Эволюция киевских маршруток: вначале проезд стоил в разы дороже метро, а удобств всегда было маловато

19 Февраля 2017, 10:00

Сейчас в Киеве работает 30 частных перевозчиков и две тысячи единиц подвижного состава

Новые "Атаманы" с европейским уровнем комфорта
Новые "Атаманы" с европейским уровнем комфорта

В начале января киевляне и жители пригорода были возмущены неприятной новостью — очередным подорожанием проезда в городских и областных маршрутках. Жители пригорода, где проезд возрос на 3 гривни, объявили частным перевозчикам настоящую войну. Люди начали перекрывать дороги, требуя от властей снизить цену на проезд, пустить современные бусы или вообще отказаться от маршруток.

"Сегодня" решила вспомнить, какие цены на проезд были в предыдущие годы и какие маршрутные бусы колесили по дорогам столицы и мира.

ОТ ТЕСНЫХ ГАЗЕЛЕЙ ДО "АТАМАНОВ" С КОНДИЦИОНЕРАМИ

В 60-х годах жители Киева получили новый вид транспорта — маршрутные такси. Первые на дороги выехали бусы РАФ-977 "Латвия". Несмотря на низкий класс авто и стоимость проезда в 20 копеек (жетон в метро стоил 5 коп.), маршрутки пользовались популярностью, ездили в отдаленные районы. К концу 80-х годов в столице уже было 28 маршрутов (62 микроавтобуса) с проездом по 15 копеек, а РАФы сменили более новые модели. Просуществовали они до развала СССР.

new_image17_10

1960—1980-е. Ездили РАФы "Латвия"

new_image8_99

1996. Выехали междугородние "Икарусы"

ЖЕЛТЫЕ ГАЗЕЛИ. Возрождение маршруток как дополнительного вида транспорта с новой силой началось в середине 90-х, когда общественный транспорт переживал не лучшие времена. В 1996 году в качестве маршруток на маршруты бросили даже большие автобусы ЛАЗ и "Икарус". В 1997 году появился первый частный автоперевозчик "Автосвіт", заполнивший своими желтыми "ГАЗелями" (около 200 бусов) весь Киев. Проезд в них стоил 50 копеек. В одну помещалось 12—13 человек только на сидячие места, но пассажиры умудрялись ехать стоя, согнувшись в три погибели.

new_image9_71

1997. "ГАЗели" "Автосвіта"

new_image7_124

1999. Первые "Богданы" А091

ИНОСТРАНЦЫ И "ДЕЛЬФИНЫ". Решить проблему дискомфорта поездок помогли "родные" и знакомые каждому пассажиру первые "Богданы", а позже БАЗы — "Дельфины", названные так из-за своего смешного вида. В них уже можно было ехать стоя! Эти микроавтобусы курсируют в качестве маршрутных такси и по сей день в разных городах Украины. В начале 2000-х в качестве маршруток начали выпускать бэушные немецкие "Мерседесы" и французские "Пежо". Импортные бусы продержались на маршрутах недолго, и вскоре их заменили более современными "Богданами", ЗАЗами и БАЗами.

new_image_325

2000. Немецкие "мерсы"

new_image11_52

2002. Комфортные БАЗы А079

new_image6_139

2003. Смешные БАЗы "Дельфин"

БУМ НА ПЕРЕВОЗКИ. По словам директора компании-первозчика "Политех Авто" Николая Бацана, бум на маршрутные такси пришелся на начало 2000-х. "Коммунальный транспорт по-прежнему находился в упадке, и маршрутки выполняли главную транспортную функцию, довозя пассажиров к станциям метро. В столице действовало около двухсот частных компаний-перевозчиков  — это пять тысяч машруток", — говорит Бацан. В середине двухтысячных всенародная любовь к маршруткам начала резко угасать. Перевозчики подняли цену на проезд с 50 копеек до 75, а позже и до двух гривен, а пассажиры жаловались на плохое техсостояние бусов, частые аварии и непрофессионализм водителей. Власти начали заявлять, что искоренят маршрутки в Киеве, мол, как доптранспорт они не нужны. Чиновники ужесточили требования к перевозчикам, и многие компании начали закрываться.

new_image15_06

2005. Наши ЗАЗы "I-van"

new_image5_175

2012. Новые "Атаманы" А093

new_image4_214

2016. Современные "Атаманы" А092Н6

В БУДУЩЕМ. Сейчас в Киеве работает 30 частных перевозчиков и две тысячи единиц подвижного состава. И судя по всему, они еще долго будет перевозить киевлян. На смену устаревшим "Богданам" начали приходить современные "Атаманы" стандарта Евро-5, оборудованные системой отопления и кондиционирования, низким полом, местом для инвалидной коляски и светодиодным табло спереди и сбоку автобуса. "В Европе уже давно ездит транспорт стандарта Евро-6. Это современные, безопасные и экологически чистые бусы. Рано или поздно мы также перейдем на европейские стандарты", — говорит Бацан.

ЛЕГЕНДА: ДАРИЛ КОНФЕТЫ И УЛЫБКУ

Самым известным водителем маршрутки остается киевлянин Александр Остапенко. Он всегда садился за баранку при полном параде — в костюмах-тройках с галстуками-бабочками, фраках, цилиндрах и белых перчатках. Пассажирам Александр Владимирович раздавал конфеты, проводил краткие экскурсии во время поездки, читал стихи, в салоне его буса всегда было идеально чисто, а у входа висели часы в форме сердечка и маленькое зеркало, чтобы пассажирки могли поправить прически. Однако с маршрута водителю пришлось уйти несколько лет назад — работодателю почему-то не нравился "театр в автобусе". Сейчас водитель в бабочке работает дворником и снимается в кино, но своему образу не изменяет. Даже подметать улицы Александр Владимирович выходит в белом фраке и перчатках.

new_image14_19

За работой. Александр Остапенко всегда был при полном параде

В КИНО: ДОНЧАНИН ДЛЯ ПЛЕННИЦЫ

Оставили свой след украинские маршрутки даже в кино. В последней сцене известного советского фильма "Кавказская пленница", когда Шурик провожает Нину, можно заметить необычное бело-синее маршрутное такси, тормозящее у обочины. "Роль" маршрутки в фильме "сыграл" микроавтобус "Старт", выпущенный на Северодонецкой авторемонтной базе в 60-х годах прошлого века. Автомобиль (первый экземпляр) имел три сиденья-дивана — два вдоль кузова и одно поперечное. Около 10 "Стартов"-маршруток колесили по улицам Северодонецка с 1968 по 1976 год, а в период отпусков развозили работников местного химкомбината на турбазы Крыма и Азовского моря.

new_image3_262

Сняли. "Старт" появился в последнем кадре известного фильма

new_image18_07

Микроавтобус. Восемь лет работал маршруткой в Северодонецке

В МИРЕ: "ДЖИТНИ" и "ТАП-ТАПЫ"

Первая в мире маршрутка появилась на улицах Лос-Анджелеса (США) в 1914 году. Водитель "Форда" притормозил на трамвайной остановке и предложил ожидающим пассажирам подвезти по маршруту за 5 центов. Несколько людей согласились. Так, на каждой остановке кто-то выходил, а кто-то садился. Успех нового вида транспорта, прозванного в народе "джитни" (от фамили известного контробандиста, который продавал табак по 10 центов, получая навар в 5 центов), стал феноменальным, и к концу 1914 года по американским дорогам курсировали уже 700 маршруток.

new_image2_310

США. Первые маршрутки появились еще в 1914 году

ЗА 5 ЦЕНТОВ. Первые маршрутки имели всего три сидячих места и много стоячих пассажиров. Позже под перевозки стали переделывать грузовики, чтобы вмещалось больше пассажиров. Автопроизводители быстро сообразили, что за "джитни" будущее и стали предлагать перевозчикам машины с пассажирскими кузовами. Новый вид транспорта оказался серьезным конкурентом владельцам трамвайных компаний. Но вытеснить "джитни", чьим лозунгом было: "Довезем куда надо и остановимся на любом углу", — оказалось практически нереально. Маленькие маршрутки развозили людей по отдаленным черным кварталам, где не было метро и трамвайных линий. Окончательно побороть "джитни" транспортным компаниям удалось только в конце 1920-х. Власти обязали частных перевозчиков иметь страховку и дорогую лицензию, а нелегалов штрафовали и даже сажали в тюрьму. "Джитни" уже не мог конкурировать с крупным транспортом и постепенно ушел с рынка. Сегодня в США маршрутки можно увидеть по дороге из Нью-Йорка в Нью-Джерси, Атлантик-Сити и еще в нескольких городах. Но так или иначе американские "джитни" дали толчок к появлению маршруток по всему миру.

new_image16_05

Гонконг. Курсируют бусы двух цветов

С ХЛОПКАМИ И ЦВЕТАМИ. Одни из самых оригинальных маршруток ездят по дорогам Гаити. Называются они "тап-тапы", а проезд в них стоит 40 центов. В маршрутке всегда есть зазывала, который дает знак водителю, хлопая по корпусу авто, что означает "остановиться" или "поехали дальше". Корпусы "тап-тапов" раскрашены религиозными цитатами, лозунгами, цветами, портретами известных людей. Особенные по цветовой окраске машрутки в Гонконге. Бусы с зеленой крышей ездят по фиксированным маршрутам, и оплату принимают без сдачи, а красные маршрутки ездят по всему городу, и рассчитываться в них за проезд нужно при выходе. В салон буса помещается около 16 человек. Обязательное условие поездки — пристегиваться ремнями безопасности. Когда все сидячие места заняты, водитель не берет в салон пассажиров.

new_image13_18

Гаити. Маршрутные такси с яркими рисунками

"ЛЕСНОЕ ТАКСИ". Менее комфортабельны маршрутки в Лаосе. Роль бусов тут выполняют трехколесные мотоциклы с крышей и скамейками вместо багажника. Называются они "так-такс" или "джамбос" и вмещают от четырех до 12 пассажиров. За проезд в "так-такс" нужно торговаться с водителем (от $1). В Западной и Центральной Африке по лесным дорогам колесят "лесные такси" (от 17 центов). Под нужды перевозок переделывают микроавтобусы, размещая в салонах скамьи для пассажиров. Двери в таких бусах либо не закрываются, либо их вообще нет. Часто кондуктора маршруток страхуют пассажиров, становясь у выхода, чтобы никто не выпал по дороге.

new_image10_64

Лаос. Трехколесные мотоциклы со скамейками

С ИНТЕРНЕТОМ. В Риге (Латвия) около 250 бусов ежедневно курсируют по 37 маршрутам и пользуются большой популярностью, несмотря на высокую плату за проезд — 2 евро. Рижские бусы мало отличаются от украинских, кроме того, что в них есть бесплатный Wi-Fi. В Берлине комфортабельные "Рено" и "Мерседесы" используют на ночных маршрутах. За проезд пассажиры расплачиваются через валидатор, установленный рядом с водителем. К слову, остановки в этих маршрутках пассажиры не выкрикивают, а нажимают на кнопки с надписью "стоп".

new_image12_32

Автор:

Ирина Гинжул

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...