К Солнечной системе могут добавить девятую планету

Даже после исключения Плутона из ряда планет в нашей Солнечной системе их все еще может быть девять.

В 2006 году Плутон был перенесен в класс планетоидов и таким образом в Солнечной системе стало 8 планет. Но ученые планируют предоставить Международному астрономическому союзу на рассмотрение планету, которая сможет стать девятой в нашей системе.

Объектом охоты выступает газовый гигант Тюхе, масса которого примерно в четыре раза превышает юпитерианскую. Говорят, он находится где-то во внешней части облака Оорта — дальше от Солнца, чем Земля, в 15 тыс. раз и в 375 раз дальше, чем Плутон.

Увидеть его пока не удалось, но ряд учёных предполагает, что космический телескоп НАСА WISE мог уже получить данные о существовании сего небесного тела. Дело лишь за анализом.

Первый массив данных будет опубликован в апреле. Джон Матиз и Дэниэл Уитмайр из Университета Луизианы в Лафайете (США) предсказывают, что, если Тюхе и впрямь быль, её удастся обнаружить в течение двух лет. Станет ли она новой девятой, решит Международный астрономический союз (МАС). Пока против этого есть сильный аргумент: данный объект, скорее всего, образовался возле другой звезды и лишь позднее был захвачен Солнцем. Если признавать Тюхе планетой, придётся создать под неё новую категорию, отмечает г-н Матиз.

Тюхе (это почти точно) состоит в основном из водорода и гелия и, вероятно, имеет атмосферу, во многом похожую на юпитерианскую — с цветными пятнами, полосами и облаками. Можно ожидать также наличия спутников.

Их массива данных телескопа WISE Тюхе должна выделить её температура, предсказанная в районе –73 °C (на Плутоне температура -228 градусов по Цельсию). По мнению г-на Уитмайра, планета должна сохранить значительную часть тепла со времён своего образования: объект подобных размеров охлаждается очень долго.

Матиз и Уитмайр придумали Тюхе 12 лет назад, чтобы объяснить отличие траекторий некоторых долгопериодических комет от предсказаний теории галактического прилива. Ничего более солидного с тех пор предложено не было, но и гипотеза Тюхе не идеальна. Общепринятая теория гласит, что газовые гиганты должны также смещать орбиты объекты внутренней части облака Оорта, но этот эффект не наблюдался. Г-н Матиз объясняет это тем, что всё, что можно было сместить, уже смещено.