Главная Сегодня

Школа вне шаблона: в одесской частной школе ученики забыли, что такое баллы и зарабатывают дни полной свободы

Ученики делают разные домашки, работают в команде и переживают за успехи подопечных, от которых зависит их уровень

Атмосфера в классе демократичная. Дети учатся работать в команде и не дрожат от страха, что их спросят.
Атмосфера в классе демократичная. Дети учатся работать в команде и не дрожат от страха, что их спросят.

Несмотря на то, что все школы выполняют одну и ту же функцию — учат детей, подходы к этому процессу у всех разные. В одних школах все делают по строго прописанному годами сценарию, в других же, наоборот, стараются рушить шаблоны. Не последнюю роль в реформировании играет и тот, кто возглавляет учебное заведение. Мы продолжаем наш проект "Учителя вне формата" и сегодня расскажем, какие решения позволили частной школе "Афины" Алексея Грекова попрощаться с традиционной моделью обучения, которая, по мнению самого Грекова, изжила себя. Он рассказал нам, каково это — учиться без оценок, о партнерских взаимоотношениях тьюторов и тьюторантов и о том, что должны делать ученики, чтобы заслужить наивысший уровень или получить день полной свободы.

УРОВНИ ВМЕСТО БАЛЛОВ

В школе нет ни оценок, ни баллов, которые выставлялись бы во всеуслышание. "В начале каждого триместра ученики, их родители и тьюторы заключают трехсторонние договора: какой уровень — С, В или А — будет целевым по каждой дисциплине, — рассказывает Алексей Греков. — В соответствии с этим определяется учебная нагрузка ребенка. Уровень С включает в себя знания и практические навыки, достаточные для понимания текущей темы. Уровень В требует не только более глубокого освоения предмета, но и умения решать нестандартные задачи. А вот для того, чтобы претендовать на уровень А, нужно не просто отлично разбираться в предмете, но и создать свой "продукт" — то, что будет востребовано другими людьми. В процессе учебы ученик может повысить или понизить свой целевой уровень. Для этого в начале каждого триместра трехсторонний договор пересматривается и подписывается заново".

ЭКЗАМЕН. Продемонстрировать свой "продукт" можно на экзамене. Его готовят три преподавателя, находя общую тему на стыке своих дисциплин. "Например, триместровый экзамен по географии, второму иностранному языку и математике может включать задание: разработать туристический маршрут в изучаемую страну, — объясняет Алексей Греков. — Ученики создают свои "турагентства", печатают буклеты на немецком или французском языке, просчитывают стоимость проезда/перелета, состыковки рейсов, выбирают гостиницы и т.д. И, конечно, они узнают все о географии страны, ее традициях, исторических событиях и т.д. Экзамен принимает независимая комиссия, состоящая из специально приглашенных профессионалов. Детям задают дополнительные вопросы: а какова будет стоимость, если выберем другую гостиницу? А что еще мы сможем посмотреть, если задержимся здесь на два лишних дня? Только после того, как ученики смогут "продать" свой тур, они заработают уровень А".

ДНЕВНИК И УРОКИ НА ДОМ

Домашних заданий немного, и они различаются в зависимости от выбранного уровня. Учителя ежедневно заносят задания в электронные дневники. Вся информация доступна в личных он-лайн кабинетах учеников. Там же можно получить ссылки на учебные ресурсы, увидеть критерии, согласно которым определяется, дос­тиг­нут ли целевой уровень, а также заказать себе питание из предлагаемого меню. Если ученик не выполнил задание вовремя, оно будет числиться как долг, и его все равно придется сдать.

new_image_255

Алексей Греков = школа "Афины".

ГОРОЙ ЗА ДРУГА

Школа состоит из пяти ступеней, которые примерно соответствуют 1-2, 3-4, 5-6, 7-9 и 10-11 классам. На разные предметы и виды работ школьники делятся по-разному: иногда смешиваются в разновозрастные группы, иногда распределяются по целевому уровню или темпу работы. Такой способ организации называется "работа в динамических группах". "На курсе Science пяти- и шестиклассники обучаются вместе, — говорит Алексей Греков. — Для этого программа курса делается двухлетней с разбивкой по триместрам. Старшие помогают младшим освоиться в новом для них виде деятельности". Такое "смешивание" позволяет некоторым ученикам заработать свой уровень А. Для этого они должны помочь двум другим ученикам достигнуть уровня В. "Дети учатся работать в команде: одни стараются не подвести наставника, а другие — доходчиво объяснить материал", — рассказывает Греков.

КНУТ И ПРЯНИК

Уроки в школе часто проводятся в неформальной дружеской обстановке. Ученик не дрожит от страха, ожидая, что его спросят. Если он не готов, может не отвечать, все равно каждую тему придется проработать с преподавателем или тьютором, и пробелов не будет. За усердие, трудолюбие, особые достижения в разного рода конкурсах ученик может заслужить награду. "Например, день полной свободы, который так любят ученики 3-й ступени, — рассказывает Алексей Греков. — Обычно ребенок приходит в школу со своими игрушками или любыми вещами, и занимается своими делами целый день. За нарушение школьных правил вольностей лишают. А еще могут назначить штрафные дни, когда ученик исключается из школы на несколько дней. Получать домашние задания ученик будет, а вот друзей своих не увидит. За грубые или систематические нарушения мы можем наказать переводом на какое-то время на дистанционное обучение". В школе дистанционной форме учится 370 детей (добровольно), а каждый день школу посещают 430 учеников.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь