В Южной Корее обнаружена новая смертельная форма свиного гриппа

Последняя пандемия вируса H1N1 в 2009 году унесла, по новым данным, более 250 тысяч жизней.

Международная группа учёных обнаружила в Южной Корее новый штамм так называемого свиного гриппа — H1N2. Лабораторные исследования показали, что модифицированный вирус смертелен для животных и передаётся по воздуху. Об этом сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Юн-Ки Чой (Young-Ki Choi) из корейского Национального университета Чонбук (Chungbuk National University) и его коллеги оценили пандемический потенциал нескольких штаммов свиного гриппа, которые они выявили у свиней в Южной Корее. Были исследованы две формы вируса H1N2 и две H3N2. В своих работах учёные использовали хорьков, у которых реакция на грипп сходна с человеческой.

Три вируса не вызвали у животных каких-либо серьёзных признаков заболевания. Исключением оказалась форма вируса H1N2, получившая название Sw/1204. Она привела к тяжёлому поражению дыхательных путей и лёгких трёх заражённых хорьков. В итоге одно животное погибло, а два других были усыплены из-за серьёзных последствий. Кроме того, вирус передался по воздуху трём здоровым хорькам из соседних клеток.

По пути из одной клетки в другую вирус произвёл мутации по двум белкам. Одна по гемагглютинину (HA225G) позволила вирусу лучше присоединяться к рецепторам легких хозяина. Другая – по ферменту нейраминидазе (NA315N). Последняя связана с процессом проникновения вируса внутрь клетки и высвобождением из неё новых вирусных частиц.

Исследователи ввели эти мутации в исходный штамм Sw/1204 и выяснили, что таким образом способности вируса к распространению значительно увеличились. При этом внедрение мутаций в другие формы H1N2 не сделали их опаснее. Это показывает, что смертоносный вирус несёт и другие генетические особенности.

"Говорить об угрозе человеку ещё рано, но полученный результат демонстрирует нам, что опасные вирусы могут мутировать и приобретать новые формы в организме животных", — говорит соавтор исследований Роберт Вебстер (Robert Webster) из Детского научно-исследовательского госпиталя святого Джуда в Мемфисе.

Обнаружение новой опасной формы свиного гриппа лишний раз свидетельствует о необходимости постоянного наблюдения за птицами и млекопитающими, которые могут выступать в качестве "плавильного котла", где встречаются и мутируют в новые формы различные опасные вирусы.

Напомним, что последняя пандемия вируса H1N1 в 2009 году унесла, по новым данным, более 250 тысяч жизней. А в 1918-1919 годах эта форма гриппа, известная как "испанка", стала причиной смерти от сорока до пятидесяти миллионов человек.

Ранее голландские учёные сообщали о том, что им удалось в лабораторных условиях получить "самый опасный вирус", сочетающий гены вирусов птичьего и свиного гриппа. Данные об исследовании после долгих и тяжёлых переговоров между специалистами были обнародованы.