I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как в Украине реконструируют наряды прошлых эпох и устраивают настоящие балы

В Киеве дизайнеры создают уникальные исторические костюмы.

В работе. Дизайнер с опытом швеи — на вес золота
В работе. Дизайнер с опытом швеи — на вес золота
На балу. Все как в Средневековье: костюмы, музыка и даже манеры
На балу. Все как в Средневековье: костюмы, музыка и даже манеры
Амазонка. Англия, XVIII век
Амазонка. Англия, XVIII век
Пурпуэн. Европа, XVI век
Пурпуэн. Европа, XVI век
"Буффоны". Ритмичные па под музыку и ловкую работу палками
Ballet de Cogs. Сценка с петушиными масками
Ballet de Cogs. Сценка с петушиными масками
Европейский наряд XIX века
Европейский наряд XIX века
XVI век, Испания
XVI век, Испания
1/8

В Киевском национальном университете технологий и дизайна есть кафедра художественного моделирования костюма. Это — одно из немногих мест в Украине, где воссоздаются настоящие шедевры исторической моды: от первых в истории ночных сорочек и пышных платьев с кринолином до винтажных нарядов XX века. Идея заняться реконструкцией костюмов принадлежит искусствоведу Галине Кокориной. "Наша кафедра занимается воссозданием старинных платьев с конца 90-х, — рассказывает Галина. — Когда стало понятно, что объяснять студентам-дизайнерам на пальцах, как они устроены, очень сложно и неинтересно, возникла идея повторить эту одежду в реале".

Реклама

Художник-технолог по историческому костюму Наталия Скорнякова тоже занимается реконструкцией старинных нарядов, но вовсе не для того, чтобы учить студентов. "Когда в Украине активизировалось движение по историческим фестивалям, появился спрос на средневековые наряды. Но мало кто в Украине шил такие костюмы. Вот я и занялась тем, что мне интересно", — говорит Наталия, которая делает старинные костюмы уже 11 лет.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Чтобы создать, а точнее реконструировать исторический наряд, в первую очередь нужно найти информацию о нем. "Эти сведения не лежат на поверхности, — рассказывает Галина Кокорина. — Мы собираем все по крупицам. Ищем что-то в книгах по истории костюмов. "О, вот схемка женского платья XIX века!". Правда, когда эту схемку повторяешь, она совершенно не сидит на наших манекенах. Ее все равно нужно адаптировать и перерабатывать. Второй источник — это музеи. У нас в Украине сохранились вещи XVIII и XIX веков — в музеях Львова, Чернигова, Полтавы, Днепропетровска, кое-что есть в Киеве. Иногда сотрудничаем с зарубежными музеями. Когда работали над реконструкцией английского костюма XVI века, нам очень помог британский Музей Виктории и Альберта, сотрудники прислали нужные пояснения и чертежи".

Наталия Скорнякова ищет нужную информацию в англоязычных мировых изданиях. Девушка также планирует создать иллюстрированный журнал подобного формата на русском языке: "Хочу, чтобы в Украине был такой источник, да еще и адаптированный под современных людей. Ведь человеческая физиология менялась столетие за столетием. К примеру, в эпоху барокко большинство женщин были низенькими и полненькими, и те выкройки, которые есть, не подходят сегодня. А в мужских костюмах этого периода огромные грудные клетки и очень узкие спины. Не потому, что они были такие, а потому что узкая спина автоматически означала, что плечи отходят назад. Так было задумано специально: "Ты — дворянин. Ты должен плечи держать ровно". Когда мы пошли такой костюм на современного человека, столкнулись с тем, что он ему жмет. Потому пришлось адаптировать костюм".

Реклама

Для получения очередной порции вдохновения Наталья часто ходит в кино на исторические ленты: "Я иду на большой экран ради костюмов. Сколько бы ни было материалов по историческим нарядам, это все плоско, на картинках. А в живом исполнении ты видишь ткани, фактуры, как оно сидит на человеке. Сразу появляется уйма идей".

РАБОТА С МОДЕЛЯМИ. Было бы обидно, если бы все эти исторические костюмы пылились в шкафах университета. Потому их периодически "выгуливают" на различных мероприятиях. Перед каждой фотосессией или выставкой Галина Кокорина проводит "инструктаж" со своими моделями: "Чтобы девочкам было проще погрузиться в ту или иную эпоху, я показываю им подборку живописи, разные гравюры тех времен. Так они имеют представление о том, как раньше дамы держали себя. И тогда правдоподобнее получается. Еще с моделями работают наши стилисты, которые делают прически и макияж тех времен. Это непросто! На то, чтобы сделать высокую прическу с каркасом и украсить все это перьями, уходит не один час".

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОДЫ. Искусствовед убеждена, что современная мода — это переосмысление старых трендов. "К примеру, существует такая закономерность, как повторение моды через каждые 100 лет, — говорит Кокорина. — Возьмем турнюры (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась под платье внизу спины для придания пышности фигуре) — они стабильно появляются в конце каждого столетия. Просто пышность не такая, как была раньше. Или объемные кринолины: мировые дома моды периодически их используют для создания новых коллекций".

Реклама

"Многие кутюрье еще любят вставлять историческое белье в свои коллекции, — подхватывает тему Наталия Скорнякова. — Правда, по нынешним меркам панталоны, которые носили раньше, сложно назвать нижним бельем. Что касается городской моды, то современные девочки активно носят поверх джинсов юбки в виде плахт, которые носили в Украине до начала XX века. Как для России понева (женская шерстяная юбка. — Авт.), так для нас плахта — это то, что было очень давно, носилось всеми и обрело новую жизнь сегодня".

Галина Кокорина убеждена, что история костюма — это всегда история взаимоотношения мужчины и женщины, искусства привлечения противоположного пола. "У нас главным женским богатством всегда считался бюст и бедра. Это отражалось и в моде. Вот откуда пышные юбки и глубокое декольте. Появилось это, когда ослабло влияние церкви, в Средневековье всегда высказывавшей жесткие требования: волосы спрятать, ноги скрыть под юбкой и т. д.", — говорит искусствовед. Сегодня же прогнозировать моду стало практически невозможно. В конце 90-х годов все закономерности, выстраивающиеся столетиями, нарушились. "Причину нужно искать в политике, социологии, психологии, может, даже экологии и биологии человека", — отмечает искусствовед.

ИСТОРИЯ КОСТЮМА. Наталия Скорнякова убеждена, что украинцы не знают своих корней и, как следствие, мало осведомлены об эволюции национальной моды. "В Украине до сих пор нет полноценного исследования по истории костюма. А ко всему, что есть сегодня, большие вопросы в плане достоверности материалов, — говорит художник-технолог. — Мы стыдимся того, что Западная Украина до Богдана Хмельницкого была под Польшей. Это наша беда. Любят говорить, что до Хмельницкого все было плохо и ничего не было. Было, да еще как! Достаточно поехать во Львов и дальше, в тот же Рогатин, где сохранились иконостасы, на которых можно увидеть множество бытовых костюмов XVII века, характерных только для Украины. Многие возражают, говорят: "Да нет, это польское, не наше". Влияние Польши, несомненно, было, но есть и множество отличий".

Кроме пробелов в исследованиях по истории украинского костюма, в стране есть другая "беда" — дальнейшая судьба найденных средневековых нарядов. "На восточной Украине в Глухове не так давно было найдено женское платье XVII века, причем в отличной сохранности: с пуговицами, плиссированными рукавами и т. д. Это редкость, на которую нужно молиться. Но оказалось, что у государства нет денег, чтобы над ним провести сохранные процедуры! Оно за три года настолько развалилось, что остались лишь отдельные части. И что у нас додумались сделать? Сшили льняную основу, которая полностью не соответствовала находке, налепили на нее все, что осталось от платья, и выставили в местном музее. Вот так у нас обращаются с историческими ценностями", — сокрушается Наталия.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС. Но с историческими платьями в современном мире связано и много хорошего. Многие модели, примеряя на себя пышные средневековые наряды, буквально перевоплощаются. "Был День Киева. Нашей кафедрой заинтересовался модный глянцевый журнал, — рассказывает Галина Кокорина. — Предложил, чтобы модели в наших платьях рекламировали их журнал. И вот представьте: Андреевский спуск, брусчатка, девушки с высокими прическами и в очень пышных платьях, с веерами, держат в руках журналы. Выглядело эффектно. Но в итоге заказчики остались недовольны, поскольку прохожие обращали внимание не на журнал, а на наши платья. Потом уже, когда акция закончилась, одна девочка захотела пройтись в своем роскошном наряде до конца улицы. Что тут началось! Люди прямо рассыпались в стороны, уступая ей дорогу. Дети бегали вокруг и кричали: "Фея! Фея!". Многие подбегали с вопросом: "А можно сфотографироваться?". После небольшой прогулки она вернулась к нам и с изумленным видом сказала: "Представляете, меня замуж позвали!". Для нее это был звездный час".

 

"Шутим, что шьемся из шторок"

Чтобы реконструировать исторический костюм, потребуется от двух до восьми тысяч гривен: в зависимости от материала и сложности пошива наряда.

Создать исторический костюм, близкий к оригиналу, весьма непросто. Многих тканей, которые были 200—300 лет тому, сейчас попросту не выпускают. "В таких случаях заменяем похожими материалами, — говорит Кокорина. — Например, в старину производили ткань, которая называлась аксамит. Это нечто среднее между бархатом и парчой. Просто драгоценный материал. Из него, кстати, раньше шили церковную одежду. Но его уже не достать, потому заменяем обычным бархатом. Зачастую используем декоративные ткани. Если есть шелк, то и его используем".

Бывает, что особо редкие материалы искусствоведу удается найти на секонд-хендах. "Самой приятной находкой была ткань с французскими лилиями. Из нее в XVI веке шили пурпуэн (простеганная куртка. — Авт.). Наши дизайнеры удивлялись: "Где ты нашла эту ткань?! Никто ее уже не производит", — вспоминает Галина.

"А мы в своей среде часто шутим, что шьемся из шторок, — рассказывает Наталия Скорнякова. — Просто европейские портьерные ткани очень подходят для нарядов эпохи Возрождения — на них узоры схожи со средневековыми".

 

Танцы: музыканты и горе-клавесин

Сегодня в Украине мода не только на средневековые наряды, но и на танцы. Наталия Скорнякова рассказывает: "Исторические танцы — мое хобби. Все началось с костюмов. Мальчики на фестивалях средневековой культуры, как правило, участвуют в турнирах, а девочкам просто надо стоять для красоты несколько дней подряд на жаре — беспощадно и бессмысленно. Так в начале 2000-х в Украине стали появляться клубы средневековых танцев".

Информацию по историческим танцам, говорит художник-технолог, найти не сложно: европейцы сканируют летописи, рукописи и выкладывают все в интернет. Что касается музыки, то в Украине достаточно музыкальных коллективов, которые занимаются старинными мелодиями. Группы делают аранжировки на основе старинных нот и записывают эти мелодии на диски. Самые ценные записи танцоры покупают на мастер-классах у преподавателей.

СМЕЛЫЕ ТАНЦОРЫ. Любители средневековых танцев часто устраивают выездные мероприятия и балы. А на них иногда случаются курьезы. "Два года назад мы собирались в Киеве на Трухановом острове. Однако, прибыв на место, вместо того, чтобы разбивать лагерь, мы тушили пожар, — рассказывает Скорнякова. — Приходим — а там горят сосны! Огонь мы тушили просто ногами: топтали и забрасывали землей. Если бы прошли мимо, то остров хорошенько бы сгорел".

ЗЛОСЧАСТНЫЙ КЛАВЕСИН. Нередко ребятам приходится сталкиваться с трудностями, связанными с техническим обеспечением. "Однажды мы возили туда-сюда клавесин (клавишный струнный музыкальный инструмент. — Авт.), который забрали из детской музыкальной школы. Нас не хотели выпускать — пришлось долго объяснять охранникам школы, что это личный клавесин одного из музыкантов, а не собственность государства. А несколько лет назад мы были на фестивале в Каменец-Подольском. День ото дня у нас менялись площадки. В последний день, когда мы собирались проводить мастер-класс, нам привезли клавесин. Когда инструмент уже смонтировали, оказалось, что место проведения мастер-класса неожиданно изменилось. И никого, кто мог бы перенести уже смонтированный инструмент, нет. Остались только маленькие мальчики-музыканты и такие же хрупкие танцоры (к нам почему-то большие мальчики на танцы не ходят). И вот они полкилометра по центру Каменца тащили этот клавесин. Потом, когда у нас появлялись какие-то накладки, мы вспоминали: "А вот клавесин пока что ничего
не переплюнуло".

 

Несколько фактов из истории мировой моды от Галины Кокориной

1. История европейской женской моды — это история того, как корректировалась женская фигура в угоду политическим или религиозным течениям. Например, в XVI веке в Испании грудь прятали под влиянием исламской культуры. Корсет, кстати, был изобретен для того, чтобы сделать грудь плоской. А еще он выполнял функцию бронежилета, если барышня попадала в опасные ситуации. Правда, в XVIII веке внешний вид корсетов кардинально изменился: талия стала очень узкой, а разрез декольте увеличился до таких размеров, что даже по нынешним меркам их носить было бы крайне неприлично.

2. Во все времена женщины старались открыть взгляду самую привлекательную часть своего тела. К примеру, во многих африканских племенах ей считалась длинная шея, потому во всех нарядах ее старались открывать. В Китае красивыми считались маленькие ножки, которые красавицам приходилось деформировать при помощи специальных приспособлений. А вот японки считали эротичным вид задней часть шеи, потому во многих японских платьях декольте делалось сзади. Что касается Украины, то здесь всегда в почете были широкие бедра и пышная грудь. Отсюда глубокие декольте и кринолиновые платья.

3. Когда Западная Украина находилась под гнетом Польши, тамошняя мужская мода была очень похожа на польскую. Казачество, в свою очередь, подпитывалось восточной культурой. А вот в женском костюме сохранились средневековые формы: сорочки, головные уборы и плахты. Это исконно наше. Такого не было ни в Европе, ни в Азии. Но со временем в украинских костюмах появились элементы европейской моды. Раньше сорочки, которые мы привыкли называть "вышиванками", служили одеждой для сна. Их также носили под верхней одеждой. Они были обязательно длинными и выглядывали из-под юбки так, что было видно полоску вышивки. Но со временем их укоротили, превратив в блузы.

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять