I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Эксперты-криминалисты: "По делу Бузины эксперты работали круглосуточно"

Двойной красный "бумер", ручка президента и тайны вышиванок

Этой публикацией мы завершаем серию материалов о работе одного из главных экспертных учреждений страны — научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра при ГУ МВД Украины в Киеве. На днях его сотрудники закончили одну из экспертиз в очень громком деле об убийстве известного писателя и журналиста Олеся Бузины. Как ранее сообщалось, специалисты лаборатории по исследованию ДНК НИЭКЦ обнаружили генетические следы подозреваемых в этом преступлении Полищука и Медведько на вещах, брошенных неподалеку от места расстрела. 

— По этому преступлению эксперты работали, можно сказать, круглосуточно, — рассказывает начальник Центра Николай Малярчук. — Объекты исследовались с особой тщательностью, было задействовано новейшее оборудование, работали лучшие специалисты НИЭКЦ Киева и ГНИЭКЦ Украины. Результаты перепроверялись не раз, чтобы сделать однозначный вывод. Ведь ДНК является уникальной для каждого индивидуума, что и делает вывод экспертизы бесспорной доказательственной базой.

Реклама

.jpg_326

BMW-X6. Машины-двойники встретились в Киеве на Подоле.

ДНК. Журналисты "Сегодня побывали в упомянутой лаборатории. Это оказалось непросто. Чтобы зайти на территорию сектора ДНК-исследований, нам с фотокором пришлось серьезно экипироваться: одноразовые халаты, шапочки, бахилы… Здесь не рекомендуется расчесываться и вообще оставлять какие-то следы, чтобы это не отразилось на точности и объективности экспертиз. Нас сопровождала руководитель сектор Ирина Кобец.

Реклама

— Сектор занимается исследованием следов биологического происхождения, — говорит Ирина. — В основном, с мест происшествий (это может быть кровь, слюна, волосы и т. п.). Допустим, нашли след крови на месте происшествия. Мы выделяем ДНК, устанавливаем профиль, результаты исследований направляем инициаторам (скажем, следователям). Если появляется подозреваемый, профиль его ДНК сравнивается с ранее выделенным. При совпадении профилей исследуемого объекта и проверяемого лица, однозначно устанавливается, что след на месте происшествия оставил именно он.

Лаборатория наша дает практически 100%-ный верный результат. Поэтому со всех резонансных преступлений объекты направляются к нам. В месяц мы проводим до сотни экспертиз, но все, конечно, зависит от сложности и количества объектов (причем в одной экспертизе может быть от 5 до 200 объектов). Возьмите пиджак преступника, там каждый след или пятно — это объект. Или вырван пучок волос, а там их сотни, и надо исследовать каждый!
Выделение ДНК — это разрушение клетки, внутри которой находится ядро. С ним мы и работаем. Это сложная процедура, видите, у нас несколько лабораторий, друг от друга отделены для чистоты эксперимента. Важно определить количество ДНК на данном объекте, чтобы понять, сможем ли мы построить профиль. Над этим "трудится" отдельный прибор. Затем следующая процедура, состоящая из 28 этапов, когда вещество подвергается определенной обработке при разных температурах. И, наконец, проходит непосредственно через ДНК-анализатор. В двух словах, молекулы в приборе пролетают через специальную линзу, которая и считывает количество ДНК, отправляя результат на компьютер. А он уже выдает результат в виде ДНК-профиля, который изучает эксперт, чтобы дать свое заключение. В профиле, как видите, много элементов, среди которых есть, например, признаки пола того человека, чья ДНК изучается. Вот этот пик, обозначенный Х, выдает принадлежность ДНК женщине. У мужчин он другой и обозначается, как У. Словом, работа у нас непростая, но за свои выводы мы ручаемся, и они служат веской доказательной базой в суде.

.jpg_327

Реклама

Юрий Шатайло. "Исследуем эту книгу, которой больше 130 лет"

АВТОДВОЙНИКИ. Рассказывает Андрей Кривов, замначальника отдела инженерно-технических экспертиз — начальник сектора комплексного исследований транспортных средств:

— Мы выявляем изменения в номерных агрегатах транспортных средств: перебивку, переварку и так далее. Выявив такое, вызываем группу из райуправления, ее сотрудники забирают автомобиль, а того, кто пытался такую машину зарегистрировать, приглашают для составления протокола и других документов. Если мы не дадим "зеленый свет", машина зарегистрирована не будет.

Кстати, о номерах двигателя: люди порой неверно себе представляют, что "движок" — это просто запчасть и ее можно менять как угодно без всяких разрешений. Это действительно возможно, но только в случаях, когда при замене совпадают объем двигателя и тип топлива (нельзя произвольно сменить, скажем, бензиновый агрегат на дизельный). Если же нужна такая замена, то она уже именуется "переоборудованием", и на нее требуется специальное разрешение, которое выдается институтами МВД. Но даже если человек, купив, скажем, на разборке двигатель, совпадающий по параметрам с его предыдущим, хочет его поставить, рекомендуем сначала привезти агрегат к нам. Мы проверим, не было ли изменений в номере двигателя, а потом человек может проверить в МРЭО (или по нынешнему — в Центре оказания услуг), не снят ли мотор с угнанной машины. Иначе может попасть в неприятную ситуацию: купил "движок", поставил без проверки, а потом пытается зарегистрировать какое-то действие (например, продает автомобиль). Тут-то мы и можем выявить измененный номер, машину заберут, будут неприятности. Ведь двигатели все равно имеют номера, хотя их сейчас не пишут в документах. Безномерные двигатели выпускаются лишь заводами специально для замены на сервисных станциях, там свой учет. Как это происходит у нас? Пришла машина, я беру техпаспорт и через компьютер стараюсь собрать как можно больше сведений о ней. Смотрю номера, цвет, комплектацию, сравниваю с теми, что вижу на машине. Если есть подозрения, беру смывку краски, смотрю структуру металла, то есть определяю, было ли вмешательство в заводские установки. Есть у нас свои приемы… В общем скажу, что каждый завод-изготовитель пользуется своим способом, например, нанесения номера. Толщина набивки номера, расстояние между знаками, вид строки, еще кое-что… Наклейки, таблички: допустим, таковая перезакреплялась — почему? Это все нам известно. Если же подозрения остаются, загоняем машину в бокс и применяем метод электротравления металла. Дело в том, что, как ни перебивай номер, в структуре металла все равно остаются следы настоящего. Мы их и выявляем. Если кусок металла просто вварен, есть способ, когда с помощью магнитов и порошка специального мы можем обнаружить сварной шов… Бывают машины, сваренные из двух-трех кусков, но мы это обязательно обнаружим. Способов достаточно.

Немало беспокойства доставляют так называемые машины-двойники. Вот пример. В прошлом году едет человек по Подолу на "БМВ-Х6" и видит перед собой… точно такую же машину, такого же красного цвета, с теми же госномерами! Он звонит в милицию, машину-двойник останавливают и забирают в РУ. Начинаются процессуальные действия, обнаруживается, что это угнанная либо контрабандная машина (без прохождения таможни). Это делается так: жулики заходят в соответствующую базу (не секрет, что сейчас все продается), подбирают подходящую машину, угоняют похожую либо завозят "контрабас", на нее делают нужные документы, и перебиваются номера агрегатов. Все, если инспектор ГАИ остановит и проверит по своей базе, то совпадут и номера, и цвет, и модель, автомобиль вроде как легальный! Очень опытный работник ГАИ, может, и выявит что-то, но далеко не каждый… Так было и с этим БМВ, изначально у него были одни номера агрегатов, но потом их перебили под легальную машину. Мы это установили.

Законодательство ныне, увы, не за нас. Во многих случаях законом разрешено обходиться без экспертов. Например, человек приходит и заявляет, что утерял техпаспорт. Осмотра машины экспертом не требуется. Но это путь к "двойникам". На самом деле человек, допустим, ничего не терял, но получил второй техпаспорт. Под него крадут похожий автомобиль, перебивают номера и ездят две машины-близнеца. Причем техпаспорта у обеих подлинные, выданные в МРЭО!

Впрочем, в нынешней ситуации есть распоряжение: все машины, прибывающие из Донецкого и Луганского регионов, подвергать осмотру экспертами. Там встречается весь спектр криминала в области транспорта: машины угнанные, с перебитыми и переваренными номерами агрегатов, с поддельными техпаспортами… Я считаю, что вообще надо проводить экспертный осмотр во всех случаях каких-то действий с машинами, хотя это сегодня не предусмотрено законодательством. Но лучше с нами сотрудничать, обезопасив себя от неприятных сюрпризов. Тем более что не слишком дорого: осмотр зарубежной машины с нашим заключением, что все в порядке (или наоборот, есть вопросы) стоит 200 грн. Купить проблемную машину с перебитыми номерами (да ее потом и заберут) обойдется гораздо дороже.

ИКОНЫ "ОТ ЮЩЕНКО". Говорит искусствовед-эксперт Юрий Шатайло:

— Профессия у нас интересная, но довольно редкая. По статистике Минюста, таких, как мы, аттестованных экспертов в Украине — до 40 человек, из них реально выполняют судебные экспертизы человек 20, а по культурным и историческим ценностям — не более 15 человек. Наша группа в составе 4-х человек обслуживает Киев и область, Центральную и Южную Украину, Волынь, Тернопольщину, помогаем Львову… Так что работы, сами понимаете, хватает. Современный оборот рынка антиквариата, даже по неточным подсчетам, только в Украине составляет 1,5 млрд долларов. Представляете, каков оборот во всем мире? Приведу только один пример: самая дорогая монета, которая на сегодня когда-либо была продана, ушла за 25 млн долларов! Это золотая монета достоинством всего 20 долларов, так называемый "Двойной орел". Ее нашли в Египте, и возникла версия, что эту монету подарил кому-то из руководства этой страны президент США Рузвельт, когда побывал в Египте после окончания там боевых действий во Второй мировой войне. Вообще такие монеты отчеканили в США в начале XX века, но затем власти изъяли ее из оборота, взамен выпустив купюры номиналом в 1000 долларов (купюры поместили в хранилище, в обычном обиходе такие не ходят). А монеты пошли в золотой запас США (бывшим владельцам их стоимость в определенной мере компенсировало государство). Как считалось, остались лишь пять монет, все они в разных музеях. Но неожиданно в Египте нашли шестую монету, которую и продали за баснословную сумму. Впрочем, говорят, что вокруг этих монет сейчас разворачивается детективная история, так как якобы нашли у одной дамы еще 35 таких монет. И эта дама — вроде бы внучка ювелира, участвовавшего в оценке и экспертизе монет в ходе изъятия их из оборота. Ныне решается вопрос, подлинные это монеты или фальшивка. Если подлинные (хотя вроде бы взяться им неоткуда, изначальное количество монет известно, и все как будто изъяты), то даме придется отвечать, как за украденное у государства имущество. А если подделка, то даму оставят в покое, и она сможет выставить монеты на аукцион, причем очень дорого, потому что в среде коллекционеров такие раритеты, связанные со скандалом, весьма ценятся. Известны случаи, когда подделки ценятся даже дороже оригиналов… Вообще, ажиотаж вокруг любого предмета старины всегда поднимает цену на подобные вещи. Вот пример. Однажды президент Украины Виктор Ющенко привез в Москву и выставил там коллекцию наших украинских икон. Мгновенно спрос на такие иконы возрос, цена поднялась раз в 15. Но выставка закончилась, ажиотаж спал и цены вновь вернулись на прежний уровень.

Наша задача обычно заключается в том, чтобы ответить: есть фальсификация или это оригинал какой-то вещи. Также мы должны приблизительно оценить ее в денежном эквиваленте, причем исходя из реальной цены, которую за нее могут дать. К нам на экспертизу по уголовным делам чаще всего приходит то, что, как говорится, блестит. Это, как правило, монеты, иконы в богатых окладах, берут воры также древние книги, бытовую утварь (ложки, вилки), хотя реже. У нас в стране все, что старше 50 лет, считается антиквариатом (так установлено постановлением Кабмина). Особых ограничений для товаров, считающихся антикварными, нет. Но плохо то, что в Украине вообще нет такой профессии, как антиквар или коллекционер, а за рубежом есть. У нас же люди, торгующие антиквариатом, именуются просто торговцами товарами народного потребления. Разница тут не только в налогообложении, хотя и это важно, но и в том, что профессиональный антиквар, как правило, всегда заботится о сохранении государственного достояния, старается, чтобы ценные вещи остались в стране, для потомков. А торговцу товарами все равно…

А все, что старше 100 лет, по заключению ЮНЕСКО, может являться культурной ценностью. Но каждая вещь требует своей экспертной оценки. И если признано, что вещь является культурной ценностью, то ее просто так вывезти за пределы страны нельзя. И большинство таких товаров к нам на экспертизу попадает как раз с границы, когда люди без специального разрешения пытаются вывезти вещи, вызывающие в этом плане подозрения. Причем в этом году количество таких случаев резко возросло. Если раньше мы за год проводили от силы до 15 экспертиз по культурным ценностям (включая краденые вещи или перехваченные при вывозе за рубеж), то за 4 месяца этого года у нас назначено уже 25 экспертиз почти по 4 тысячам объектов!

.jpg_328

Марки. Эксперт Наталья Блакита проводит анализ коллекции.

РУЧКА ПРЕЗИДЕНТА И ВЫШИВАНКИ. Вот вы видите коллекцию марок. Это одна из самых обширных и изнуряющих экспертиз, которую мы сейчас проводим — тут 3750 объектов. Коллекция тоже поступила к нам с границы в рамках уголовного дела. Кто-то пытался вывезти коллекцию без декларирования. Надо выяснить об этих марках все: когда сделаны, поддельные ли, есть ли особо ценные и все прочее (пока, предварительно, каждая марка из исследованных может стоить от 3 до 100 гривен). И, в конце концов, определить, является ли каждая из этих тысяч марок культурной или исторической ценностью. При этом не обязательно, чтобы той или иной марке было больше 100 лет. Есть 25 критериев определения культурной или исторической ценности. И если все они или большая часть сходятся, то предмет, которому всего 3—4 года, может быть признан такой ценностью.

Исторические и культурные ценности надо разделять. Например, ручка, которой президент Порошенко подписал документ об ассоциации с ЕС, пусть цена ее невелика, уже является исторической ценностью. И даже обломки той ручки, которую сломал у всех на виду Янукович, тоже могут составлять такую ценность. Так это или нет, должна как раз и сказать экспертиза. Этот критерий называется "причастность к историческим событиям или историческим личностям".

Редкостные книги попадают к нам на экспертизу довольно часто. Большей частью это церковные издания, но немало и светских. Книжные экспертизы очень сложные, нужно многое знать, поднимать технологии книгопечатания, производства бумаги, переплетных работ многовековой давности… Кроме того, необходимо проводить лингвистический и ряд других анализов. Вот эта книга у меня в руках — "Самоучитель строительного искусства" — тоже объект экспертизы (ее пытались нелегально вывезти за границу в комплекте с другими изданиями строительной тематики). Она в работе. Значится, что издал ее книгопродавец Ступин в Москве в 1881 году. Видите, на бумаге есть маленькие рыжие пятнышки. Они называются "фоксинги", от английского "фокс" — лиса (то есть рыжая). Это свидетельство заболевания бумаги и в старых книгах встречается нередко. Мне, как эксперту, также видно, что обложка немного моложе книжного блока, видно, переплетали книгу заново в начале прошлого века. Это снижает ее ценность, но ненамного. Мой предварительный вывод — книга представляет историческую и культурную ценность.

Редко, но попадает к нам на экспертизу и одежда. Взять обычную вышивку на одежде. Раньше она для украинцев была фактически паспортом человека. По ней узнавали социальный статус человека, откуда он родом, сколько у него детей, все ли живы, женат-замужем или холост и многое другое. Ныне доходит до казусов, о которых люди и не подозревают. Например, возрастные мужики могут щеголять в вышиванках, где узор — голубым по белому. По канонам же такую вышиванку могли надевать только мальчики до 16 лет, не познавшие женщину… Потом, когда мужчина входил в силу, вышивка становилась красного цвета, а с возрастом приобретала все более приглушенные, землистые цвета вплоть до темных… Мы, искусствоведы, обязаны это все знать и учитывать при проведении экспертиз.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять