Особенности национальной "ловли покемонов", или Как организовать подработку в такси

3 Июля 2017, 06:49

Для работы нужны авто на газу, двойной тариф, толковые пасажиры и лицензия таксиста

В Uber работать можно на любой машине, главное — чтобы была чистой и целой
В Uber работать можно на любой машине, главное — чтобы была чистой и целой

Финансовое положение многих украинцев оставляет желать лучшего, и они стараются найти варианты дополнительного заработка. Кому позволяет образование и знание, дают частные уроки, кто-то берет халтуры. А те, у кого есть автомобиль, стараются добыть хлеб старым способом — извозом. Раньше это называлось грачевать. А сегодня "грач" может вполне легально стать, например, водителем Uber или профессиональным таксистом.

Чтобы выяснить, как стать "уберистом" или "терпилой" (как себя называют сами таксисты), сколько можно заработать и насколько это выгодно, мы испробовали это занятие на себе. Поскольку переквалифицироваться из журналиста в таксиста, даже обладая водительским стажем, не так просто (много подводных камней) — нам помогали водитель с годовым стажем Uber Николай Ковальчук и профессиональный таксист, "терпящий" 15 лет, Олег Сергиенко.

РЕГИСТРАЦИЯ: УРОКИ И ПРОЦЕНТ ПАРТНЕРУ

"Главное — разобраться с программой Uber и внимательно посмотреть видеоуроки несколько раз", — наставлял меня Николай по пути в центр регистрации водителей через партнеров. Чтобы стать водителем Uber, достаточно иметь при себе страховой полис гражданской ответственности (ГО), техпаспорт и права. Партнеров много, и они с радостью регистрируют новичков, ведь за каждую поездку получают 10% заработка водителя. Казалось бы, можно обойтись и без посредника, чтобы сэкономить. Но при регистрации программы, которую можно скачать как для андроида, так и для IOS, необходимо указать партнера. Без партнера же может работать только лицензированный водитель такси. Всего же, чтобы работать водителем Uber, будьте готовы с каждой поездки отдавать 35% заработка. На мои опасения, что я девушка и меня могут не взять, Коля уверенно ответил, что компании все равно: главное — работай и плати свой %.

Регистрация прошла быстро (15—20 мин.) и безболезненно: сфотографировали документы, заполнили необходимые поля в программе и выслали видеоуроки. Поскольку в основном расчет пассажира с водителем безналичный, при регистрации необходима банковская карточка для начисления денег. Все расчеты (и безналичные, и наличкой) фиксируются программой, и партнер получает свои деньги в любом случае: он снимает с безналичной оплаты процент за наличный расчет. Заработанные на безналичных поездках деньги начисляют раз в неделю, день начисления зависит от партнера. Кроме программы, нужно установить один из четырех навигаторов, которые поддерживает Uber. Его посоветуют при оформлении, в моем случае помог Коля. Да и при повальном переименовании столичных улиц подстраховаться стоит даже водителю, хорошо знающему город. Uber работает только в городах, поездка за город — по договоренности с клиентом. При этом водитель должен понимать, что вернуться ему придется за свой счет: нового пассажира в Боярке, например, по Uber взять не получится — программа не позволит.

new_image5_234

Профиль. Имя водителя и марка авто обязательны

СХЕМА: КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Программа предусматривает несколько тарифных зон. Например, в центре в час пик (с 9:00 до 11:00 и с 17:00 до 21:00) тариф может увеличиваться в 2—2,5 раза, а в спальном районе в ночное время он будет 1:1. Поэтому выгодно "ловить покемона", как называют свое занятие таксисты, в центре в час пик. Правда, вероятность "спалить" время и топливо в пробках велика.

Подбирая пассажира, водитель не знает, как далеко его везти и сколько он заработает. Это так называемые "слепые" поездки: он берет клиента в точке А и, отметив в программе "начать поездку", видит точку Б. Итоговая стоимость появляется после того, как Uber отметит прибытие в точку Б и укажет на экране расчет: нал, безнал и сколько должен заплатить клиент.
Каждый водитель имеет свой профиль с персональной фотографией, маркой и номером авто, а также свой рейтинг, который зависит от количества принятых и непринятых вызовов и отзывов пассажиров. Клиенты могут оставлять комментарии и комплименты, которые характеризуют водителя и увеличивают количество "звезд". Такая же возможность есть и у водителя. Формально рейтинг не влияет ни на что. Практически же, если он будет очень низким, пассажир сможет отказаться от поездки. Если отказов будет много, Uber заблокирует профиль.

new_image4_289

Отзывы. По умолчанию все хотят иметь хорошие оценки

ПОЕХАЛИ! ИЛИ ПЕРВЫЕ КЛИЕНТЫ

"Одежда должна быть комфортной, а машина — чистой, — наставлял меня на путь таксиста Николай. — Лучше начинать с утра — на свежую голову легче разобраться с программой и понять специфику. Когда станешь профи — работай, как удобно".

В первый день работы я заправила полный бак (1200 грн), обнулила одометр и выехала в р-н киевского Политеха: студенты — народ прогрессивный, Uber пользуются, да и тариф был в два раза выше. Включив программу и оказавшись онлайн, приняла первый вызов; если не успеешь принять вызов за 10—15 секунд, его примет другой водитель. Машину, которая поблизости с пассажиром, выбирает программа, и это всегда рулетка.

С момента принятого вызова до посадки начинается игра "поймай покемона". Uber — экономная езда для каждого, а значит наличие диспетчера, которому указываешь не только улицу и номер, но и квартиру или подъезд, не предусматривается. Водитель видит улицу и номер, и, если не идеально ориентируется в городе, понять, жилой это дом или кладбище рядом с ним, достаточно сложно. Особенно новичкам. "Не бойся звонить клиенту", — вспомнила я слова наставника, лихорадочно метаясь между двумя домами на Мельникова. Поскольку таблички с указателями номеров домов в Киеве предусмотрены далеко не везде, поиск "первенца" у меня занял минут 10.

— Здравствуйте, Дмитрий? ("Как посадишь клиента, уточни у него имя и представься сама", — без наставлений Николая мне было бы сложно.) Вы у меня первый пассажир как у водителя Uber".

Навигатор проложил маршрут, но то, что я посматриваю на телефон в руке, моего "первенца" настораживало. Так что совет на будущее всем водителям: решив уйти в извоз, обзаведитесь отдельным гаджетом для Uber и держателем для него в авто. Дмитрий оказался моим коллегой, и всю дорогу мы бодро проболтали. В пункте Б программа указала, что оплата по безналу, и составила она 28 грн. Позже оказалось, что Дмитрий поставил мне максимальную оценку и комплимент "отличный собеседник". Приятно.

С Надеждой, следующим пассажиром с длинными нарощенными волосами, оказалось сложнее. Во-первых, она задерживалась с выходом, при этом точного адреса, где ждать, не отметила. Вероятно — не хотела "светить", потому указала даже не тот дом: "Я выйду на дорогу". — Надежда, здесь три дороги, вы на которую выйдете? — На большую, ждите". "Большая" дорога для Надежды оказалась единственной второстепенной между двумя главными — проспектом Победы и Борщаговской, и вот тут я почувствовала себя настоящим ловцом "покемонов". Выслушав от Нади комментарий, что она не там велела ждать, я молча привезла ее по городским пробкам в пункт Б, который находился в 5-ти кварталах от пункта А. За эту поездку Надя рассчиталась наличкой — 35 грн. Отсчитывая сдачу, я снова вспомнила слова Николая: "Имей мелкие деньги на сдачу". Комментарий Нади в моем профиле: "Не знает город" — я, водитель с 15-летним стажем на столичных улицах, восприняла спокойно. У нее длинные волосы, ей можно.

Общительная Анжела сама вышла на дорогу, призывно махая рукой: "Вы меня ждали, так приятно! Конечно, я посмотрела ваш профиль — машина, кто водитель, и сразу узнала. Чего же вам меня искать?". В тот момент я готова была Анжелу расцеловать и прокатить бесплатно. Анжела — уверенный и частый пользователь Uber уже около года, и за это время я оказалась у нее первой женщиной-водителем. Она старается пользоваться всеми бонусами (поездка бесплатно, "скидки на купонаторах", "приведи друга" и т.д.). Кстати, все "подарки", которые делает Uber пассажирам, не влияют на заработок водителя. На Анжеле я заработала 25 грн, оценку в пять звезд и комплимент "прекрасный собеседник".

Тут я решила остановиться и свести "дебет с кредитом". Итого: 1,5 часа езды, 30 км дороги при расходе 7,8 л/100 км и заработок в 86 грн, из которых мои — 50. Минус бензин — (2,34 литра по 25 грн = 58,5 грн). Моя чистая прибыль: минус 8,5 грн. Грустно, если вспомнить о своих нервах (спишем на новичка) и амортизации. Правда, чтобы отдавать 35% было не так обидно, "Убер" предлагает различные бонусы. Например, +20 грн за каждую поездку или +800 грн за неделю при наличии 80 поездок за неделю и т.д. Хотя если бы моя машина была на газу — я бы потратила на те же 30 км около 40 грн.

new_image2_409

Заработок. Чистая прибыль по факту не всегда большая

АЛЬТЕРНАТИВА: ЛИЦЕНЗИЯ И ФОП

Самой простой альтернативой Uber пока остается "Уклон". Чтобы стать его водителем, необходимо подать заявку, пройти собеседование и осмотр автомобиля, заполнить анкету — и подождать минут 40. Водителю присваивают позывной, который используется при вызове. Также необходима специальная программа на телефон или планшет. Из преимуществ — 10% комиссии, в отличие от уберовских 35%, и возможность самостоятельно выбрать заказ с заранее известной стоимостью маршрутов. Из недостатков — меньше пользователей, и здесь работает больше профи, которые хорошо знают город и перехватывают хорошие заказы. Кроме того, есть шанс нарваться на недобросовестного пассажира — здесь больше наличных расчетов.

Увеличиваются шансы заработать у лицензированного таксиста. Чтобы им стать, необходимо зарегистрировать ФОП и получить лицензию от Минтранса на "перевозку пассажиров". На это потребуется несколько недель и 300-500 грн, в зависимости от скорости оформления. Имея лицензию — обязательное условие для настоящего "терпилы" (ее, как и справку ФОП, нужно возить с собой постоянно), — можно стать партнером Uber, т.е. регистрировать новых водителей и получать по 10% от каждой поездки. Лицензированный таксист платит лишь 25% Uber и может работать на любые городские службы такси. Достаточно в них зарегистрироваться, получить позывной и платить процент от поездок: для каждой службы он свой, от 5 до 25%. "Банки" (диспетчерские программы для служб такси) сейчас устанавливают даже домохозяйки. Только честно работают единицы, — рассказывает Олег. — Я меньше чем за 10 грн/км "терпеть" не стану. Смысла нет, машина на бензине. Поэтому люблю центр: тариф высокий, минимум 35 грн за посадку, а расстояния небольшие".

Профи с лицензией зарабатывают в среднем 700—900 грн в день "грязными". Водители Uber, после всех отчислений, получают 300—500 грн. Но авто нужно обслуживать — амортизация, мойки. Да и топливо не дешевеет. Поэтому многие таксисты переводят авто на газ.

new_image3_347

Официально. Лицензия должна быть у таксиста-профи

Вы сейчас просматриваете новость "Особенности национальной "ловли покемонов", или Как организовать подработку в такси". Другие Работа смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Шагинян Татьяна

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования