Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Илья Резник:" На Евровидении Данилко зажался"

Известный композитор рассказал о причинах поражения Верки Сердючки и почему он не любит современную эстраду

- Илья Рахмиэлевич, недавно состоялся конкурс "Евровидение". Каждая страна-участник представила лучших своих эстрадных исполнителей. Каковы они, и насколько впечатляюще, на ваш взгляд, выступила российская группа?

Я, очевидно, консерватор: мне очень понравился латышский ансамбль. Такой замечательный у ребят номер, такая музыка, такая гармония... Такой свет они излучали... А в целом состав участников конкурса, конечно, слабоватый. Выступление группы "Серебро" не стало для меня музыкальным событием. Макс Фадеев – знающий музыкант, очень хваткий продюсер. Клип песни, которую исполняли девочки на "Евровидении", хорошо сделан. Но само их выступление, повторюсь, меня не впечатлило. Хотя в студии поддержки в "Останкино" было столько восторга от "наших", как будто состоялось открытие мирового масштаба. У меня такого ощущения нет.

Реклама

Выступление сербской участницы Марии Шерифович с песней "Молитва" вас тоже не впечатлило?

-Я сам столько "молитв" написал... Мои "молитвы" замечательно исполнял Николай Караченцов, их исполняют Элина Быстрицкая и Людмила Касаткина. У меня есть целая книга "молитв". От номера сербской участницы я тоже не в восторге. Для меня важен сценический образ, создаваемый артистом. Когда мальчикоподобная певица, простите, в каких-то белых тапочках, в брюках, в пиджаке "а-ля пижама" вышла на сцену, меня не пронзила ни ее сценическая красота, ни сумасшедшая энергетика. В ее номере не было ничего "невероятного", эксцентрического, что обязательно должно присутствовать на сцене.

- А оценить эксцентричность Сердючки помешал предконкурсный скандал?

Реклама

- По-моему, Андрей зажался. Не знаю, что послужило причиной, но он зажался и выступил ниже своих эксцентрических возможностей. А Russia Goodbye, за которое его в России многие осуждают, и я в том числе, по-моему, было задумано им изначально. Он, наверное, забыл, что Россия – касса, которая его кормит. Ведь в своей стране, где многие его клоунаду не любят, он вовсе не так популярен, как у нас.

- Какова в целом, на ваш взгляд, сегодняшняя российская эстрада?

- Российской эстрады сегодня, по-моему, не существует. Сейчас у нас шоу-бизнес. И законы его жизни полностью подчинены коммерции. Основная "эстрадная кузница", поставляющая кадры для теле- и радиоэфира, – "Фабрика звезд". Талантливые ребята, которые не имеют к ней отношения, не имеют и доступа к эфиру. На моем четвертом ежегодном благотворительном концерте "Служить России" в Кремле, где нас приветствовал президент страны, лучшими номерами, по оценкам публики, были Алла Пугачева и лауреаты конкурса "Маленькая страна", организацией которого я тоже занимаюсь, – очень талантливые ребятишки от 7 до 17 лет из Пензы, Белгорода, Курска. А кто знает этих ребят – с потрясающими голосами, с замечательными актерскими данными, – кроме тех, кто был в Кремлевском дворце? Концерт состоялся 24 февраля. Дай бог, если телезритель увидит его в июне. Первую программу не давали в эфир девять месяцев.

Реклама

- Качество слов и мелодий современных песен, которые тиражируют теле- и радиоканалы, безусловно, оставляет желать лучшего...

- Современные песни в большинстве своем пишутся "в один ритм" и ужасающим языком: ни склонений, ни падежей, ни смысла. Хорошие стихи должны читаться глазами, это показатель качества стиха. Владимир Высоцкий, например, замечательно читается: каждое слово – чеканное, каждое – необходимо. Не буду сейчас цитировать известные всем песни современных популярных авторов. Положите их тексты перед собой и попробуйте прочитать – вам все станет ясно.

- Это, наверное, обычная ситуация, когда старшее поколение "ругает" младшее?

- Я не критикую огульно. Валерию Меладзе брат Константин пишет красивые песни. Очень пронзительная авторская песня у Леонида Агутина. Мне нравится Владимир Пресняков-младший, с которым мы написали "Стюардессу" и "Странника".

И, вообще-то, я не ругаю. Я не могу понять. "Лондон – Париж, голуби ввысь, блики крыш". Я долго не мог разобрать, что человек поет. Разве это по-русски сказано? И только недавно, когда участвовал в передаче "Звезды против караоке", увидел эти строчки и, наконец, разобрал, что это такое. Если продолжать говорить об этой песне, нужно добавить, что ее мелодия – полный плагиат. Помните песню "Ах, карнавал, удивительный мир"? Я не хочу обижать композиторов, но есть такие заимствования – просто бессовестные. Думаю, это происходит оттого, что у авторов нет самоцензора, а он должен быть – совесть. В свое время я, с одной стороны, ненавидел наши худсоветы, через которые авторы "продирались" с большим трудом, особенно не члены Союза писателей. Мои "Старинные часы", например, год не пускали в эфир. А с другой стороны, пошлости, цинизма не было.

- А писалось вам когда все-таки легче? В советское время или в нынешней России?

И.Р.: Для меня процесс написания стихов – счастье. Я пишу стихи, когда есть музыка, которая меня вдохновляет и которую я хочу "очеловечить". Моим вдохновителем может быть исполнитель или какое-то событие. Для меня процесс написания стихов интереснее и важнее, чем следующий за ним результат – вышедшая пластинка, или диск, или что-то еще. В советское время было больше преодолений, конечно, и каждая победа приносила много радости. Но и огорчения были. Полгода мы с Аллой делали песню "Возвращение" ("Ты и я – мы оба правы"). Дошло, наконец, до новогоднего "Огонька", и вдруг – плохо сняли. Мы смотрели программу на Новый год в Питере – с Аллой была истерика: только общие и средние планы, без крупных. В результате песня как-то "растаяла". А те же "Старинные часы" или "Без меня тебе, любимый мой..." – сразу "выстрелили".

- Какое место на сегодняшней эстраде вы отводите Алле Пугачевой, с которой столько лет работаете?

- Алла непревзойденная. Это магическая певица. Вот очередная "Песня года" была: поют, поют, поют наши эстрадные исполнители... выходит Алла с нашей песней "Без меня тебе, любимый мой..." – зал встает. Что тут говорить?

- Как вы относитесь к тому, что некоторые ваши коллеги называют Пугачеву "великой звездой", но "провинциальной", потому что "она не вышла на мировой уровень"?

- Каждый исполнитель – герой в своей стране, и так и должно быть. В Америке очень развит музыкальный шоу-бизнес, нам далеко до них, и американские исполнители заполонили весь песенный рынок, на который никому не протолкнуться. Но я считаю, что и не нужно за этим гнаться. Зачем, когда есть огромная страна с населением в 140 миллионов человек?

- Какова ваша роль в становлении Аллы Пугачевой как певицы и какова ее роль в вашей жизни?

- Мы просто вместе работали. До меня Алле писали Александр Зацепин и Леонид Дербенев. У них много хороших песен. Были у нее три песни Микаэла Таривердиева. Потом наступил "мой" период. Жена Дербенева с досадой пишет: появились Резник и Паулс- и Дербенев стал не нужен. Да, он был Алле уже неинтересен. Начался "период нашего Возрождения", когда мы работали как сумасшедшие. Но, если говорить о Паулсе, не надо забывать, что с ним-то всего десять песен написано. Это кажется, что там такой "океанский лайнер". Все забывают о том, что Алла сама замечательный, высочайшего класса композитор. Она на мои стихи написала потрясающие песни: "Звездное лето", "Как тревожен этот путь", "Когда я уйду". Это шедевры. А "Три счастливых дня" – кто сейчас напишет такую песню?

- А роль Раймонда Паулса в эстрадной жизни Аллы Борисовны?

- Скорее, надо говорить о ее роли в его жизни. До нас с Аллой он был автором двух "цветных" песен: "Синий лен" и "Листья желтые". Работая с Раймондом, я часто занимался "реставрацией" и "реанимацией" его песен, написанных на стихи латышских авторов. Расскажу один случай. Присылает Людмила Дубовцева, она и сейчас на "Маяке" работает, мелодию, даже не мелодию – номер от Раймонда – Раймонд просит написать к ней текст. Включаю пленку – шум кабака, и какие-то пьяные голоса поют: "Ауссас мауссас, хэйя, хэйя!" Я долго думал, потом позвонил Раймонду: ты мне прислал номер из какого-то латышского мюзикла, где поют пьяные бродяги. Если я напишу слова к тому, что ты прислал – а это были 80-е годы, – завтра выйдет фельетон, высмеивающий нашу пошлость. Он спрашивает: что делать? Во-первых, говорю, темп ускоряем в три раза, а во-вторых, это будет детская песня – "Бабушка рядышком с дедушкой".

Но музыка Паулса мне очень нравилась. Она была моя, я ее "впитывал и выдыхал" вместе со стихами. Он мой композитор. Почему потом, когда он много писал с другими талантливыми поэтами, ничего не получалось? Потому что хорошая музыка шла с хорошими стихами параллельно, не было взаимопроникновения.

- Паулс сказал как-то, что песню "Маэстро" вы переписывали семь или восемь раз по требованию Пугачевой...

- Это было, по-моему, в Омске. Мы с Аллой ездили с концертами. Вечером после двух выступлений сидим за ужином, отдыхаем. А Людмила Дубовцева прислала пленку от Паулса с записью песни "Два стрижа" и просьбой к Алле исполнить эту песню. Мы послушали – поет Ольга Пиракс. Решили, что Алла перебегать дорогу хорошей латышской певице не будет. После этого исполнения на пленке звучит еще какая-то мелодия. Мы вместе произносим "Вот!" – решили, что напишем что-нибудь для маэстро, песня так и будет называться – "Маэстро". Ночью я написал основные стихи и в 07:00 уже подсунул ей под дверь. Может быть, три – четыре слова мы поправили. Никаких вариантов текста не было. Потом позвонили Паулсу, сказали – есть песня.

- А как, вообще, относитесь к просьбам исполнителей изменить текст, поменять слово в песне? Такое бывало?

- С Аллой мы все время корректировали стихи. Песенная поэзия – это великое ремесло. И очень трудное ремесло, в котором есть свои технологические моменты: певцам, например, в конце фразы надо петь "у", а не "о". Вместо "весло" нужно – "смогу".

- А могли вы посоветовать Пугачевой, как держать себя на сцене? Если да, как она реагировала на ваши замечания?

- Иногда она, конечно, сердилась, когда я высказывался на эту тему, и поступала по-своему. Послушалась она меня всего лишь раз. Одно время в перерывах между песнями Алла произносила со сцены некие слова от себя: любви, признательности к зрителю и прочее. В 1982 г. в Театре эстрады она исполняла "Монологи певицы". Это были 18 песен на мои стихи и по одной на стихи Евгения Евтушенко, Осипа Мандельштама и Беллы Ахмадулиной. Умоляю, говорю ей, не произноси никаких слов: все эти песни говорят сами за себя – делай нон-стоп. Она меня послушалась – и это был такой эффект. В антракте ко мне подошел Евтушенко, упал на грудь... а со следующего дня перестал со мной здороваться. Не здоровается до сих пор. Он не простил нам нашего успеха и своей минутной слабости.

- Алла Борисовна одно время готовила "Рождественские встречи", занималась "Фабрикой звезд". Она старалась помочь всем, в ком видела хоть крупицу таланта. Почему не делает этого сейчас?

- Сил нет. Надо и о себе подумать, о своем здоровье, о детях, внуках. Сколько можно?

- Писать стихи легко?

- Радостно. Я вызываю гнев поэтов, которые сидят над одним стихотворением два месяца. Я так не могу. Стихи надо "выдыхать". Потом можно редактировать, что-то исправлять. Когда они отлежатся. Я не понимаю, как можно мусолить одно стихотворение месяцами. Или это делается для потомков, которым надо обязательно показать в черновиках, как автор десять раз менял эту самую строчку? Как Маяковский: "для веселия планета наша мало оборудована..."? Я меняю строки внутри себя. Иногда даже пишу набело.

Вообще, в смысле творчества я просто "запойный" и работаю в разных жанрах. То пишу стихи для детей, то народную поэму "Мужик" или милицейскую поэму "Егор Панов и Саня Ванин". То – сонеты или басни. У меня 59 басен, которые еще не опубликованы. То меня вдруг "повело" на четверостишия. Я написал 600 четверостиший и попросил издательство, в которое отдал их для печати, раздать 20 рукописей людям разных сословий – студенту, врачу, школьнику и так далее, – чтобы они вычеркнули все, что им не понравится. Из 600 четверостиший осталось 314, никем не вычеркнутых. В результате появилась книга "Квадрат четверостиший". Я написал "Приключения Бобы Грека" – смешной одесский роман в стихах. Сейчас четырехтомник детских стихов выпускаю. Песня – жанр преходящий. Слава богу, если 5% из того, что написал, останется.

- Как относитесь к славе, когда говорят: "Илья Резник – великий поэт"?

- А что, так говорят? М-да... это интересно.

Источник: Утро.ru

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять