Что скрывается за кулисами одного из главных курортов мира: как Египет переживает кризис

Бережет ближневосточную экзотику, покупает товары втридорога и ждет русских туристов

Египет многое пережил в последние годы. Я объехала его в 2012-м вдоль и поперек и оставила в полном расцвете курортных сил: последствия революций миновали, отели принимали туристов уже почти под полную завязку, в красноморских городах было все: работа для местных и европейцев, бойкая торговля и уверенность в завтрашнем дне. Недвижимость росла как грибы, недорогие по киевским и тем более московским меркам квартиры уходили нарасхват, египтяне только-только избрали нового президента и ждали перемен к лучшему, позволяя себе по отношению к туристам некоторую фамильярность: люди прибывали к ним, как по конвейеру, и не верилось, что поток когда-либо иссякнет.

Но беда пришла именно с этой стороны: после авиакатастрофы в Шарм-эль-Шейхе (крушение лайнера А321, следовавшего в Санкт-Петербург, осенью 2015 года, погибли более 200 человек) русские получили строгий запрет посещать Египет, другие страны стали осторожничать и рекомендовать гражданам посидеть дома до лучших времен. Сегодня главные курорты Египта переживают не лучшие времена. На опустевших туристических улицах-базарах уныло скучают торговцы, а пустые отели по привычке стригут газоны и подсвечивают бассейны с дорожками — веря, что рано или поздно они снова наполнятся гостями.

Реклама

Туристы, конечно, есть, и им как раз раздолье: ни толп, ни очередей, ни битв за шезлонги, купайся себе в любви отельеров! Но праздник жизни в стране поугас, и египтян искренне жаль: судьба всего, что создавалось годами, под большим вопросом. Но население верит в лучшее и упорно трудится, экономика показывает стабильный рост в несколько процентов ежегодно, а курорты ищут новые рынки и, пока суд да дело, занимаются реконструкцией и самосовершенствованием.

new_image5_196

Древности на каждом шагу

Реклама

В СЕРДЦЕ СТРАНЫ. Чтобы понять, чем на самом деле живет Египет, я отправилась в Каир (в "резервациях" для туристов, коими являются Шарм или Хургада, ответ на этот вопрос не получить). Жизнь в огромном мегаполисе кипит, как всегда. Ранним утром, когда первые лучи солнца лишь пробиваются через густой смог, на улицах уже гудит и бибикает сумасшедший неуправляемый поток транспорта. Мужчины лениво добираются на работу (тысячи безработных вернулись из курортов домой и увеличили конкуренцию на рынке труда), студентки спешат на лекции.

Раньше всех открываются уличные кафе-шопы: мужчины чинно рассаживаются на стареньких сиденьях к металлическим столикам "на два стакана" и выпивают первую за день чашку желтого чая хельбы или красного каркаде под кальян. Открывают свои лавки торговцы, возятся в своих маленьких мастерских лудильщики и специалисты по починке всего на свете, мясники прямо на улице нарезают, как торт, огромные туши баранов и коз, пекари в открытых печах пекут лепешки с отрубями — за хлебом выстраиваются очереди. Хозяева фруктово-овощных тележек уже расположились при дороге и накладывают горы гуавы и апельсинов, развешивают гроздья бананов.

new_image12_40

Реклама

Свежий хлеб. Печется и продается прямо у проезжей части

На тротуаре у станций метро, среди груд утрамбованного мусора и дремлющих собак, торгуют носками и детскими игрушками. В вагонах метрополитена бойкие "дистрибьюторы" один за другим расталкивают пассажиров огромными мешками (один в руках, второй — на голове) и оглушают, расхваливая свой товар. Где-то в деловых районах Каира уже заключаются первые сделки, а здесь, в старых исламских кварталах, только начинается новый пыльный день.

new_image11_62

Как дома. Все работы египтяне проводят во всеувиденье, на улице

КОНТРАСТЫ. В старом городе — грузчики-рикши, впрягающиеся в тяжеленные повозки с товарами, и смешные тук-туки, гоняющиеся за каждым потенциальным пассажиром. Женщины в чадрах несут на головах торбы и мешки с покупками, пробегают разносчики чая со стаканами. Здесь до сих пор практикуют древний метод торговли: продавцы ходят под окнами домов, громко предлагая свой товар, с балкончиков к ним спускаются корзинки или ведра с деньгами — а обратно их втягивают на веревке уже с заказом.

Здесь, в самом сердце большого современного мегаполиса, важном деловом центре Северной Африки, под стенами великолепной средневековой мечети Ибн Тулуна (основана в IX веке!) лениво дергают с тележек скошенную траву ослики и лошадки, а на мусорных свалках, которых не счесть, что-то клюют и кудахчут куры. С высоты минарета, который с недавних пор открыт к посещению, открываются виды старого города — который, кажется, наполовину состоит из вычурных башенок, куполов, зубчатых стен. Сверху видно, как египтяне используют крыши своих домов: для многих это и склады, и террасы, и место отдыха, куда женщины в домашних розовых халатах выходят хлопотать по хозяйству, а мужчины — покурить и подумать о вечном. Под мечетью Сайеда Зейнаб нищие и бездомные в серых галабеях лежат прямо на тротуарах, прикрывшись рваными рогожками.

new_image8_108

Крыши служат дополнительной жилплощадью

Но пока одни обитатели столицы одеваются в китайский дешевый трикотаж и покупают с рук у уличных торговцев обувь, стоящую $2—3 за пару, другие ездят на дорогущих иномарках, посещают крутые торговые центры, покупают по 100 г золота в подарок невестам (традиционное подношение) и ездят отдыхать в элитные "пятерки" на побережье. Буквально месяц тому в пригороде Каира открылся новенький огромный ТРЦ с магазинами международных брендов и, главное, — уже прославившимся Ice city — "снежным городком", куда за немалые деньги египетские семьи ходят кататься на санках и просто поваляться в диковинном снегу. К слову, только в этом новом городке таких крупных шопинг-молов минимум 3. И все они — отнюдь не пустуют.

new_image7_135

Ослики и кони. Любимое "транспортное средство" в старом Каире

ПОД ЗОРКИМ ГЛАЗОМ СПЕЦСЛУЖБ

Инцидент с российским самолетом (он, напомним, разбился в ноябре 2015 года, погибли более 200 человек) заставил египтян уделять повышенное внимание безопасности в аэропортах. Первый раз багаж улетающих досконально проверяют при входе в терминал, затем ручную кладь и паспорта осматривают на еще одном пункте, и только после этого допускают пассажиров к регистрации. Затем — еще один контроль безопасности: скорее всего, проведут ручной досмотр. Паспорт в процессе отдельно просматривают еще раза три. Чемоданы в самолет грузят только после того, как подвезут к борту их хозяев и те опознают свой багаж.

"Раньше еще заставляли обматывать чемодан пленкой, а перед посадкой на борт проверять целостность упаковки — не вскрывали ли, — рассказывает Наталья Бондаренко, работавшая в Хургаде. — Но эти меры принимали только наши авиалинии — европейцы летают как обычно".

"Как по мне, пусть бы русские и не прилетали, у нас было бы меньше терактов. ИГИЛ ведь за ними теперь повсюду охотится, будет мстить за Сирию", — считает сотрудник одного из отелей Макади Баха Мохамед.

new_image2_347

На побережье. Все так же нарядно и заманчиво, а для туристов сейчас на пляжах — раздолье

КАК ЗЕНИЦУ ОКА. Туристов в стране, честно говоря, берегут пуще глаз, причем со всех сторон: контролируют прилет, въезд на Синай, въезд из бедуинской пустыни в туристическую зону. Чек-пойнтами (пунктами контроля) усеяна вся дорога к столице. По возвращении из Каира в Шарм-эль-Шейх салон автобуса проверяли четырежды! При въезде на Синай автобус отогнали в специальную зону, осмотрели багаж, потом военный в красном берете проверил документы у пассажиров, нескольких египтян с габаритными рюкзаками заставили продемонстрировать их содержимое. Следующие три проверки (две — уже под Шармом) провели мужчины в штатском.

"Это сотрудники спецслужб, поэтому не в форме. Их цель не наркотики или контрабанда, а подозрительные личности. Кто не понравится — ведут проверять айди", — объяснил попутчик Шериф. Ночные проверки задержали прибытие автобуса минимум на полчаса.

"Зато в городе безопасно. Мой 13-летний сын возвращается сам домой в час ночи, а восьмилетняя дочка не раз терялась в торговом центре. Но я уверена, что ее никто не тронет: обратится к охраннику — и меня найдут", — делится жительница Шарм-эль-Шейха Мариам.

new_image3_294

Сувениры. Стоят дешево, как никогда, а покупателей нет

new_image4_241

Фрукты подорожали раза в два

СЕГОДНЯ: ДОРОГОЙ БАКС И КАЗАХИ

Запас прочности позволил Египту продержаться еще год после авиакатастрофы. "А в октябре 2016-го начались скачки валют, курс доллара доходил до 18,7 фунта (а был — 6 фунтов). Сейчас держится в пределах 16,5—18", — рассказывает жительница Каира Инна Игулина.

"Когда курс прыгал, все обменки закрыли (меняли только банки), активизировался черный рынок, — вспоминает Наталия Бондаренко. — За считанные дни можно было заработать состояние на колебаниях. Но власти начали преследовать нелегалов. Иностранцев, понятно, не трогали — мы списывались в соцсетях и меняли, кому что надо. А теперь обменки работают строго по официальному курсу, а за нарушения — тюрьма".

В Египте дорого, но для местных, а туристам ситуация пока выгодна

ЦЕНЫ. "Все дорого. Например, килограмм мяса стоил 50 фунтов, теперь — 120. Билеты на государственные автобусы подорожали не очень, например, с 50 фунтов до 55—60, метро и поезда тоже. А вот услуги частных автоперевозчиков — вдвое, — рассказывает Баха Мохамед. — Думаем, причина проблем больше политическая, чем экономическая. Наш президент говорит, мы должны быть терпеливы, и через полгода все наладится и доллар будет по 15. Лично я ему верю: у нас очень коррумпированное правительство, но Сиси (президент Абдель Фаттах ас-Сиси. — Авт.) с этим борется. А все деньги казны уходят на крупные проекты вроде электрификации и новой столицы ("Новый Каир", мегаполис в пустыне. — Авт.)".

"Некоторые виды импорта, технику, например, перестали завозить. Остальное подорожало в 3 раза, некоторые товары — даже в 5, — рассказывает Инна. — После революции протестные настроения зашкаливали, народ бурно реагировал на любое неугодное явление. Но египтяне молчат, хотя зарплаты ни на копейку не подняли: люди устали бунтовать. Лично мне Египет начал в этом плане очень Украину напоминать".

РАБОТА. "Практически все знакомые девчонки-украинки из Египта уехали — работы нет, — рассказывает Бондаренко. — Мне сказали ждать до осени в Киеве. Египтянам обещали, что тогда поедет Россия". Сейчас в Хургаде много туристов — чехов, немцев, англичан, китайцев, а в Шарм-эль-Шейхе — казахов.

"Наших много — было время, когда Шарм был почти на 100% украинским", — вспоминает Бондаренко. Но все равно до былых объемов туристов египетским курортам еще очень далеко. Многие отели, например, в январе-феврале были заполнены всего на 10%, а некоторые вообще закрывались на реконструкцию. В марте заполняемость стала лучше, потому что погода стала комфортнее: весна — высокий сезон. Чтобы не сокращать персонал, египетян отправляли в двухнедельные отпуски за свой счет по очереди.

По словам Игулиной, иностранцев сейчас вообще нанимают неохотно: платить им нужно в долларах, поэтому даже в анимацию берут в основном египтян, которым платят в фунтах и в 3 раза меньше, чем нашим. Кроме того, значительно подняли цену виз: если раньше продление визы стоило 15 фунтов, теперь услуга, по словам Бондаренко, обойдется в 560. Рабочая виза стоит от $1000, а до кризиса — от 150.

new_image_364

Снежное царство. Новинка-диковинка для небедных каирцев

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ: ЕГИПТУ НУЖНЫ НЕ РУССКИЕ ТУРИСТЫ, А ДОРОГАЯ НЕФТЬ И НОВЫЙ ИМИДЖ

В предыдущие годы экономика Египта, по словам замдиректора Центра ближневосточных исследований Сергея Данилова, стабильно развивалась: в 2015 рост 4,4%, в 2016 — 4,3%, в 2017, по прогнозу, будет 4%. "И это уже Египет без русских туристов: рост последовательный, прогнозы оптимистичные, — говорит эксперт. — Правда, есть инфляция, возрос дефицит платежного и торгового баланса, но на то причин несколько". И уменьшение турпотока — далеко не основная из них.

"Главные источники поступления валюты в страну: экспорт нефти, переводы египтян-заробитчан, деньги от "эксплуатации" Суэцкого канала, продукция сельского хозяйства и текстильной промышленности, — перечисляет Данилов. — На фоне падения мировых цен на нефть снизились доходы от энергосектора, а это около 23% экспорта. Сократились и переводы гастарбайтеров: они ведь трудятся в странах Персидского залива, тоже зависимых от цены нефти. Уменьшились прямые инвестиции: главными инвесторами Египта были опять таки соседи, торгующие нефтью".

Так что ухудшение ситуации в сфере туризма на этом фоне — капля в море. Но, чтобы исправить ситуацию, египтянам очень надо потрудиться над новым имиджем.

"Египту как-то не везло, начиная с теракта в Луксоре 1997 года и заканчивая случаями с нападением акул. В итоге создался негативный образ страны", — комментирует Игорь Голубаха, глава Всеукраинской ассоциации туроператоров.

Именно над этим вопросом надо работать, а не ждать возвращения российских туристов, уверены наши эксперты. "В России вообще сокращается количество граждан, выезжающих за границу, некоторым категориям это запретили законом. Кроме того, кризис подорвал турбизнес даже в Москве, не то что в глубинке", — говорит Сергей Данилов.

"Рынки нужно расширять, в сторону, скажем, других стран СНГ, — уверен и Игорь Голубаха. — Европа к Египту уже охладела — значит, надо больше вкладывать в промоцию в разных формах. Создать открытые интернет-порталы по туризму, сделать доступным его интернет-пространство, демонстрировать открытость и безопасность".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять