укр
Главная Новости науки и технологий
9 Декабря 2009, 12:52  Версия для печати  Отправить другу
×
Неделя истории: изобретатель эксперанто и первая женщина-художница http://www.segodnya.ua/img/article/1815/55_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1815/55_tn.jpg Наука и Технологии Благодаря этим дням мы получили одну из первых художниц, "Доктора Эсперанто", праздник гор и возмутителя морали Карла Брюллова.
Людвиг Заменгоф (в центре) на первом конгрессе эсперантистов в 1905 году в Булонь-сюр-Мер
Людвиг Заменгоф (в центре) на первом конгрессе эсперантистов в 1905 году в Булонь-сюр-Мер

Неделя истории: изобретатель эксперанто и первая женщина-художница

Благодаря этим дням мы получили одну из первых художниц, "Доктора Эсперанто", праздник гор и возмутителя морали Карла Брюллова.

10 ДЕКАБРЯ 1884: РОДИЛАСЬ НАША ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-ХУДОЖНИЦА

Наша соотечественница Зинаида Серебрякова родом из села Нескучного Харьковской губернии вошла в историю живописи как одна из первых русских женщин-художниц. Она писала преимущественно картины крестьянской жизни, портреты и пейзажи. Дочь представителей именитых семейств — Евгения Лансере и Екатерины Бенуа — рисовать начала очень рано. "Дети у нас рождаются с карандашом в руке", — говаривал ее дядя Шура, знаменитый живописец, художественный критик и историк искусства Александр Бенуа.

Нелюдимая худенькая девочка с больными глазами и слабыми легкими Зиночка выросла и стала очаровательной барышней. Влюбился в нее двоюродный брат Боря Серебряков. Чтобы, несмотря на родство, беспрепятственно обвенчаться, дали триста рублей взятки. К этому времени Борис Серебряков стал инженером-путейцем.

Молодожены обосновались в родовом гнезде в Нескучном и были счастливы всю свою супружескую жизнь. Хотя Борис по полгода и пропадал в командировках, прокладывая новые железные дороги. Почти не выезжая из усадьбы, рожая детей, Зина писала картины. Ее "Автопортрет" на выставке "Мир искусства" в начале 1910 года стал сенсацией и был сразу куплен в Третьяковскую галерею. В начале 1917 года 33-летнюю Зинаиду Серебрякову представили к званию академика живописи.

Революция принесла голод, смерть мужа от брюшного тифа... Как и ее мама, Зинаида стала вдовой в 36 лет. Обе, похоронив мужей, оставались им верны. А еще Борис Серебряков и Евгений Лансере прожили ровно по 39 лет. Мистика…

С приходом большевиков имение было сожжено, семья перебралась в Харьков. Зинаида работала в музее при Харьковском университете и получала копейки. В 1920 году вернулась в Петроград, а 4 года спустя осознала, что в новой России она не может прокормить свою семью. Помог дядя — Александр Бенуа. Благодаря ему осенью 1924-го Серебрякова выезжает в Париж выполнять заказ: большое декоративное панно. В России остались 74-летняя мать, сыновья-погодки: Женя 18 лет и Саша 17-ти и погодки дочери: Тата 12 лет и Катя, среди своих Кот, 11-ти. Со временем дядя Шура помог "выцарапать" во Францию двоих детей, Шуру и Катю. Остальных членов семьи советская власть отдавать не желала.

В 1947-м Зинаида получает французское гражданство, не имея ни капли русской крови: больше всего было французской и итальянской, во Франции она чувствовала себя русской художницей, держалась особняком, не входя в круг французов-художников. Очень нуждаясь в деньгах, она дарила картины за пустые обещания устроить выставку... И вдруг — везение. Бельгийский барон Броуэр сделал заказ на роспись дома, а потом ссудил деньгами на поездку в Марокко. За шесть недель вояжа появилось 60 работ. Выставив из них по приезде 33, в первый же день выручила 10 тысяч франков!

Во времена хрущевской оттепели старшей дочери Тане разрешили навестить в Париже мать. И вот в 1960-м после 36 лет разлуки Зинаида Серебрякова увидела свою 48-милетнюю Тату, уже театрального художника МХАТа. Тата приехала с поручением: организовать выставку Зинаиды Евгеньевны в Москве. Выставка готовилась пять лет. Серебрякова сама набивала подрамники и прикладывала к ним холсты. Она не верит происходящему, хоть уже и отосланы в Россию ящики с картинами, готова афиша, ее сделал внук, Иван Николаев, сын Татьяны Борисовны. Работы Серебряковой были выставлены в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966-м. Слава пришла внезапно, ее картины сравнивали с Ботичелли и Ренуаром, альбомы печатались миллионными тиражами. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой после 80-ти. Государственный Русский музей приобрел 21 ее произведение.

Зинаида Серебрякова скончалась в Париже на 83-м году жизни 19 сентября 1967 года. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Погода в этот день плакала по ней — лил дождь и стоял густой желтый туман, было траурно темно, а на следующий день снова сияло солнце...

12 ДЕКАБРЯ 1799: РОДИЛСЯ КАРЛ БРЮЛЛО, ПОЛУЧИВШИЙ БУКВУ"В"

Настоящая фамилия Карла Брюллова была короче на одну букву. Брюлло — фамилия прадеда, когда-то приглашенного императрицей на фарфоровый завод лепщиком глины. Со временем династию разбавили граверы, а когда от второго брака у преподавателя академии художеств Поля Брюлло родились сыновья, их профориентация решилась сама собой – конечно, они будут художниками! Первым подарком малышам от папы стали карандаши. И, несмотря на то, что старшенький Карлуша был очень слабым ребенком, отец не позволял ему завтракать, пока тот не предъявит 20 нарисованных лошадок. Однажды за невыполненное задание отец стукнул его по голове так, что сын перестал слышать на одно ухо! На своем знаменитом автопортрете Карл стоит как всегда, чуть-чуть наклонив голову, словно прислушиваясь...

Девять лет Карл Брюлло с братом Александром учились в Академии живописи. Примерный ученик, он рисовал легко, и многие соученики пользовались его добротой — в благодарность за доведение их художеств до отличного результата ему преподносилась ватрушка. Карла любили и хвалили друзья, а он скромничал: "Вон брат Сашка талант, а я что...". На выпускных экзаменах он покорил всех своим "Нарциссом". И по окончании Академии живописи было решено премировать талант учебой за границей, однако, "сделав" его при этом более русским. Так в фамилии Брюлло появилась буква "в".

Выехал Карл Брюллов в Рим на 3 года, а задержался на 12. Виной тому была любовь. Сердце молодого художника покорила дивной красоты женщина, богатая и экстравагантная, графиня Юлия Павловна Самойлова. Их роман начался с двух смертей. Застрелился корнет Эммануил Сен При, который не перенес ее холодности. И из-за безответной любви к красавцу Брюллову в Тибре утонула Анриенна Демулен. Отношения влюбленных не укладывались в обычные рамки. Они никогда не скрывали друг от друга любовных похождений. "Скажи мне, где живешь и кого любишь? Нану или другую? Целую тебя верно, буду писать часто", — обращалась нарушительница всех моральных устоев к своему возлюбленному. Несмотря на разлуки и романчики, графиня неизменно возвращалась к свому "милому Бришке", а он посвящал ей картины. В "Последнем дне Помпеи" с чертами Юлии даже две героини. Есть на картине и он сам: златокудрый красавец, прикрывающийся этюдником от пепла.

Любовную негу прервал осенью 1835 года Николай I. Брюллову необходимо было вступить на должность профессора Академии художеств. На родине все складывалось как нельзя лучше. Мастер пользовался заслуженной славой и авторитетом. Сам Пушкин преклонял колени перед талантом художника. В январе 1837 года Александр Сергеевич побывал в его мастерской. Одна из акварелей привела его в восторг, и он попросил ее в подарок. Но работа оказалась проданной, и поэт стал настаивать на своей просьбе, как бы в шутку став на колени. Брюллов, чтобы разрядить обстановку, предложил написать его портрет и назначил время первого сеанса. Только вот день оказался следующим после роковой дуэли с Дантесом…

Единственное, не утихала страсть к Юлии. Пытаясь ее забыть, Карл женится. Но молодая жена – совсем юная талантливая пианистка Эмилия Тимм — изменила новобрачному с прежним возлюбленным. Карл потребовал развода и через два месяца после венчания они расстались.

В Петербурге в это время достроили Исаакиевский собор, и Карлу было поручено расписать своды храма — огромный купол площадью почти 600 квадратов. Тяжелый труд, сквозняки и холод сделали его шею недвижимой, пальцы отказывались держать кисть. И Карл, чтобы подлечиться, уехал на Мадейру. Оттуда — в Италию, где и провел последние годы жизни.

Но до своего отъезда Карл Павлович Брюллов успел подарить Украине ее Кобзаря. О талантливом крепостном, который "страдал по прихоти грубого господина", рассказал Брюллову Мокрицкий. Показал рисунки и стихи юноши. Шевченко настолько заинтересовал Брюллова, что он сам отправился к Энгельгардту поговорить о вольной. Визит был безуспешен. Более преуспел в переговорах Венецианов. Он сразу узнал цену крепостного. 2500 рублей!

Второго апреля 1837 года Мокрицкий записал в дневнике: "После обеда призывал меня Брюллов, у него был Жуковский, они желали знать подробности насчет Шевченко; слава богу, дело, кажется, примет хороший ход…". План действий разрабатывался при участии обер-гофмейстера двора графа Виельгорского, знакомого Брюллову по Италии.

Портрет Жуковского решено было разыграть в лотерею, суммарная цена билетов соответствовала стоимости выкупа. Портрет должна была "выиграть" императрица, что и произошло в Аничковом дворце. Вольная была получена. Шевченко с того дня начал посещать академические классы и сделался пенсионером Общества поощрения художников. Какое-то время он даже жил у Брюллова.

15 ДЕКАБРЯ 1859: ПОЯВИЛСЯ ПОЛИГЛОТ, ПРИДУМАВШИЙ ЭСПЕРАНТО

Уроженец Белостока Гродненской губернии Российской империи, польский врач Людвик Заменгоф не мог смириться с детскими воспоминаниями о бесконечных сварах в родном городе, воинствующее население которого было весьма пестрым. Большинство составляли евреи, кроме русских, проживали в нем поляки, немцы, белорусы. Людвик считал камнем преткновения к мирному сосуществованию элементарное непонимание людей, говорящих на разных языках.

Учась еще в Варшавской средней школе, юный Заменгоф стал пытаться изобрести нечто универсальное, но язык получался с очень сложной грамматикой. Изучив английский, немецкий, французский, латынь и греческий, он пришел к выводу, что сравнительно простую грамматику новому языку могут обеспечить суффиксы и префиксы. К 1878 году проект Lingwe uniwersala — универсальный язык — был практически завершен. Однако Людвику в то время не было и двадцати, он был слишком молод, чтобы публиковать свою работу. Он окончил университет, став окулистом, и продолжал совершенствовать свой проект международного языка.

Когда работа уже была достойна печати и возраст автора не мог смутить общественность, появилась финансовая проблема. В течение двух лет Заменгоф пытался собрать средства на публикацию книжки. Деньги дал будущий тесть. В 1887 году книга под названием "Д-ръ Эсперанто. Международный языкъ. Предисловіе и полный учебникъ" была опубликована. Заменгоф стал неформальным лидером нового эсперанто-движения. Эсперантисты называли его Учитель, но Заменгоф регалий не признавал. "Эсперанто" — это был псевдоним создателя, в переводе означавший "надеющийся". Эсперанто стал самым распространенным из искусственных языков, хотя так до конца и не завоевал планету.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Гребенникова Елена
Тэги: истории
Вы сейчас просматриваете новость "Неделя истории: изобретатель эксперанто и первая женщина-художница". Другие Новости науки и технологий смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: