Интервью с отцом Олегом: Бог – это объединяющая сила, а дьявол действует по принципу "Разделяй и властвуй"

17 Февраля 2017, 12:12

Священник рассказал о формальностях в церкви, важности искренности, а также силе любви к ближнему и Богу

Бог - это объединяющая сила, а дьявол действует по принципу "Разделяй и властвуй"
Бог - это объединяющая сила, а дьявол действует по принципу "Разделяй и властвуй"

Небольшой деревянный храм находится на Печерских холмах. Он спрятался за поворотом на Старонаводницкой. Над ним нависают высотки, а по соседству расположилось так называемое Царское село. Храм не похож на обычную церковь – вместо белых или расписанных стен с золотыми или цветными куполами небольшое деревянное здание с крышей в форме церковного купола. Внутри деревянные брусья, нет огромного золотого иконостаса. Алтарь отделяет кованая конструкция, по бокам иконы, справа часть помещения обставлена детской мебелью. Тут и столы для детей, где они могут рисовать, и коврики, на которых можно рассыпать конструктор и поиграть. Для совсем маленьких есть пеленальный стол, а для мам – диванчик, где они могут присесть. Храм светлый, на фоне деревянных стен в оформлении много белого и живых цветов. Еще одна особенность "Купола" – свечи бесплатно, записки тоже. Настоятель храма – отец Олег Мельничук. Он необычный человек. Когда с ним общаешься, кажется, что он вообще не злится и не гневается. От него исходит доброта, свет, ясность ума. В то же время священник доходчиво и понятно объясняет сложные вещи о Боге, жизни, вере. На службах у отца Олега всегда много людей с детками. Некоторые семьи создавались прямо в храме – здесь венчались, крестили детей, а сейчас их можно увидеть каждое воскресенье на службе. Приветливые улыбки на лицах, детский смех – такая атмосфера на богослужениях в "Куполе". Чтобы побольше узнать о том, как люди находят свое счастье в церкви, приходят к Богу, мы и поговорили с отцом Олегом.

15267807_1177608615641655_242113799997302800_n

Духовный отец не "контролер". Это любящий отец

- Духовный отец – это кто: семейный психолог, "родитель", который жестко контролирует тебя во всем, или советчик?

- Человек, который любит и отдает себя полностью, делая все для счастья другого человека, его семьи – это и есть духовный отец. Он тот, кто способен сохранить индивидуальность каждого, направляя к источнику счастья – к Богу.

- Но ведь бывает и так, что духовный отец начинает контролировать каждый шаг прихожанина, и человек как бы "теряется" между его наставлениями и собственными желаниями. Где эти границы – личной свободы и духовного наставничества?

- Нет-нет, это неправильно, и так не должно быть. Духовный отец не "контролер". Это любящий отец, который только предлагает, но не довлеет. Если у него просят совета, он может и сразу ответить, может и не сразу. Может помолиться и спросить у Бога. И порой диалог с Богом длится очень долго, чтобы дать человеку правильный совет, особенно когда в его жизни наступает решающий, стратегический момент. Духовный отец помогает найти свой путь, выставить духовную навигацию, правильно расставить "знаки дорожного движения" по дороге под названием "Жизнь". Мы можем не соблюдать эти правила, но духовник подскажет, как сделать так, чтобы доехать до конечного пункта.

- А если все же начинается тотальный контроль? Я знаю историю, когда очень строгое поведение со стороны духовного наставника привело к депрессии у одной девушки, и она страшно боялась сделать хоть что-то не так…

- Это не любовь, это абсолютно чуждо любви. Это не духовное наставничество – это "кормление гордости". Настоящее "духовное сожительство" между духовным отцом и духовным чадом, прихожанином – я имею в виду не "захожанином" церкви, а истинным прихожанином – ведет к настоящему счастью. А счастье немыслимо без свободы. Есть случаи, когда целые семьи поступают определенным образом. Но их выбор пути не правильный, с точки зрения их семейного счастья, он ведет к разрушению. Не задавая вопрос, я и не отвечал. Я молчал.  И им нужно было прожить два года, упереться в тупик, чтобы потом они все же задали мне этот вопрос. Два года нужно было ждать, молиться. И только так. Я не навязываю свое мнение. Нет счастья без любви и нет любви без свободы.

12715498_954211304648055_2835466494379729922_n

- Но ведь часто люди попадают в ситуации, когда их свободу ограничивают. Все учения христианства – об ограничениях и наказании. Как понять, где допустимая грань свободы?

- Ориентир – есть Христос. Он же не заставлял никого – Он просто говорил тихо, шепотом. Потом число Его учеников увеличилось. Кто способен был соблюдать заповеди счастья, заповеди блаженства, тот и пошел за Ним. Тот и стал счастлив.

Врач – он же не берет таблетки и силой не кладет их в рот пациенту. Он дает рецепт, а человек может принимать лекарство или отказаться.

По поводу границ свободы. Христос нам показывает, где свобода, а где произвол. Где есть благо, а где грех. Это два мира с очень тонкой гранью. Для этого и существуют Христос, Библия и духовный наставник. Ведь даже если человек духовно пал, то он возвращается в свое состояние до греха. И Бог-отец, через  духовного отца, принимает падшего человека. И обнимает. И точно так же любят. И дальше идут вместе вперед.

- То есть не должно быть осуждения проступков?

- В зависимости от нравственного уровня человека. Ведь когда мы духовно пали, то опять возвращаемся к исповеди, к духовным беседам, к желанию стать ближе к Богу. Тут ни в коем случае нельзя уничтожать человека. Апостол Павел очень четко в своих посланиях пишет о свободе, о законе, о благодати. Ведь мы можем дать только то, что у нас есть. Главный ресурс священника – благодать, и ею он должен наполнять каждого человека. Приходит семья или человек, нуждающийся в вере, ты даешь ему веру. Семье, которая нуждается в любви, священник должен дать любовь. Людям, нуждающимся в познании воле Божьей, священник должен показать ее.

Любовь должна быть ответная. Потому что безответная любовь – она обречена

- Как человек может найти своего духовного отца? Как этот контакт происходит?

- Во-первых, он должен молиться. Во-вторых. У каждого человека свой мир, свое мировоззрение. Это глубоко индивидуально. Приходя в церковь, не надо сильно усердствовать в этом деле, ездить по всему миру… Бог видит тебя, видит твою потребность. Будешь достойным духовного наставника – будет тебе. Ведь духовник должен быть близким тебе по духу. Потому что духовный отец – и священнослужитель, и психолог, и консультант, и врач. В третьих. Чтобы отношения сложились, должно обязательно быть доверие. Это основа духовной связи. Если нет доверия, нет взаимности, нет и перспектив в подобных отношениях. 

13323240_1108789655847153_87365174225370926_o

Взаимность, которая была у апостолов с Христом и у Христа с апостолами, особенно с "возлюбленными". Высота взаимности к апостолам и к нам в образе Христа – это Его воскресение, Его обещания послать Святого Духа. Высота или глубина взаимности со стороны учеников – это то, что они сохраняли верность и во время распятия, и во время воскресения. И после воскресения и вознесения. Нет любви односторонней. Любовь должна быть ответная. Потому что безответная любовь – обречена.

- На страдания?

- Абсолютно верно. Она неперспективна. Важный момент. Мир сегодня находится в состоянии некого предпсихического тотального заболевания. Один важный аргумент: 20 лет назад в высшие учебные заведения самые большие конкурсы были на юридические и экономические факультеты. Построили мы правовое государство? Или выстроили ли сильную экономику? Нет. А сейчас большой конкурс на факультет психологии – многие хотят стать психологами. Так же, как сейчас на каждом углу есть развлекательные центры, так же "на каждом углу" будут кабинеты психологов. Все будут "разбираться в   душе, лечить ее". Это приведет к болезненному, в клиническом смысле этого слова, состоянию общества. Тем более такого религиозного, как в Украине.

- Я общалась с разными психологами. В некоторых течениях чувствуется что-то общее с христианскими ценностями, в некоторых, наоборот, слишком много эгоизма. То есть, с одной стороны, надо верить в себя, с другой – возникает гордыня. Где грань между верой в себя и гордыней, тщеславием?

- Священник лишь отчасти психолог, потому что наука о душе – психология. Но в врачебном делании священника есть Христос, есть таинства с их благодатной силой. В работе психолога есть набор приемов…

- А человек где?

- Для человека выстраивается другая траектория. Если мы верим в Христа, значит, мы верим не только в Него, но и в себя. Но эта вера другая – вера в свою немощь и вера как доверие Богу. И тогда рождается ответственность, потому что Бог дал тот ресурс, который обмену не подлежит: это время. И человек, осознав, что время обмену не подлежит, начинает этот ресурс использовать рационально. И тогда он начинает работать, понимая рассказанные Христом притчи о талантах. Если человек их не приумножает, значит, он "закапывает" себя из-за отсутствия самореализации. Нет веры в себя нет самореализации. И с точки зрения Евангелия, если ты не использовал этот ресурс, значит ты противник Бога. Ты не только умаляешь Бога, не только уничтожаешь его дар ты уничтожаешь и себя.

- Как понять, что тебе дано Богом? Иногда люди придумывают себе таланты, иногда не видят их. Как получить ответ, каково твое предназначение и где твоя судьба?

- Вечный вопрос. Я всегда говорю, что самая главная молитва – это "Господи, научи творить волю твою". Вот смотрите, Бог создает человека изначально для блаженства, для счастья. Природа Воли Божьей к Адаму, Еве и к нам в XXI веке не поменялась. Она есть любовь. Мы потеряли связь с Богом, начиная искать себя. Нам нужно правильно поставить вопрос Богу – "Господи, научи творить волю твою". А для того, чтобы это получить, нужно избавиться от многих сдерживающих факторов. Чистым сердцем, как апостол Павел, и чистым умом понять Христа, понять Бога.

16003183_1229633213772528_2223067295525859456_n_01

- О каких факторах вы говорите? Например?

- Эти факторы называются грехи, страсти. И чтобы избавиться от этого, церковью дается таинство. Сама жизнь в церкви – не возле подсвечника и некое формальное действо, а жизнь в храме, где есть глубинное понимание исключительности церкви как Богом установленного организма. Я очень жалею тех людей, которые "все знают" о церкви, но ее природу так и не познали, не познали ее сущность. Они всю жизнь проходили в храм, ставили свечки, но не познали Бога. Они остались, как апостол Павел пишет, младенцами в вере, но пытаются быть старцами.

- То есть суть не в формальном проявлении – ходить на воскресные службы, ставить свечки, подавать записки, а совсем в другом?

- Очень часто возникает конфликт формального и неформального, внутреннего и внешнего, закона и благодати. В послании апостола Павла к Римлянам сказано, где есть место закона, благодати, свободы. Если человек задает себе такие вопросы, значит, формальное отношение к Богу – это свидетельство лишь того, что человек находится в состоянии младенца в вере. Это то же самое, когда мы пытаемся дать младенцам не молоко или мягкую пищу, а кусок мяса. Такое происходит очень часто. Пусть лучше младенец побудет в вере дольше на молоке, чем дать ему сразу кусок мяса, который он не сможет съесть.

Бог создал церковь не как место лишения свободы. Церковь – это не тюрьма. Церковь – это место счастья на земле

- Тогда с чего должен начинаться этот путь? Проблема в том, что у нас нет таких школ для взрослых? Откуда черпать знания?

- Это проблема истории, коммунистической идеологии – она дала о себе знать. Вот например, в Кембриджском университете есть около тридцати колледжов и в каждом из них есть своя церковь, или часовня. И очень престижно нести послушание в церкви, петь в хоре. Посмотрите сегодня на любой вуз в Украине. Это о многом свидетельствует. А как быть тем людям, которые задают вопросы, где искать Бога? Ответ искать ту церковную семью, ту церковную ячейку, сообщество, где будет выстраиваться индивидуальная тропинка к Богу через таинства, диалог с Богом, самим собой и священником.

- Наши храмы часто сложно принимают людей из-за строгих ограничений: женщины не могут ходить в брюках, нельзя быть в макияже. Нет ощущения легкости и света. Должна ли церковь как-то меняться и трансформироваться?

- Бог создал церковь не как место лишения свободы. Церковь – это не тюрьма. Церковь – это место счастья на земле. Уже потом, в силу исторических факторов, событий, у нас сложился образ церкви как места страха и места строгости. Но вопрос стоит ли меняться церкви? Вопрос один – нет! У нас уже все меняется. И, слава Богу, что не меняется церковь. Потому что если мы начнем еще и ее менять, то тогда уже будет конец мира, конец всего существующего. Бог неизменен – и церковь не должна меняться. Но что же есть церковь? Я подразумеваю под церковью носитель благодати Божьей, а другие смотрят на церковь как на место, где "бабушки" прогоняют тех, кто не по форме одет. Каждый ищет свое. Ко мне много раз приходили такие "бабушки", но они в нашей церковной семье не приживались, потому что я им как священник не позволял "руководить" и делать замечания.

13708_806324009436786_7601601473195995214_n

Был у меня случай. Одна женщина попросилась переночевать в храме она переехала с востока Украины, когда началась война. Она раньше всегда ходила в церковь. Мы ее приютили, она жила в нашем храме. Я смотрю она других взглядов. Говорю: "Нельзя так делать замечания. Нельзя подходить формально. Если человек пришел в церковь, он уже совершил подвиг. Зачем вы строгим взглядом людей отталкиваете?". Я пытался ее "перевоспитать". Потом говорю: "Наташа, если еще раз увижу, что вы ведете себя так, как ведут себя все "бабушки" в церквях – не так встал, не то сделал я не смогу больше вам доверить быть помощником в церкви". Я дал ей последний шанс. У меня есть прихожанин, который пять лет ходит в церковь, но у него есть татуировки. Как-то раз слышу крик. И тут выбегает он и кричит: "Отец, отец, я никогда у вас такого не видел. Я больше сюда не зайду. Она мне не дала спокойно помолиться". Он был в шортах, кроссовках, майке. У них с Наташей произошел конфликт. Он убежал, она плачет. Я ее спросил, что произошло: "Вот так и так". Говорю: "Вы понимаете, Наташа, этот человек ходит в церковь в шортах пять лет. Уже многие его друзья пришли к нам. Он так выражает свою любовь. Зачем вы так поступили?" Она обругала и меня. Что произошло? Произошло следующее. У этого молодого человека – назовем его Юрой – было представление о церкви как о месте встречи с Богом. У Наташи точно так же было свое представление о церкви. Но у нее была усугублена формальная ритуальная часть, внешняя, а он делал акцент на внутренней. Кто не прав? С одной стороны, естественно, неправа Наталья, что она дала повод ему уйти из церкви. С другой стороны, неправ был сам Юра. Потому что если ты ходишь в церковь пять лет, ты уже должен принимать существующие в храме правила. Опрятно одеться. Ты идешь на разговор с Богом. Мы с этим человеком уже очень много бесед вели, чай пили. К нам уже приходят многие его друзья, его брат. То есть каждый ищет ту церковь, тот приход, ту церковную семью, которые ему близки.

- Сейчас многие женщины ходят в брюках. И это не столько форма, сколько комфорт. Как быть, когда навязывается, что женщина не должна ходить в церковь в брюках, а только в юбке – и все?

- Легче сделать замечание по поводу чего-то внешнего, одежды, например, чем проявить любовь, показать Христа с внутренней стороны. Апостол Павел пишет, что женщине стыдно ходить в мужской одежде. Но апостол Павел точно так же пишет, что блудники, воры и так далее не наследуют Царство Небесное. Если мы принимаем одну часть, то должны принимать все. А то некоторые приходы принимают одну часть и возводят это в ранг религии, а другую не принимают. Это не справедливо.

Разделяется сегодня все – общества, люди, сердца, умы. На этом играют те, кто стремится к власти

- Сейчас у нас общество несколько разделено – кто-то ходит только в церкви Московского патриархата, кто-то – Киевского, кто-то вообще в секты. Нет единения, люди начинают теряться. Что должно происходить, чтобы не было этой вражды? Бог же все-таки один.

- Бог один – и Бог есть объединяющая сила. Дьявол действует по принципу "Разделяй и властвуй". Он делает все это для того, чтобы господствовать над той территорией, где он получил свою власть. Разделяется сегодня все – общества, люди, сердца, умы. На этом играют те, кто стремится к власти. Я со многими людьми общаюсь, и они понимают и говорят о том, что самая эффективная современная технология – это технология разделения. Но эта технология дьявольская.

Вчера на вашем месте сидел человек, который говорил, что он никогда в жизни "не пойдет в Московский патриархат". Промолчал и улыбнулся, ведь я его знаю уже около трех лет. Я считаю, что задача прихода не демонстрировать о канонической принадлежности, а свидетельствовать о любви, о Христе.

Вы сейчас просматриваете новость "Интервью с отцом Олегом: Бог – это объединяющая сила, а дьявол действует по принципу "Разделяй и властвуй"". Другие Общество смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Панюшкина Светлана

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования