсной ситуации в учебных заведениях III—IV уровней аккредитации. Система доступна в интернете на сайте http://vstup.info.

Предполагается, что сюда будут стекаться (в ежедневном режиме) самые свежие данные о конкурсной ситуации в вузах, что поможет соискателям принимать более взвешенное решение о подаче документов и окончательном выборе вуза.

- Общее количество поданных заявлений.

- Количество заявлений на бюджетные места.

- Количество льготников на внеконкурсный или целевой прием.

- Максимальная и минимальная сумма баллов сертификатов по конкурсным предметам.

А также отражаются характеристики и условия вуза:

- Лицензированные объемы приема по специальностям.

- Объем госзаказа.

- Перечень конкурсных дисциплин.

- Стоимость года учебы по контракту.

Такая оперативная сводка может сыграть решающую роль под занавес конкурсных испытаний для тех, чей суммарный балл сертификатов находится на уровне или чуть ниже проходного. Все просто: из-за того, что многие абитуриенты подадут документы не в один, а сразу в несколько вузов, проходной балл в последний момент начнет снижаться, особенно в вузах "второго выбора". И здесь нельзя зевать тем, кто находится "на грани" проходного. Ведь на колебания отпущено всего пять дней после оглашения списка рекомендованных к зачислению. Здесь-то и поможет сориентироваться система "Конкурс".

Сайт уже работает. Пока прием документов еще не открыт, на сайте вывешены общие сведения: код и названия специальностей в каждом вузе, перечень сертификатов, участвующих в конкурсных испытаниях, и стоимость обучения на контрактной основе. А также реквизиты вузов: адреса, телефоны, обозначения веб-сайтов и электронной почты.

СРОКИ ПРИЕМА ДОКУМЕНТОВ И КОНКУРСА СЕРТИФИКАТОВ

Вузы

Конец приема документов

Зачисление

со статусом национальных

15 июля

до 5 августа

другие ІІ—ІV ур. аккр.

22 июля

до 10 августа

на программу младшего специалиста

29 июля

до 15 августа

День начала приема документов устанавливается внутренними правилами приема каждого вуза.

Прикреплённый файл: structure.jpg

Вы сейчас просматриваете новость "Перестройка в высшем образовании: что нового ждать от болонского процесса". Другие Новости образования смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Яворская Наталия

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования