Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Поляки платят доллар за вход в Украину

За месяц наши пограничники могут заработать 750 тысяч гривен на польских "мурахах".

Выход из Украины. Наши пограничники запускают поляков на пункт группами, по 50—60 человек, каждый несет сигареты и водку. Фото А. Харченко
Выход из Украины. Наши пограничники запускают поляков на пункт группами, по 50—60 человек, каждый несет сигареты и водку. Фото А. Харченко

Вот уже полгода, как десятки тысяч украинских селян-"челноков" из приграничных сел, имевших в Польше калым на перепродаже сигарет и водки, сидят на бобах. С тех пор Польша вступила в Шенген, "железный занавес" для них закрылся, так как получить визу им, официально безработным, практически нереально. Договор о малом приграничном движении из-за бюрократических проволочек неизвестно когда заработает. Заминкой вовсю пользуются польские "коллеги" наших челноков, или, как их называют на родине, "мрувки" ("мурахи" по-нашему), которым для похода в Украину виза не нужна.

Благодаря отсутствию конкуренции со стороны украинцев прибыль селян из бедного польского пограничья с нового года резко подскочила вдвое. В этом убедилась "Сегодня", побывав на пешем переходе в Шегинях, ставшем клондайком для польских "мурах".

Еще до 1 января на "пеший", как на работу, каждый день приходили сотни наших "заробитчан" и простаивали в километровых очередях по 5—6 часов, чтобы дороже продать в Польше папиросы и водку. С тех пор, как украинские челноки тут больше не ходят, на все про все теперь уходит не больше часа-двух. "Мурахи" по-быстрому закупают товар в приграничных оптовых магазинах, которых здесь десятки.

У дороги красуются вывески и билборды на украинском и польском языках, зазывающие приобрести водку и сигареты по низким украинским ценам. Официально можно пронести за раз не больше блока (10 пачек) сигарет и литра водки. Чтобы продать больше и увеличить навар, идут на разные ухищрения. Тут же, в магазинах и туалетах в приграничных кафе, челноки ловкими, до автоматизма выработанными движениями распихивают лишние пачки сигарет по "тайникам" в одежде и обуви, обматывают их скотчем вокруг туловища и ног. Некоторые, чтобы уменьшить путь (тяжело идти увешанным сигаретами), обклеиваются пачками на нейтральной полосе, между зданиями нашего и польского погранично-таможенного поста. Чем ближе к польской "будке", тем коридор в Польшу более усеян обрывками скотча.

"Зимой проще. Можно утрамбовать пачки в специально сшитую для этого куртку, под подкладкой, — делится бывалый украинский челнок Василий из Шегинь. – Становишься похожим на мишку Гамми, кругленький такой. Женщины надевают две пары колгот, две пары нижнего белья – в таких вот тайниках прячут курево. Еще в платформах туфель, бюстгальтерах проносят. Дамочки "поправляются" на глазах, а грудь вырастает до внушительных размеров, как у Памелы Андерсон. Кто-то "превращается" в беременную, спрятав сигареты на животе. Некоторым так удается пронести под одеждой до десяти блоков за раз – но это уже рекорд. В солнцепек много на себе не протянешь. Поэтому больший наплыв летом обычно бывает поздно вечером и ночью, когда спадает жара и можно закамуфлировать товар под курткой".

Посередине пограничного коридора в сетке зияет дыра, вырезанная проворными челноками с помощью кусачек. Дело в том, что "мурахи" обычно идут группами по двое. Один, не доходя до украинского пограничного поста, остается ждать на нейтральной полосе. Напарник бежит покупать сигареты, возвращается, перелазит через дырку, отдает тому сигареты и спешит за новой партией. А его товарищ тем временем идет на польский контроль и сдает товар. Пока возвращается, напарник ждет его с новой партией. Таким образом "мурахи" экономят время и место для печатей в паспорте (в Польше им отметок не ставят, только в Украине).

Фото А. Харченко

Вывеска для поляков: "Приглашаем покупать по украинским ценам"

УКРАИНСКАЯ ДАНЬ: ВЗЯТКИ БЕРУТ БЕЗ РУК. Польские челноки утверждают, что украинские пограничники обкладывают их данью. "Когда прохожу в Украину, то вкладываю в паспорт один доллар, подаю его в окошко, а сотрудница погранслужбы ловким движением смахивает его на стол, в зону, которая снаружи не просматривается", — рассказал нам вечером 14 июня 64-летний Яцек из Пшемышля, который постоянно зарабатывает на границе. "Это своего рода плата за то, что тебе будут аккуратно ставить штампики в паспорт. Если шлепать печати как попало, то паспорт заканчивается на месяц-два быстрее. Замена паспорта — неделя без работы. Можешь и не платить, но тогда и отношение будет соответствующее — ведь всех нас уже давно в лицо знают", — рассказывает он.

На выходе из Украины взятки берут по-другому. 40-летняя Гражина из Медыки рассказала, что возле дверей стоит сотрудник погранслужбы или таможни, у которого в форме карман достаточно оттопырен, чтобы деньги можно было вложить самостоятельно, а "служивый" их даже не касался. "Я обычно кладу пять гривен, а можно и один доллар. Надо это аккуратно делать, чтобы чужие купюры не вывалились. Тут еще есть одна дополнительная услуга: уплатившие могут пройти контроль быстрее, по той стороне, где идут граждане Украины", — рассказала она. Поляки настолько привыкли "отстегивать проходные", что уже считают ее нормальной.

Сами пограничники факт позорных поборов на пешем переходе категорически отрицают. "Это безосновательные обвинения. Наши работники не берут взяток у челноков", — заявил "Сегодня" пресс-секретарь Мостыского пограничного отряда Роман Стахив.

ПЕШКОМ БЫСТРЕЕ АВТОБУСА. Круглосуточный пешеходный пункт пропуска Шегини—Медыка — единственный в Украине. Он состоит из примерного 500-метрового коридора, разделенного на две встречные полосы. По одной люди идут в Польшу, по другой — из Польши, в начале и в конце два пункта пропуска — наш и польский. Коридор обнесен забором-сеткой, влево-вправо не выйдешь. Как рассказал "Сегодня" пресс-секретарь Мостыского пограничного отряда Роман Стахив, сейчас за сутки в Украину и обратно проходят около 5—6 тысяч поляков и 100—200 украинцев.

"Нормальная пропускная способность пешего перехода — 600 человек за смену. Он нуждается в серьезной реконструкции", — говорит Роман Стахив. По его словам, дополнительных пеших переходов открывать пока не собираются — только автомобильные. Когда договор о малом приграничном движении вступит в действие, наплыв челноков за счет наших соотечественников увеличится, по прогнозам пограничников, вдвое-втрое (до 6—8 тысяч за смену). Пограничники заверяют, что с очередями справятся. Кроме челноков, пунктом пользуются и украинцы, следующие в Польшу и другие страны ЕС. Их "мурахи" пропускают без очереди. Преимущество пешего перехода перед автомобильным — скорость. Ведь даже в рейсовом автобусе границу и таможню проходишь не меньше чем за 2 часа, а пешком с рюкзачком можно уложить в 40—50 минут.

ВМЕСТО "ПЕШЕГО" ОБУСТРАИВАЕМ РОССИЯН. Те редкие украинцы, у которых есть визы для похода в Польшу, сбыв сигареты, с той стороны границы тянут полные "кравчучки" пищевых продуктов, которые у поляков дешевле. Еще популярны одеяла. Там их покупают по 38 злотых (80 гривен), а здесь продают по 100, зарабатывая около 20 гривен. "Мне дали визу благодаря тому, что я родилась в Польше, в местечке Журавице похоронены мои родственники, я навещаю их могилы. Ксендз помог с приглашением. После того, как у нас начались проблемы с визами, для поляков настал настоящий рай. Они зарабатывают кучу денег на одних только сигаретах. Покупают себе машины, строят дома", — негодует вышедшая из пункта пропуска пожилая Мария Васильевна из Львова, опустив на землю тяжелые сумки. Старушка прикупила у соседей 3-литровую банку рапсового масла за 21 гривню. У нас литр стоит 12 грн. Еще два кило куриных ножек по 12 грн. (у нас — 17 грн.). Баба Мария рассказала, что еще в Польше значительно дешевле овощи. Капуста – по 2,60 против наших 10 грн., то же с картошкой, морковка – 3,5 грн., у нас — 4,5. А вот сахар, наоборот, у поляков на 2 гривни дороже (у нас 5 грн., у них — 7).

Жители приграничных районов имеют зуб на поляков, отбивших у них выгодный сигаретный бизнес. Они и раньше-то не ладили. "У поляков, обитающих у границы, житуха не лучше нашей, там тоже безработица. Но к нам они всегда относились надменно, смотрели свысока, хоть мы и соседи. Для них на пешем переходе всегда был отдельный коридор, по которому они проходили быстрее. Бывали времена, когда прямо в Шегинях случались потасовки между нами, — вспоминает бывший челнок, теперь предприниматель Игорь Гуйко из Рава-Русской. – Поляки даже камни бросали в нас и таможенников. Тогда их власти пытались ввести ограничение для жителей приграничных воеводств на ввоз сигарет до одной пачки".

Наши челноки выкручиваются как могут. Те, кто имеет польское происхождение, пытаются оформить "карту поляка", кто-то правдами и неправдами, за взятки достает визу. Остальные – в отчаянии. "Раньше мою семью кормил пеший переход. С января "лавочка" прикрылась. Мне пришлось уехать на заработки в Москву, оставить молодую жену и маленькую дочку, вот приехал на пару дней повидать их, — жалуется 23-летний Василий Рипка из приграничного поселка Буцив. – Уже и жена подумывает о том, как бы уехать в Италию, нелегально, конечно. Дочку хочет оставить своей маме. Пытался открыть "шенгенку" — получил отказ. Требуют справку с места работы о зарплате, копию трудовой, а я официально безработный. Да еще и запись в консульство ведется по интернету, а доступ на регистрацию открывается всего на пару минут в день. С 16 лет зарабатывал на "пешем". До марта еще тянули на запасах консервации и небольшим хозяйством, родственники помогали, думали, вот-вот нас пустят в Польшу. Бунтовали, перекрывали вместе со всеми границу, а потом поняли, что это бесполезно. А мне уже не было чем кормить 3-летнюю дочурку. Решил поехать на стройку в Россию. Затягивание ситуации выгодно прежде всего полякам. Их власти заботятся о своих людях – тысячи челноков живут с кордона. А нашей державе мы до лампочки. Обещали решить эту проблему еще в январе, а сейчас уже июнь".

"ПИЩЕВАЯ ЦЕПОЧКА" КУРИЛЬЩИКА. По подсчетам "Сегодня", "мурахи" за месяц переносят за украинскую границу столько сигарет, что ими можно было бы набить доверху шесть полных грузовиков-длинномеров. Львиная доля этого товара в Польше не остается, в этой стране цены на табачные изделия невысокие — в рознице до 2 евро. Поэтому, насобирав ящик из 50 "картонов" перекупщики везут товар дальше, в Германию, Швецию, Голландию, благо, границы давно отменены. Там сигареты сбывают через нелегальные магазины, например, в Германии пачку украинских можно приобрести за 2 евро, в Скандинавии за 3—4 (15 и 30 гривен соответственно). Грубо говоря, перекупщики на 500 пачках зарабатывают 250 евро, а еще 250 идет полякам, содержащим в Германии точки продажи. Поскольку в такие точки приходят только "свои", вероятность наказания за контрабанду очень низкая. Такова "пищевая цепочка", в основании которой украинские табачные фабрики.

К этому следует прибавить огромные объемы легального вывоза сигарет через автомобильные пропускные пункты, которые в несколько раз больше, чем "пешеходные", а также объемы контрабанды, учесть которые не представляется возможным. Можно сказать, что Украина на сегодняшний день является основным поставщиком нелегальных сигарет в Евросоюз, и останется таковым до тех пор, пока цены на курево у нас не вырастут до цен, при которых контрабанда потеряет смысл. Пока что в нашей стране более 85% рынка составляют сигареты стоимостью менее 4 гривен за пачку.

Выгодно возить в Польшу и украинский бензин, чем с большим удовольствием занимаются поляки, живущие в приграничной зоне. В Польше горючка стоит 4,60 злотых (10 гривен), что на 4 гривни дороже нашего. Поляки приезжают на скутерах, чтобы залить полный бак и еще разрешенную 10-литровую канистру. Уже почти 80 гривен, а пересекать границу можно сколько угодно раз. Тот, кто едет на легковой машине, заправляется 40 литрами, и еще столько же в канистру. Кроме сигарет и водки, поляки скупают у нас шоколадные конфеты и леденцы. "Не столько потому, что они чуть дешевле, а просто намного вкуснее польских. Беру их для себя и друзей", — признается торопящаяся в Украину Беата.

Как уже сообщала "Сегодня", вступление в действие договора о малом пограничном движении, который позволит примерно миллиону украинцев из приграничной зоны получать разрешения на безвизовое пересечение границы, пока откладывается. У Еврокомиссии, в полномочия которой входит решать все вопросы границ ЕС, возникли претензии к размеру пограничной зоны, в Брюсселе настаивают на том, чтобы ее урезали на с 50 км до 30. Польша и Украина просят еврочиновников оставить зону в радиусе 50 км, предусмотренную двухсторонним договором. Компромиссом в споре может стать замена понятия "приграничная зона" на список населенных пунктов, жителям которых будет гарантировано право на малое приграничное движение. Именно так, чтобы не вступать в конфликт с Брюсселем, поступили Венгрия и Словакия, подписавшие с Украиной аналогичные договора, снявшие пограничную напряженность в Закарпатье. По официальной статистике, челночным бизнесом до вступления Польши в Шенген занимались 70 тысяч наших соотечественников. Теперь их количество уменьшилось в 20 раз — до трех тысяч.

ПОЛЬСКАЯ "КОБЫЛА" ВСЕХ ОБЫСКИВАЛА, А "УКРАИНЕЦ" ЛЮБИЛ НАШИХ ЧЕЛНОКОВ. Среди снующих через кордон "мурах" – много молодежи. С началом каникул польские студенты и школьники активно подрабатывают "на мороженое" перепродажей сигарет. Инвалидов, беременных и с детьми на заставе пропускают без очереди. Многие "косят" под льготников. При нас границу перешел поляк на костылях, а через пару метров от заставы вдруг взял костыли в руки и бодренько зашагал.

"Мураха" с семилетним стажем Агнешка из польского поселка Медика, призналась, что носит курево практически ежедневно, кроме религиозных праздников. За "рабочий" день успевает от 3 до 6 раз смотаться в Украину, пронося каждый раз, кроме одного дозволенного блока, еще два под одеждой. За одну ходку на комплекте из блока сигарет и бутылки водки челноки имеют 9—10 долларов чистой прибыли (полгода назад, когда украинцы также массово "челночничали", доход составлял 4—5 баксов). Блок ( по польски "картон") сигарет марки L&M (эта марка самая ходовая, поскольку недорогая и на Западе известна) покупают за 29 гривен, а в Польше отдают перекупщикам по 31 злотых (68 гривен). Пользуется спросом и традиционная "Прима"(14 грн за блок у нас, 17 злотых — в Польше), крепкие сигареты в Польше больше не выпускают, а простые мужики до сих пор их любят. На бутылке водки навар небольшой – 2 доллара (у нас она 15 гривен, там возьмут за 25).

По словам Агнешки, удача зависит от смены на польской таможне: "Мы их уже хорошо выучили. Когда дежурят "добрые" таможенники, то даже в сумку не заглянут. А есть такие, которые трясут, – откровенничает полька. – Тогда лучше не рисковать. Когда смена "злая", мало кто отважится пронести больше нормы, переход почти пустой. Мало того, что сигареты отберут, так и заставят платить штраф в 200 злотых (440 гривен). Раньше тут работала такая "Кобыла", мы ее так прозвали за крупные габариты. Вот та спуску не давала. Был тут еще "Украинец" – он к украинцам обращался на их языке, они его за это уважали. Недавно почти всех "старых" таможенников поменяли из-за коррупционного скандала. Сейчас все новые, молодые, нужно к ним "притереться". А вообще, это все игра – кто кого перехитрит".

Впрочем, по словам поляков, к своим польские таможенники всегда были лояльнее, а украинцев "шмонали". Миновав пост, челноки сплавляют сигареты перекупщикам тут же, в Медыке и становятся в очередь, чтобы перейти в Украину. Кто хочет заработать больше на шесть злотых с блока, едет в Пшемышль (10 минут на маршрутке, проезд стоит 2 злотых – 4 гривни).

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем YouTube-канале.

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров