Первый Римский кинофестиваль прошел только в 2006 году, с 13 по 21 октября, и сразу заявил о себе как о проекте достаточно амбициозном.
И достаточно интересном, ярком и качественном, чтобы именоваться фестивалем класса А, наряду с Каннским, Берлинским и Венецианским. Но от этих фестивалей его отличает принцип оценки фильмов — лауреата главных призов определяет зрительское жюри, состоящее из 50 человек.
Такое соседство — географическое, классовое и календарное — не могло не вызвать недовольства на острове Лидо, где киносмотр завершился в том году как раз 8 сентября. Молодой фестиваль сразу обвинили в попытках косвенным образом помешать и причинить неудобство устроителям Венецианского.
За кулисами такая конкуренция никогда и не отрицалась, культурное соперничество двух городов вообще имеет многолетнюю историю. В качестве примера достаточно упомянуть хотя бы то, что по заявлению организаторов фестиваль в Риме "призван вернуть кинематограф самой широкой публике", в то время как Mostra открыто позиционируется как адресованная самим кинематографистам, профессионалам и прессе.
В 2008 году Третий фестиваль в Риме стартует уже 2 октября. Официально это связано с проведением в фестивальном дворце Auditorium Parco Della Musica сезона классической музыки. Но такое объяснение никак не успокаивает нового президента Венецианского биеннале — Паоло Боратту, совсем недавно призванного на этот пост. Он уже отправил в Вечный город письмо с выражениями недовольства и требованиями разъяснений.
Паоло Боратта он возглавлял этот смотр искусств с 1998 по 2002 год. Как ожидается, он также продлит на четыре года полномочия нынешнего президента кинофестиваля, Марко Мюллера, и их совместная работа должна будет усилить позиции Венеции в киномире.