I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Годовщина начала Великой Отечественной войны: вспоминаем истории людей, прошедших ад

Воины-близнецы, реабилитация в день смерти и бегство из плена на санях

22 июня исполнится 74 года со дня начала Великой Отечественной войны. "Сегодня" продолжает публиковать истории людей, переживших ужасы войны и послевоенного времени.

ПО ЭТАПУ. К началу войны 1941 г. Дмитрию Петровичу, главе семьи Хабренко из села Степановка Запорожской области, исполнилось 18 — самый что ни на есть призывной возраст. И хотя четыре года войны были для него роковыми, в его доме никогда не отмечали День Победы. Периодически супруга попрекала Дмитрия Петровича, что он профукал все льготы, положенные участнику войны. На вопросы дочерей, что за льготы и почему профукал, мама, опустив глаза, говорила, что якобы папу в армии уличили в распитии спиртного и судили за это, а льгот лишили. Лишь спустя много лет, в 2004-м, когда умерла мама, старшая дочь Ирина стала разбирать семейные архивные документы и наткнулась на военный билет отца. В нем значилось, что его призвали в армию в мае 1941 г., за месяц до начала войны. Через год Хабренко оказался в плену у немцев и до 1945 г. находился в лагерях Германии. Набравшись храбрости, Ирина с военным билетом в руках подошла к отцу и попросила все рассказать. После недолгих препирательств Дмитрий Петрович открыл дочери правду.

Реклама

После разгрома их дивизии всех уцелевших немцы перегнали на работы в Германию. Дмитрий Хабренко оказался в Кельне, где был отправлен на каторгу. Он вспоминает, что некоторые жители Кельна давали пленным еду и теплую одежду, а некоторые, наоборот, жестоко избивали. В мае 1945 г. их лагерь освобождали американские военные, союзники Советской армии. Американцы предлагали Дмитрию переехать в США, обещали нормальную жизнь. Однако освобожденный Хабренко вернулся на Родину, поверив убеждениям русских офицеров, что дома их встретят как героев. Но на родной земле думали иначе: Дмитрия Петровича осудили по статье "58-А" "за измену Родине". Ветеран вспоминал, что до границы СССР их везли в комфортных вагонах, но на следующей же станции, подконтрольной Советскому Союзу, их выгнали, "перегрузили" в товарняки и отправили на каторгу в Казахстан. Дмитрия Хабренко амнистировали через восемь лет, в 1953-м, когда умер Сталин. Вернувшись домой, он 58 лет проработал ремонтником на заводе "Запорожсталь". После всего услышанного Ирина решила во что бы то ни стало добиться реабилитации отца.

РЕАБИЛИТАЦИЯ. "Я не думала, что это будет так сложно, — вспоминает Ирина. — Помню, пришла в Запорожский военкомат. Принесла конфет, начало было спокойным, но потом, узнав историю отца, сотрудница архива накинулась на меня с криками: "Пришла льготы для врага народа выбивать?!". Хотя ни слова о льготах я не говорила. Отец вообще не ждал от властей никаких манн небесных. Я нашла военного юриста, который посоветовал вернуться в военкомат и попросить отправить оттуда запрос в псковский архив, где хранились документы воинской части отца. Мне снова пришлось выдержать бой с чиновниками, но в итоге запрос был отправлен. Ответ из Пскова меня расстроил: "Дивизии с таким номером не существовало". Я забрала документы и снова их тщательно изучила. Оказалось, что в запросе неверно указали номер отцовской дивизии! Вернувшись в военкомат, я настояла на отправке нового запроса и проконтролировала все написанное в нем до последней точки. Через год из Пскова пришел ответ: "Хабренко Дмитрий Петрович служил в стрелковой дивизии, находился в плену, значится участником боевых действий и не является врагом народа". Параллельно я отправила запрос в архив Кельна, где мне пообещали разыскать документы, несмотря на большой срок давности. Через месяц после смерти Дмитрия Петровича в семье Хабренко раздался звонок из военкомата: "Заберите удостоверение участника боевых действий. Ирина прибежала в военкомат, но выдать документы отца ей отказывались. После долгих препирательств и расписки Ирины о том, что никакими льготами семья Хабренко пользоваться не будет, ей отдали заветный документ. "Раскрыв удостоверение, я увидела, что оно выписано в день смерти отца — 25 ноября 2005 г., — вспоминает Ирина. — Расплакалась, поехала на кладбище и долго-долго рассказывала у могилы отца, что он, вопреки всем, не переставал быть героем ни на секунду".

.jpg_269

Реклама

Участник войны. Удостоверение о реабилитации, подписанное в день смерти, дочь привезла уже на его могилу.

БЛИЗНЕЦОВ ПУТАЛИ НА ФРОНТЕ

Киевляне-близнецы Иван и Василий Маляренко 25 июня отметят свой 90-летний юбилей. "На всю жизнь запомнился момент, когда узнали, что началась война, — говорят братья. — В субботу нам выдали аттестаты об окончании "семилетки", а в воскресенье, 22 июня, по этому поводу намечался праздник. Помню, мы с отцом убирали двор, а мама пекла блины. Вдруг около полудня мать выбегает из дому и кричит: "Устин, сыночки, война началась, только что по радио объявили!". Мы застыли в ужасе. Затем тихо зашли в дом и стали слушать новости уже вместе. Монотонный текст Молотова можем на память произвести. Буквально за два дня наша небольшая деревушка опустела: все взрослые молодые мужчины ушли на фронт, а мы, шестнадцатилетние, записались на курсы трактористов. Ушел и наш брат Максим, он был старше на 11 лет. Позже мы служили с ним в одной дивизии, но даже не догадывались об этом. Вместе освобождали Берлин, а встретились только во время залпов Победы".

Реклама

Ветераны настолько похожи, что их часто путали на фронте. "Помню, пришел на кухню за обедом, а повар не дает каши, — рассказывает Василий. — Говорит, что я лопну, потому что только что две порции уплел. Объясняю, что только с задания вернулся. А повар за свое — мол, не слепой и своими глазами видел меня за обедом. Поэтому мы попросили, чтобы нас с братом зачислили в разные взводы. Только путаницы от этого меньше не стало. Нас даже мама не различала, обращалась к нам "Ваня-Вася".

Ветераны давно на пенсии. Василий живет на проспекте Победы в Киеве, а его брат — недалеко от столицы. У близнецов по два сына. На двоих у дедушек — восемь внуков: у Ивана Устиновича три, а у Василия Устиновича пять.

2_74

Иван и Василий. Братья на протяжении всей жизни находились рядом.

КАК ДЕТИ НА САНЯХ ПЛЕННЫХ СПАСАЛИ

В 1941-м Василию Осьминину из Запорожья было всего 12 лет. "Когда в город вошли немцы, они сразу стали использовать пленных для строительства оборонительных сооружений, — вспоминает Василий Иосифович. — Мы повадились бегать на стройку, меняли у охраны пойманную в речке рыбу на хлеб, сахар и прочие вкусности. А потом придумали кое-что. Зимой несколько раз приезжали на стройку на огромных санях, в которых помещалось до десятка ребят. Пока одни "торговались" с надсмотрщиками, другие подбегали к пленным и сбивали их с ног так, что те кубарем катились к саням. Как только пленный ложился на дно, мы гурьбой наваливались сверху, закрывая пленного собой, и с криками скатывались с горы. Так мы спасли несколько десятков наших солдат. Охрана так и не заподозрила, что это именно мы, детвора, так рисковали".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять