Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

130 лет назад появился прародитель магнитофона

20 ноября 1877 года американский изобретатель Томас Эдисон представил первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

Томас Эдисон с одной из первых моделей фонографа. Wikipedia
Томас Эдисон с одной из первых моделей фонографа. Wikipedia

В фонографе Эдисона запись велась по винтовой линии путем вдавливания довольно толстой оловянной фольги, обернутой вокруг медного цилиндра, вращаемого от руки со скоростью около 1 об/мин, причем шаг винта на цилиндре составлял около 3 мм.

Для воспроизведения служила находящаяся по другую сторону цилиндра мембрана, снабженная стальным острием. Сама мембрана состояла из растительного пергамента, на которую надевался рупорный конус, сделанный из картона. Стоимость всего устройства составила 18 долларов.

Эдисон много раз вносил конструктивные изменения в фонограф, но так и не достиг чистого звучания. Тем не менее, изобретение стало поразительным событием того времени, дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон.

Фонограф был любимым детищем Эдисона. На протяжении 40 лет он вносил в его конструкцию все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов. Один из своих приборов он прислал в знак уважения Льву Толстому для записи голоса великого писателя.

Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк.

С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки "У Мэри был барашек".

Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Сам Эдисон был настолько поражен открытием, что сказал: "Никогда я не был так ошеломлен. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза".

В начале 1878 года фонографы демонстрировались на выставках в США и Европе и привлекли внимание широкой публики. Около экспонатов наблюдалось, как писали газеты, "вавилонское столпотворение". Тысячи посетителей часами стояли в очереди, чтобы прослушать запись. Желающие могли прослушать запись через присоединенные к аппарату длинные каучуковые трубки, напоминающие современный стетоскоп. Одновременно одну и ту же запись могли слушать шесть человек.

Работа над усовершенствованием фонографа продолжалась до 20-х годов минувшего столетия. Полностью выпуск фонографа был прекращен лишь в 1929 году.

Первоначально планировалось использовать фонограф как секретарскую машину для записи голоса при диктовке, но изобретение получило настолько большой успех, что в 1906 Эдисон представил публике несколько музыкальных и театральных записей.

В 1912 году на рынок вышел дисковый фонограф Эдисона, начавший конкурировать с другими популярными моделями. Он предлагал лучшее качество звука, однако был несовместим с другими дисковыми проигрывателями.

Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли осуществить лишь очень короткие записи – длительностью всего несколько минут – и быстро изнашивались. Более долговечными стали валики, покрытые слоем воска. Дисковые фонографы вращали звуконоситель со скоростью 78 об/мин, звук усиливался при помощи рупора конической формой. Некоторые модели приводились в движение ручкой, которая заводила пружину.

Несмотря на все минусы конструкции, фонографы стали очень популярны в США и Европе. Этому способствовали множество записей музыки популярных исполнителей, таких как Энрико Карузо.

В 1888 году инженер Эмиль Берлинер подал первую патентную заявку на "граммофон с плоскими пластинками".

Запись звука в его приборе велась на горизонтально расположенным диске, покрытым сажей. Колебания иглы совершались не вверх и вниз, как в фонографе, а в поперечном направлении.

Извилистый звуковой след на диске закреплялся лаком, после чего можно было изготавливать его копии – грампластинки.

К 1893 году было налажено производство граммофонов и пластинок на заводах американской корпорации Victor Talking Machine Co. Пластинки с этим логотипом на этикетке и с ушастым фокстерьером Ниппером, прильнувшим к рупору граммофона, обошли весь мир. Ниппер стал самой знаменитой собачонкой в мире: пластинки выпускались под слоганом: "Голос его хозяина".

Портативная версия граммофона, предложенная Шарлем Кро, дожила до второй половины двадцатого века. Выпуск этой версии начинался в Париже с аппаратов фирмы "Пате". Отсюда и прижившееся название портативного граммофона – патефон. У системы граммофонной записи было много недостатков. В студиях звукозаписи оркестранты, солисты и дикторы находились в узких помещениях, по форме напоминающих рупор. Исполнение должно было быть достаточно громким – все это требовалось для того, чтобы сконцентрировать звук в направлении мембраны рекордера. Граммофоны снабжались большой трубой-рупором, чтобы усилить звучание.

В 1940—1960-х усовершенствование граммофона позволило достигнуть достаточно чистой передачи музыкального звучания пьес.

Изготовление граммофонов стало самостоятельной отраслью в Западной Европе. Граммофон, а затем патефон и электрофон вытесняли как музыкальные аппараты, так и другие механические устройства. Изготовление пластинок разнообразного репертуара выделилось в особую отрасль промышленности.

Позднее граммофоны и электрофоны уступили место магнитофонам и проигрывателям компакт-дисков.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров