Главная Сегодня

Харьковчанин пишет любимой романсы на рояле Шаляпина

Бесценные клавиши! История уникального инструмента до сих пор полна тайн и загадок. К харьковским хозяевам он попал случайно и почти даром, когда они искали немецкий инструмент.

Харьковчанин пишет любимой романсы на рояле Шаляпина, фото А.Пасюты
Харьковчанин пишет любимой романсы на рояле Шаляпина, фото А.Пасюты

Февраль 1903 года. На первом большом Харьковском концерте Федора Шаляпина — аншлаг. Известный бас аккомпанирует себе на новом именном рояле. Эксклюзивный инструмент украшает красноречивая надпись "Беккер для Шаляпина".

Февраль 2009 года. Молодой харьковский композитор Борис Севастьянов открывает крышку столетнего видавшего виды рояля и ударяет по клавишам. Тот самый "Беккер" Шаляпина служит до сих пор, хотя звучит уже не так чисто. Вот уже 10 лет молодой харьковчанин сочиняет на нем свои лучшие произведения — для диплома в училище и консерватории, романсы, посвященные любимой, и концерты для оркестра.

"Бесценный инструмент достался мне случайно, — улыбается композитор. — Перед поступлением в музыкальное училище мне решили подыскать подходящий инструмент. В одной старенькой квартире смотрели немецкое пианино, достаточно хорошее, но я заметил в соседней комнате еще один инструмент, накрытый покрывалом. Хозяин, старенький дедушка, только рукой махнул — мол, на нем играть нельзя, даже не смотрите, но я все же пошел туда, приподнял пыльное покрывало и не поверил увиденному". На рояле огромными золотыми буквами было написано "Беккер для Шаляпина" — дарственная надпись, потускневшая от времени. Юный музыкант снял покрывало, открыл крышку и ударил по клавишам, расстроенный инструмент только завыл. "Но я был в восторге. Хозяин рассказал, что инструмент принадлежал его жене, она была страстным музыкантом. А выкупила она его у одного актера, вроде тот пояснил, что этот рояль долго простаивал в усадьбе известных харьковчан Алчевских. Когда мы вернулись домой, я расстроился, уж очень хотелось играть на этом рояле, но я понимал, что мы не сможем себе его позволить, хоть дедушка готов был отдать недорого. Вмешалась моя бабушка. Она сказала: "Будем брать инструмент, я видела, как блестели твои глаза, когда руки перебирали клавиши!" Севастьяновы стали собирать деньги, экономить, отнесли нужную сумму хозяину. Раритет перевозили по всем правилам, специально освободили одну из комнат. Первое время вся семья часто приходила в комнату — полюбоваться приобретением, от старинного рояля исходила особая аура. Но играть на нем было невозможно, внутри все свистело и дребезжало. Только после того, как старичка "полечил" мастер, Севастьянов-младший сел за клавиши.

Новые подробности из жизни знаменитого рояля Севастьянов узнал уже в училище, его преподавательница Валерия Кравец сама стала отыскивать документы в архивах. Так родились две версии появления рояля в Харькове. По одной из них, богатый харьковский купец Енуровский часто приглашал к себе Шаляпина и мог заказать для него инструмент. Когда же на даче у Енуровских погиб сын Шаляпина, уезжая, он оставил свой инструмент. По другой, Шаляпин оставил рояль своему харьковскому другу-музыканту. "Хотя мне кажется, передаривать инструмент именной как-то глупо, — говорит Борис. — Думаю, все-таки он спешно покидал Харьков. А уже когда вернулся через годы, то забирать не захотел. Я пытался узнать что-то о том, как инструмент появился, как выпускали, но на фабрике, которая является наследницей "Беккер", утверждают, что документов того периода не осталось".

Судить о том, какой путь проделал рояль за столетнее существование, сказать сложно: предположений больше, чем фактов. Играть на рояле сложнее — в отличие от скрипок, старость к этим инструментам беспощадна. "Был у меня очень тяжелый период в жизни, когда я чуть не продал его, сейчас в этом нет необходимости. Иногда думаю, что инструмент нужно пристроить в хорошие руки. Ведь это история.

В последнее время Борис все меньше садится за рояль. Он еще на 3-м курсе консерватории организовал домашнюю звукозаписывающую студию, увлекся компьютерной музыкой и все больше времени проводит за клавиатурой. "Занимаюсь аранжировкой альбома для Преснякова-старшего, мне присылают записи, я их обрабатываю, чищу. Первая проба была для российского документального кино, там снимали большой фильм, посвященный Кемерову. Потом на меня вышел человек, сказал, что он представитель англоязычного фильма и услышал мою музыку, хочет, чтобы я попробовал для их фильма саундтрек создать. Когда я отправил им заказ, то получил ответ: заниматься музыкой к фильму. Сейчас все готово, смонтировано, мне обещали переслать авторский экземпляр". Одна из последних работ Бориса — для сербского кино. Серьезный психологический фильм снял выходец с Балкан, американец по паспорту. На харьковчанина вышел в интернете, предложил сотрудничество. "Меня вдохновила история. Она очень проста но, думаю, близка многим — человек живет обычной жизнью, каждый день одно и то же. Скучно и однообразно, но после того, как у него умирает жена, он заболевает, и жизнь меняется, каждый день преподносит сюрпризы. Я написал много музыки к этому фильму, выбрали несколько треков. Сейчас его планируют повезти на серьезный европейский фестиваль во Францию". Но, несмотря на сильную занятость в студии, Борис не забывает о рояле: свои лучшие произведения он сочинил за ним.

РАБОЧИЕ ПОДПЕВАЛИ, КУПЦЫ ОДАРИВАЛИ
Федор Шаляпин родился в 1873 году в Казани. Судьбоносной для певца стала встреча с известным солистом Усатовым, который помог ему в 1893 году переехать в Петербург. А уже через два года молодому парню удается невозможное — Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра.

Впервые в Харьков Шаляпин попал на заре карьеры в 1897 году. Но концерт не состоялся: харьковчане не раскупили билеты. Через 5 лет после того, как зажглась звезда музыканта на главной сцене мировой оперы "Ла-Скала". Почти весь 1903 год Шаляпин наведывается с концертами в Харьков. Здесь он быстро сходится с местной интеллигенцией и влиятельными людьми города. Есть предположение, что именно харьковчане заказали для любимого исполнителя рояль. Летом Федор Иванович принимает приглашение богатых купцов братьев Енуровских погостить у них на даче под Харьковом. Именно там происходит один из самых трагичных эпизодов в жизни певца — умирает его сын: врачи не успели прооперировать аппендицит. Только спустя несколько лет Федор Иванович находит в себе силы вернуться в наш город. Здесь он даст один из самых знаменитых своих концертов для рабочих. Накануне первого мая в Народном Доме Шаляпин выступал перед тысячной толпой рабочих. К концу концерта вместе с певцом толпа затянула "Дубинушку". Шаляпин вспоминал, что согласился петь перед рабочими в Харькове без разговоров. После того как все вместе исполнили "Дубинушку", солиста на руках вынесли из зала.

В 1927 году сборы от одного из концертов в Париже Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцев. Скончался он в 1938 году от лейкемии.

Александр Пасюта

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь