Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Самолеты в квартире уже не помещаются

Житель Кременчуга летчиком не стал, но историю авиации у себя дома собрал.

Анатолий Бышенко с детства мечтал подняться в небо. Сразу после школы он пытался поступить в Кременчугское летное училище гражданской авиации, однако не прошел по конкурсу. "Тогда в летное училище был конкурс по 15—20 человек на одно место. Меня зарубили на сочинении", — делится воспоминаниями пенсионер, майор внутренней службы в отставке, бывший вице-мэр Кременчуга Анатолий Бышенко.

ОТ США ДО КИТАЯ Провал в летный колледж был компенсирован службой в армии. Несостоявшегося летчика отправили служить в воздушные войска на Камчатку, потом — служба в органах МВД. Сейчас коллекция самолетов занимает десяток стеклянных стеллажей вдоль стен в квартире Анатолия Бышенко. Рядом уживаются модели самолетов бывшего СССР и современные украинские самолеты, а также модели летательных аппаратов разных стран мира — от США до Китая. Начал их собирать в 17 лет, повторно вернулся к хобби уже в 30 лет. Позднее раздаривал большинство экспонатов из коллекции и зарекся больше этим не заниматься никогда. Но сегодня в коллекции — более 300 масштабных моделей боевых и пассажирских самолетов. А еще столько же хранится в коробках: ставить в квартире больше некуда. "Вот мой первый самолет, — говорит Анатолий Бышенко, демонстрируя МИГ-3 с бортовым номером 5, на котором летал в начале войны легендарный Покрышкин. — А вот на полке сверху — американский Б-52. Правда, руки не дойдут собрать его".

Коллекция самолетов только по приблизительным подсчетам потянет на десяток тысяч долларов. Только одна модель в зависимости от размера и фирмы-изготовителя обходится коллекционеру в сумму от 100 до 650 гривен. Сидя на пенсии, собирать модели стало легче: много свободного времени — на один самолет уходит 2—3 недели, а то и год. ТУ-95 Анатолий Николаевич собирал около 8 месяцев. Жена детское увлечение мужа понимает, периодически с моделей смахивает пыль. Дети Анатолия Николаевича уже взрослые, а вот после приезда внука многие машины приходится "ставить на ремонт".

НУЖЕН МУЗЕЙ. Кроме изготовления самолетов, Анатолий Бышенко занимается поисково-исследовательской работой по авиационной истории Кременчуга. За десяток лет ему удалось установить судьбы 19 летчиков, погибших во время ВОВ. Недавно по Интернету он установил связь с коллегами-поисковиками из России. Еще одна страсть Анатолия Николаевича — коллекционирование авиационной формы и летного снаряжения. В его арсенале — более 170 комплектов амуниции, начиная с 30-х годов и заканчивая современностью. И это тоже формы летчиков разных стран мира.

"У меня есть шинель американского солдата с авиабазы, которая во времена войны дислоцировалась в Полтаве, есть форма английского летчика, форма командира пилотажной группы "Украинские соколы" полковника Россошанского и форма летчиков Топонаря и Юрия Егорова, форма Николая Баластрика — выпускника кременчугского аэроклуба, однокурсника Кожедуба, и три формы бывшего главкома ВВС Украины", гордится коллекционер.

Где хранить постоянно растущую коллекцию, Анатолий Николаевич уже не представляет — пришло время организовывать музей, в котором поместятся и габаритные средства телефонной и радиосвязи прошлого века, мебель для экспозиции "квартира летчика". Два года назад по инициативе Бышенко мэрия направила письмо в Минобороны с просьбой о передаче городу для будущего музея списанную авиатехнику, Министерство дало согласие на передачу 11 самолетов и 50 единиц вооружения. Сессия горсовета своим решением сначала дала согласие на прием техники в коммунальную собственность города, однако через месяц депутаты отказались от демилитаризации техники и ее доставки. Два года непростой работы ушли на смарку, пеняет Анатолий Бышенко. После этого к властям он больше не обращался... Взамен сам отыскал полуподвальное помещение площадью 140 квадратных метров. Теперь ходит, но пока безуспешно, в поисках спонсоров: может, кто согласится профинансировать создание музея авиации.

РОЗЕНБАУМ И ПЕЛЬШ ТОЖЕ ИГРАЮТСЯ
В коллекции Валдиса Пельша — военные каски, среди которых есть кожаная немецкая каска XIX века и парадная каска офицера наполеоновской армии. В коллекции Александра Розенбаума много оружия военной амуниции. Актер МХТ им. Чехова Александр Семчев собирает модели вертолетов и танков, которые собственноручно склеивает на досуге.

Дмитрий Игонин

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров