I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

"Цифра" для народа: что такое Е-правительство, каким оно должно быть и что уже сделано в Украине

"Электронная власть" поможет уменьшить очереди, облегчит жизнь бизнесу и уберет коррупцию. Но ждать еще долго

В последнее время в Украине все чаще звучит словосочетание "электронное правительство". Оно напоминет полумифическое блюдо "дефлопе" из фильма "О чем говорят мужчины" — то самое, которое "лучшее", и означает, что во всех ресторанах "дефлопе" уже есть, и только незадачливый герой его еще ни разу не пробовал. Так и с е-управлением: практически у всех соседей Украины это уже работает, и только мы пока не особо понимаем, что же имеется ввиду: то ли нас захватит враждебный искусственный интернет, как в "Терминаторе", то ли вся власть переедет в "Фэйсбук". "Сегодня" разобралась в вопросе и выяснила, что такое электронное правительство, что нужно для его создания и когда же мы сможем голосовать, не выходя из дома.

ОПЫТ. Естественно, е-прави­тельство — это не роботы, управляющие человечеством, а модель госуправления, которая использует современные компьютерные технологии и сеть интернет. В идеале она повышает эффективность и прозрачность власти и позволяет обществу контролировать ее. Другими словами, такое правительство — это масштабная информатизация всех процессов в обычной деятельности министерств, ведомств и местных органов исполнительной власти.

Реклама

"Пионерами" в сфере электронного правительства принято считать западные демократии. Но в целом они только придумали словосочетание, а первым идею правительственного портала реализовал Сингапур, в конце 1990-х годов. Его портал не только предоставлял информацию о правительственных органах, но и позволял совершать действия, для которых ранее гражданину нужно было идти в госучреждение. Сейчас сервер поддерживает несколько разделов: бизнес, оборона, образование, занятость, охрана здоровья, жилье, правопорядок. К примеру, для того чтобы пожениться, сингапурцу не обязательно идти в местный аналог загса — достаточно зайти в раздел "Семья" и зарегистрировать брак. А чтобы вызвать полицию (или сообщить о правонарушении), нужно зайти в раздел "Правопорядок".

В США в 2000 году стартовал проект FirstGov, объединивший около 20 тысяч сайтов госорганов. До 2002 года американцы могли оформить по сети водительскую лицензию и заполнить некоторые документы, а к 2005 году появился единый сайт федерального правительства, через который граждане могут общаться напрямую с представителями высшей и местной власти.

В Европе лидером является Великобритания — там правительственные услуги предоставляются через интернет, мобильную связь, цифровое телевидение и колл-центры. Граждане могут получать справки и документы, подавать жалобы, заполнять налоговые декларации и видеть, как на их запросы реагируют органы власти в режиме онлайн.

Реклама

УРОВНИ. В целом, электронное правительство делится на три уровня реализации. Первый — "Правительство — гражданам" (Government 2 Citizens, G2C): позволяет людям намного меньше стоять в очереди за справками, формами и иной информацией. При этом бюджет экономит ресурсы, а граждане — деньги. Второй — "Правительство — бизнесу" (Government 2 Business, G2B): позволяет автоматизировать налоговые выплаты, проводить электронные тендеры на поставку продукции и так далее. Интересен тот факт, что Швеция, сэкономив на электронной системе закупок 50% средств, теперь закупается только "по сети". Грузия также сумела сэкономить около 200 миллионов долларов, внедрив подобную систему. Третий уровень — "Правительство — правительству" (Government 2 Government, G2G): позволяет автоматизировать отношения и документооборот между ведомствами, управлять работой госаппарата, вести внутреннее делопроизводство и координировать деятельность региональных управлений и территориальных подразделений. То есть отказаться от "бумажек", которые могут идти из столицы в область неделю.

ТРЕБОВАНИЯ И ВЕХИ РАЗВИТИЯ

Принципы:

Реклама
  • Предоставление услуг в любое время — система работает круглосуточно.
  • Максимальная простота и прозрачность.
  • Единые технические стандарты и взаимная совместимость — электронные приложения создаются по единой архитектуре.
  • Обеспечение конфиденциальности и выполнение правил информационной безопасности.
  • Ориентирование на мнение граждан при реализации нововведений.

Этапы:

  1. Создание веб-ресурсов министерств и ведомств.
  2. Первые элементы интерактивности (можно задать вопрос и получить ответ по "мылу"). Публикация новостей.
  3. Полноценная интерактивность: граждане в режиме онлайн могут оплатить штраф, заказать паспорт, продлить лицензии и патенты.
  4. Создание объединенных порталов ведомств и служб. Можно будет делать любые транзакции — регистрировать предприятия, легализировать иностранные документы. Подключаются системы электронной коммерции.
  5. Создание электронной системы госуправления. Правительственный портал дает доступ к любой услуге. Высшая ступень развития электронной демократии — электронное голосование.

НА КОГО РАВНЯЕМСЯ: ПРИМЕР МОЛДОВЫ

Поскольку в вопросах электронного правительства мы — новички, равняться нам нужно на страны, которые успешно внедряют у себя информационные технологии в области оказания услуг и управления государством. Ближайший сосед, у которого можно смело брать пример, — Молдова. У них процесс начался недавно: в 2010 году было принято само решение, а уже в 2011-м появилась команда, которая приступила к созданию проектов. "Сегодня" удалось поговорить с сотрудниками государственного Центра электронного правительства Молдовы, которые рассказали нам о своих успехах и неудачах.

"Концепт разрабатывался совместно с Всемирным банком, который выделил на него $20 млн. Парламент страны его согласовал, приняв международные нормы, мы составили план кофинансирования, — рассказывает Артур Рябой. — Позже появились и другие доноры. В 2010-м мы готовились, а в 2011-м создали стратегию развития, где были прописаны 13 направлений. Дальше по каждому из этих направлений разрабатывались законопроекты". Среди этих решений — оцифровка публичных услуг, обеспечение каналов доступа для граждан, создание общей государственной технологической платформы и дата-центров, развитие ИТ-потенциала в государстве и так далее. Помимо этого, на каждый год разрабатывался отдельный план.

Одним из первых решений стала выдача справки о несудимости.

"Раньше в Молдове работало одно учреждение, в котором можно было получить справку о несудимости, — рассказывает Влад Маноил. — Естественно, очереди были огромные, по 800—1000 человек в день. Мы начали с того, что граждане смогли заказать эту услугу по интернету. Да, все еще нужно было ехать в центр, но только чтобы забрать готовую справку. После того как появилась платежная система, граждане получили возможность ее оплатить и заказать доставку в местное отделение МВД. В итоге не надо ехать в столицу и тратить несколько дней — на заказ, а потом и на получение". По той же схеме пошли учреждения, выдающие акты гражданского состояния — свидетельства о рождении, смерти и так далее. В результате сейчас житель Молдовы через сайт центра может заказать необходимые документы, получить справки и увидеть доступную информацию о разных ведомствах.

Еще одно решение Молдовы — создание mCloud, облачного сервиса, на который "переселилась" половина министерств и ведомств страны. Вся информация на "клауде" дублируется, дата-центр обладает запасными источниками энергии, линиями связи, генераторами и охлаждающими элементами. На очереди — вторая фаза: страна собирается приобрести еще один дата-центр и соединить все существующие учреждения в единое "облако".

Основная проблема внедрения информационных технологий — человеческий фактор.

"Еще до недавних пор 98% жителей не платили карточками в магазинах, только снимали наличность в банкоматах, — объясняет Маноил. — Не говоря уже об интернет-покупках. Сейчас ситуация значительно улучшилась. А ведь шансов, что украдут кошелек, гораздо больше, чем у электронного мошенничества". Кроме боязни новых технологий, была и другая проблема: сами руководители и служащие министерств не понимали, как перейти от бумаги к цифре. Так что "политическая воля" крайне важна.

Ну и, конечно, процесс внедрения современных технологий сложен. "Будьте готовы к тому, что первый год, два, три, четыре результатов вы не увидите — это особенность процесса, он сложный и трудоемкий, — подчеркивает Артур Рябой. — Но не стоит ждать, когда будет готово все и сразу, иначе можно опоздать. Делайте, как мы — понемногу. Как с этой справкой — хотя бы возможность заказать ее. Не ждите создания системы оплаты".

В целом же, объясняют специалисты, процесс создания электронного правительства бесконечен: "Посмотрите на Эстонию. Они начали делать это с 2003 года и до сих пор не закончили".

.jpg_44

Правительство гражданам. Соседи всерьез подошли к делу и за пару лет создали эффективную систему

УКРАИНА: ПРОГРАММА ДО 2012 ГОДА

Еще в 2003 году правительство Януковича выпустило постановление о создании электронного правительства. С тех пор, до прошлого года, никто о нем не слышал. Сейчас "процесс пошел": развитием его занимается Госагентство по вопросам электронного правительства; создана рабочая группа; начались консультации с Молдовой, Польшей и Эстонией; создаются "зеленая" и "белая" книги (сборники схем по созданию); готовятся изменения в законодательстве — в частности, закон об открытых данных и электронное обращение граждан. "В первую очередь мы хотим добиться эффективной и прозрачной работы власти и дать населению и бизнесу качественные электронные услуги, — объясняет глава Агентства Александр Рыженко. — Кроме того, нужно развивать ИТ-сферу, улучшить сотрудничество разных органов власти. В планах — электронные закупки, информатизация судов, охраны здоровья и образования. Первые результаты уже есть: Государственная архитектурно-строительная инспекция согласилась шагнуть в будущее. Теперь по сети можно зарегистрировать сообщение и декларацию о начале подготовительных или строительных работ. В данный момент Агентство работает с Минэкологии, чтобы сделать доступными их услуги. В экспериментальном режиме работает и портал открытых данных data.gov.ua, на котором все желающие могут увидеть разные регистры и списки, включая некоторые статистические данные Госстата, МВД, Минэкономики.

Результатом должна стать оптимизация денег и ресурсов. Кроме того, граждане смогут участвовать в бюджетоуправлении. "В Мексике, к примеру, часть бюджета города "отдают" гражданам. И они голосуют, на что его нужно потратить", — рассказывает Рыженко. Но есть и проблемы. Первая — плохая координация между разными ведомствами, вторая — отсутствие крупных средств. Третья же и основная — человеческий фактор: "Люди должны захотеть работать в электронном виде, работать прозрачно, — говорит Рыженко. — Это уменьшит контакт человека и чиновника и значительно уменьшит коррупцию. Мы это видим на примере строительной отрасли".

К 2020 году Украина должна быть "оцифрована". Это значит, что у граждан должен появиться единый кабинет, в котором можно заплатить налоги, получить информацию, заказать справки и услуги. В планах также — электронное голосование, но оно пока — утопия.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять