Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Бронелегенда Харькова

80 лет. Первый танк в Харькове строили студенты, а на первом своем параде на Красной площади боевые машины красовались с... деревянными башнями и пушками.

Сейчас трудно найти на карте мира страну, где бы не прошел своими гусеницами харьковский танк. Наши машины принимали участие почти во всех возможных вооруженных конфликтах ХХ века. Начиная c Гражданской войны в Испании в тридцатых годах прошлого века, Советско-финской в 1939—1940, конечно же, Второй мировой. Они участвовали в трех Индо-пакистанских конфликтах и до сих пор находятся на вооружении в армиях десятка стран. Легендарные машины Т-34 и Т-64 заставили весь мир бояться Советский Союз, а иностранных генералов — по-новому взглянуть на вооружение своих армий. Говорят, что Иосиф Сталин во время ВОВ лично курировал создание танков на заводе имени Малышева.

А начиналось все в 1896 году, когда на месте нынешнего завода Малышева русские купцы основали паровозостроительный завод. Немногим позже (в 1924 году), уже при другой власти, когда советскому хозяйству срочно понадобились тракторы, здесь спустили с конвейера первый в Союзе гусеничный трактор со светлым названием "Коммунар". "Коммунар" был точной копией немецкого трактора "Гономах". Тогда к нам специально приезжали немецкие инженеры, которые учили харьковчан его делать", — рассказывает экс-начальник отдела испытаний танков завода им. Малышева Юрий Кистерный. Тогда же в Харькове научились делать гусеницы и двигатели.

НЕПОВОРОТЛИВОЕ "ЧУДО". После Первой мировой и Гражданской войн молодой СССР нуждался в танках. Харьков в те годы был столицей Украины, рядом, как нельзя кстати, были крупные союзные металлургические центры — Донбасс, Кривой Рог и Мариуполь. Руководство страны решило, что везти материалы для боевых машин в Ленинград, на завод "Большевик", дорого, поэтому в Москве танковый проект отдают Харькову. "Чертежи танка отдали еще и потому, что в цехах завода делали паровозы и тракторы", — говорит Юрий Кистерный. Над созданием первого танка — Т-12 трудились конструкторы-студенты харьковских вузов. Самому старшему из них — Саше Морозову — исполнилось всего 23 года. В одноэтажном деревянном бараке на территории завода они до утра сидели за чертежами. Под конец 1929 не могли нарадоваться: на боевой машине сделали две башни. Одна с орудием, а на второй — два пулемета. Весило "чудо", как его тогда называли, около 20 тонн, могло разогнаться только до 25 км/ч, управляли танком четыре человека. "По внешнему виду Т-12 был похож на английский "Виккерс", — рассказывает Юрий Кистерный. Но во время испытаний у него обнаружили кучу недостатков: перегревалась коробка передач, при поворотах соскакивала гусеница. Военное руководство страны было не в восторге. Больше всех неиствовал нарком по военным делам Климент Ворошилов.

Конструкторы срочно бросились улучшать конструкцию. Вскоре появилась новая машина Т-24, корпус которой изготовили уже из брони, а не из стали, добавили еще один пулемет. Правда, управляли боевой машиной теперь аж пять человек. Но все же это был прорыв для харьковских танкостроителей. "Потом пошла серия — Т-24. Именно на этом танке и сформировалось производство. Но танк оказался достаточно тяжелым и непрактичным, был неповоротливым. Он даже отставал от лошадей", — утверждает Кистерный. Тем не менее боевые машины поступали на вооружение Красной Армии. Благодаря этому опыту в создании танков Харьков становится вторым, после "Большевика", центром СССР по танкостроению.

ПУГАТЬ ВОРОБЬЕВ. "Это была первая в СССР школа строительства тяжелых танков весом 15—20 тонн. С опытом пришло понимание, что танк, который имеет много вооружения, на настоящем поле боя бесполезен. Он молчит. Танк должен иметь одно основное оружие — пушку. Остальные — пугать воробьев", — рассуждает Юрий Кистерный. Планировалось изготовить около 300 танков, но сделали 25. Производство Т-24 специально заморозило советское начальство: военкому понравился немецкий "Танк Гротте".

После фиаско с Т-24 харьковскому заводу дают чертежи американского танка "Кристи" и просят на их основе разработать новую машину. Советская комиссия ездила по странам, чтобы купить проект боевой машины. В США нашим показали колесно-гусеничный "Кристи". Союз выкупил лицензию на производство этих танков и чертежи всего за 60 тысяч долларов. Но два танка прибыли в СССР без пушек! Дорабатывать машину решили своими силами — нужно было создать башню танка. Проект отдали Харькову. "Пересняли один к одному конструкцию и запустили производство. Танк "Кристи" стал прототипом серии БТ — быстроходных танков", — рассказывает Юрий Кистерный. Его начали выпускать серийно — изготовили 600 штук, причем с вращающейся башней. Уже в 1931 году два харьковских БТ-2 красовались на параде на Красной площади. Сталин решает продемонстрировать их народу, чтобы показать мощь Советского Союза. Существует легенда, что на параде два танка красовались с деревянными пушками: в Харькове их не успели доработать.

После танкостроители улучшили конструкцию БТ-2, увеличили калибр пушки, сделали сварной корпус и поставили двигатель на сто лошадиных сил. К началу ВОВ наши танки серии БТ станут основой армии СССР. В начале 30-х появляется самый необычный советский танк — Т-35. В нашем городе его сделали на основе "Танка Гротте" и английской боевой машины "Виккерс" — пятибашенного танка "Independent". Танк до сих пор остается единственным пятибашенным в мире. Управляли им 11 человек! Сейчас образ Т-35 используют в компьютерных играх — "Блицкриге" и "Битве за Москву".

Т-34 КОШКИНА И ФРАЗА СТАЛИНА
Легендарную "тридцатьчетверку" — танк Т-34 — сконструировал Михаил Кошкин. Рождение этой машины изменило развитие военной техники. Этой боевой машиной восхищались немецкие генералы, Уинстон Черчилль назвал Т-34 лучшей боевой машиной своего времени.

Кошкин родился в бедной крестьянской семье и трудился на кондитерских фабриках в Москве рабочим. После окончания института в Ленинграде работал инженером-конструктором, а уже в 1936 году Кошкина командировали на харьковский завод. В 1937 году харьковчане получили от правительства заказ на изготовление быстроходного танка А-20, который мог бы ездить как на колесах, так и на гусеницах. Но Михаил Кошкин, которому поручили разработку, решил сделать ставку лишь на гусеничную машину, поскольку понимал, что она надежнее. Расчет был прост — командование все равно выберет лишь один проект, который окажется лучшим.

"В 1938 году мой папа поехал в Москву на встречу с правительством во главе со Сталиным. Говорили, конечно же, о танках. Сталин сказал, чтобы конструкторам на харьковском заводе не мешали. Предложил не стеснять их инициативу и дать возможность работать. И завод изготовил два: тот, который заказывало правительство, и тот, который создали по инициативе Кошкина — Т-34", — рассказывает Татьяна Шихова, дочь Михаила Кошкина. Танки А-20 и Т-34 разработали и сделали на заводе почти одновременно. Кошкин понимал, что единственный шанс, что Т-34 одобрят, — защитить проект в Москве перед Сталиным.

"Он не в танке простудился, как раньше писали. Он поехал в Москву, будучи простуженным", — рассказывает Татьяна Шихова. Начало холодного марта 1940 года. Из Харькова в столицу Советского Союза двинулись два танка Т-34. Во время пути один из танков застрял в воде, Кошкин помогал его вытаскивать. Уже в Москве он еле стоял на ногах. Когда танки выехали на Красную площадь, Сталин, увидя их, бросил знаменитую фразу: "Это будет ласточкой наших бронетанковых сил". Проект одобрили, а в Харькове Кошкину поставили диагноз абсцесс легких. "Папа умер в сентябре 1940 года. Ему было 42, а мне — год. Как говорит моя сестра, наш папа уходил на работу, когда все еще спали, и приходил, когда все уже спали. Любил футбол, и когда проходили в Харькове матчи, то все конструкторское бюро ходило на "Металлист", — рассказывает Татьяна Шихова.

МОРОЗОВ – СЕКРЕТНЫЙ КОНСТРУКТОР СССР
Харьковский конструктор Александр Морозов разработал более 20 видов танков. Вершиной был Т-64, который запустили в серию в 1963 году. Но, несмотря на то, что эти танки стали основой броневой мощи советской армии, чертежи 64-го держали в строгом секрете. Не предают их огласке даже сейчас. "Впервые танк принимал участие в параде на Красной площади в 1995 году в Москве", — рассказывает внучка Ирина Морозова, которая пошла по стопам своего дедушки. Она уже более 20 лет работает на заводе Малышева военным представителем.

На Т-64 уже равнялись все танкостроители мира. А наработки Морозова легли в основу танкостроения. В Т-64 пушка впервые в истории заряжалась автоматически, благодаря этому экипаж боевой машины удалось сократить до трех человек. На танке установили пушку самого большого калибра на то время — 125 миллиметров, Т-64 мог пробить броню любого танка, установил рекорд по скорострельности: около 8 выстрелов в минуту, к тому же мог двигаться под водой.

Во время войны Иосиф Сталин лично руководил работой харьковского завода, часто звонил домой конструктору. "Они вместе всю войну проработали. Мой дедушка каждые три часа, он это сам мне говорил, докладывал о ходе работы Сталину, — рассказывает Ирина Морозова. — Он был, как и его машина, человеком секретным. Его правительство Советского Союза берегло. За ним приезжала машина и везла на завод, ему редко разрешали одному выходить из дома. А он любил больше прогуляться. Дедушка написал мне доклад по физике на тему: "Двигатель внутреннего сгорания". Когда я в школе выступила с этим докладом, все сидели с открытыми ртами". Последняя машина, над которой трудился Морозов, — Т-74. Но он не успел воплотить в жизнь свою мечту. Танк должен был стать еще одним рывком в развитии мирового танкостроения. Например, пушка, в которой во всех танках сидели люди, в Т-74 становилась отдельной частью боевой машины, а весь экипаж находился в корпусе.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем YouTube-канале.

Новости партнеров

Загрузка...

Популярные статьи

Новости партнеров