Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Главная Сегодня

Туринская плащаница: Иисус в негативе

Ученые в очередной раз объявляют Туринскую плащаницу подделкой.

Вера не нуждается в доказательствах, иначе это уже не вера. Этот тезис несложно проиллюстрировать примерами из любой религии, но, пожалуй, нет примера более красноречивого, чем Туринская плащаница. Погребальные одежды Иисуса Христа, чудесным образом найденные в средние века, для многих верующих до сих пор остаются непреложным свидетельством подлинности описанных в Новом Завете событий. А лицо Иисуса для большинства прочно ассоциируется именно с тем образом, который разглядел в 1898 году на своих негативах фотограф Секондо Палетто, впервые сделавший снимок плащаницы.

Сомнения в подлинности святыни у ученых были всегда, однако донести свой скепсис до широких масс им удалось всего пару десятилетий назад. В эпоху либерального папы Иоанна Павла II Церковь согласилась подвергнуть плащаницу научному обследованию. В 1988 году три группы ученых независимо друг от друга провели радиоуглеродное исследование, которое показало, что ткань плащаницы была создана примерно в середине XIII века. Многие историки посчитали это доказательством старой теории о том, что плащаницу смастерили для поддержания авторитета католической церкви в суровые времена Столетней войны между Англией и Францией, эпидемий чумы и всеобщей нищеты и голода.

Но верующие не сдаются. Когда в 2000 году плащаницу на короткое время выставили на всеобщее обозрение, посмотреть на "фальшивку" пришло более миллиона человек. Словно считая своим долгом переубедить тех, кто отказывается признать очевидное, некоторые ученые продолжают проводить исследования, целью которых является доказать, что один из самых значительных символов христианства — подделка. Порой они изобретают методы, которые сделали бы честь самому Ивану Петровичу Кулибину. А порой демонстрируют полет фантазии, который не снился даже автору "Кода да Винчи" Дэну Брауну.

СВОИМИ РУКАМИ: ПОДДЕЛАТЬ ПЛАЩАНИЦУ — ПРОЩЕ ПРОСТОГО


Наглядный опыт. Ученые без труда создали копию святыни

Свой оригинальный способ показать, что изображение на плащанице могло возникнуть без божественного вмешательства, продемонстрировали недавно итальянские ученые во главе с профессором химии из университета города Павии Луиджи Гарласкелли. Они изготовили собственную плащаницу, используя лишь те методы, которые были доступны людям Средневековья. Несмотря на то, что исследование было спонсировано итальянским обществом атеистов, Гарласкелли утверждает, что полученные результаты абсолютно непредвзяты.

В ходе эксперимента ученые завернули добровольца в ткань, аналогичную той, из которой сделана Туринская плащаница. После этого ткань натерли краской, содержащей небольшое количество кислоты, а затем "состарили" ее, подвергнув термической обработке в сушильной печи и тщательному полосканию. В итоге краска была полностью смыта с поверхности ткани, однако нечеткий бледный отпечаток завернутого в нее человека остался. Полученное изображение весьма похоже на то, которое имеется на Туринской плащанице и почитается как лик Христа, констатирует Гарласкелли.

Чтобы усилить эффект, ученые опалили фрагменты своей "плащаницы" и добавили несколько капель крови. В итоге, по словам Гарласкелли, получилась такая же реликвия, как и та, что хранится в Турине.

Реакции официального Ватикана Гарласкелли не ждет. Независимые эксперты также сходны во мнении, что реакции не будет. Времена либерального Иоанна Павла II, который не только не стал спорить с тем, что плащаницу датировали средними веками, но и покаялся за инквизицию, а также признал эволюцию, прошли. Нынешний папа Бенедикт XVI, а вместе с ним и Ватикан, намного более консервативны.

Ученый также не ожидает, что проведенная под его руководством работа изменит отношение верующих к знаменитой христианской святыне. "Если люди не верят радиоуглеродным исследованиям, проведенным в лучших лабораториях мира, они и мне не поверят", — говорит Гарласкелли.

ИСТОРИЯ: РЕЛИКВИЯ ПОЯВИЛАСЬ ВОВРЕМЯ

Уже много столетий верующие почитают хранящуюся в Туринском соборе в Италии плащаницу размером 4,2 на 1,4 м как ткань, которой было накрыто тело Иисуса после снятия креста. На ткани различимо изображение отпечатков тела и лица бородатого мужчины с длинными волосами. Его руки скрещены на груди, а отпечатки крови на ткани, по мнению верующих, соответствуют ранам на руках, ногах и теле Иисуса.

Где находилась плащаница более тысячи лет после казни, неизвестно. Первые достоверные упоминания о ней относятся к началу XIII века — в этот период плащаница находилась в Константинополе, откуда во время Крестовых походов ее вывезли во Францию, где она хранилась у рыцарей тамплиеров. После того как их орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым, плащаница оказалась в руках графа Джоффри де Шарни, который в 1347 году и выставил "подлинные погребальные одежды Иисуса" для массового поклонения. В народе пошли слухи о том, что на полотне осталось изображение тела Спасителя.

Некоторые историки отмечают, что само время появления плащаницы говорит о многом. В середине XIII века католическая церковь переживала не лучшие времена. Французские короли попытались перенести центр католичества из Италии во Францию, новый папский престол был учрежден во французском городе Авиньон. Этот мрачный период в истории католической церкви, продлившийся с 1309 по 1377 год, известен как Авиньонское пленение пап. Далеко не все население Европы приняло переезд престола адекватно, поэтому новоучрежденному престолу требовались весомые доказательства своей состоятельности.

Одним из них стала чудесным образом найденная графом де Шарни плащаница Иисуса. Позже реликвия перешла в собственность Людовика I герцога Савойского и в 1578 году оказалась в резиденции савойских монархов в Турине, где и хранится до сих пор.

Возможно, плащаница так и осталась бы одной из многочисленных христианских реликвий, которые с течением времени были забыты, если бы не энтузиазм фотографа-любителя Секондо Палетто, который в 1898 году впервые сфотографировал реликвию. Проявляя снимки, Палетто обнаружил, что в негативе лицо Иисуса видится четче, чем на самой плащанице.

КОД ДА ВИНЧИ: АВТОРОМ СВЯТЫНИ БЫЛ ЛЕОНАРДО?


Мастер. Известный автопортрет да Винчи похож на загадочное изображение на Туринской плащанице

Если Дэн Браун, автор нашумевшего бестселлера "Код да Винчи", думает, что именно ему принадлежат самые радикальные гипотезы о деятельности гениального художника и изобретателя Эпохи Возрождения, то он, безусловно, ошибается.

Идеи Брауна меркнут в сравнении с недавно выдвинутой гипотезой о том, что Леонардо да Винчи имел непосредственное отношение к Туринской плащанице. Автором этого предположения является американская исследовательница и художница Лилиан Шварц, консультант Школы изящных искусств в Нью-Йорке.

Шварц принадлежит к числу тех исследователей, которые признают радиоуглеродную датировку плащаницы верной и пытаются дать хотя бы отчасти правдоподобное объяснение тому, откуда реликвия могла взяться в средние века. Гипотеза Шварц — одна из самых неординарных. Она считает, что неясное изображение на плащанице, которое так волнует истинно верующих, на самом деле является автопортретом гениального да Винчи.

Никакого чуда в том, что на саване имеется негативное изображение человека, нет, утверждает Шварц. По ее мнению, портрет человека с бородой является результатом оптического изобретения художника, а точнее — первый в истории случай использования камеры-обскуры для создания картинки на льняном полотне.

Вот как это выглядело на практике, согласно реконструкции Шварц. Леонардо взял саван и покрыл его фоточувствительной эмульсией собственного изобретения (в ее состав, очевидно, входили яичный белок и желатин). Затем он подвесил ткань в темной комнате, проделав напротив нее в стене дырку, закрытую стеклянной линзой. С другой стороны этого импровизированного объектива Леонардо разместил собственный скульптурный автопортрет. Через какое-то время, возможно, несколько дней, силуэт этой скульптуры отпечатался на "плащанице".

Лилиан Шварц считает, что автором подобного проекта в средние века мог быть именно да Винчи. Проект камеры-обскуры, похлжей на описанную выше, встречается в рукописях изобретателя. Известно и его увлечение различными оптическими экспериментами. Правда, Шварц не спешит объяснить, каким образом творение да Винчи перекочевало в собственность Церкви и обрело статус святыни. Это дает основание серьезным историкам в открытую насмехаться над теорией нью-йоркского искусствоведа.

Тем не менее у Шварц имеется и изрядное число сторонников, особенно среди поклонников да Винчи. Отметая критику историков, они прибегают к еще одному весомому с их точки зрения аргументу, указывая на внешнее сходство между человеком, портрет которого имеется на плащанице, и самим Леонардо, несколько изображений которого дошли до нашего времени.

ФИЗИКИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПЛАЩАНИЦЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЕЕ СЕМИ ВЕКОВ


Компромисс. Иоанн Павел ІІ не стал спорить с физиками и не настаивал на подлинности реликвии

Физики и лирики обычно с трудом находят общий язык. Однако гуманитарная наука история в последнее время все чаще прибегает к услугам точных наук. Так, археологи привыкли полностью опираться на радиоуглеродный анализ, ведь его точность не подлежит сомнению. Суть метода — в измерении содержания в исследуемом материале радиоактивного изотопа 14С. Если рукописи можно подделать, то скорость распада элементов находится вне власти человека и коррекции не поддается.

Тщательное исследование Туринской плащаницы с использованием радиоуглеродного анализа было проведено в 1988 году независимо друг от друга в трех лабораториях — в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе.

Исследования в Аризоне и Цюрихе были начаты одновременно — 6 мая 1988 года. К 8 июня в обеих лабораториях были готовы результаты. Американские ученые объявили, что ткань для плащаницы была изготовлена в 1350 году. Швейцарская точность на этот раз подвела — исследователи из Цюриха утверждали, что плащаница была изготовлена в период с 1290 по 1360 год. Оксфордская лаборатория приступила к работе спустя месяц, и ее результаты полностью совпали с результатами работы американцев — в качестве даты изготовления был назван 1350 год.

Переворот в общественном сознании, как всегда, наступил с подачи прессы. 8 сентября 1988 года на первой полосе британской газеты Sunday Times красовался кричащий заголовок: "Туринская плащаница — подделка". Статья имела эффект ядерного взрыва. Вслед за популярной британской газетой разгромные материалы о фальсификации легендарной святыни начали публиковать газеты всего мира. Журналисты требовали от Ватикана комментариев, и в конце концов Святой престол вынужден был огласить свою позицию.

В октябре 1988 года архиепископ Турина кардинал Баллестеро заявил, что Ватикан признает результаты радиоуглеродного исследования, согласно которым ткань плащаницы была изготовлена в XIV веке.

В апреле 1989 года папа Иоанн Павел II в ходе своего посещения Африки заявил, что католическая церковь якобы никогда официально не признавала, что Туринская плащаница была подлинным погребальным саваном Иисуса Христа. Это лишь священная реликвия, заявил папа, изображение, нарисованное на полотне, которое используется в предпасхальном богослужении в католических храмах.

НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ: РЕЛИКВИЯ НАСТОЯЩАЯ?

А что, если плащаница действительно была создана в средние века, но при этом является подлинной? Это предположение кажется абсолютно сумасбродным, но лишь если мыслить в рамках традиционных представлений об истории.

Для большинства людей тот факт, что Иисус жил в римской провинции Иудее в I веке н.э., сомнению не подлежит. Однако есть и альтернативная точка зрения. Группа ученых во главе с российским академиком Анатолием Фоменко вот уже несколько десятилетий пропагандирует теорию так называемой Новой Хронологии. Согласно этой теории история человечества намного короче, чем принято считать, и, по сути, начинается в X—XI веках. Авторы Новой Хронологии осуществили правильную, с их точки зрения, датировку самых известных в истории затмений и пришли к выводу, что достоверными являются только те из них, которые случились в последнюю тысячу лет. Именно астрономия, а также методы статистического анализа упоминаний различных имен и событий в древних рукописях позволили новохронологам укоротить историю цивилизации.

Помимо того, что древние Египет, Грецию и Рим отныне стоит считать выдумкой средневековых историков, Новая Хронология также настаивает на том, что Иисус жил в XI—XII веках. И тут возникает приятный для верующих парадокс. Многие последователи Фоменко не исключают, что Туринская плащаница вполне может быть подлинной. Ведь датировки, полученные с помощью радиоуглеродного анализа и с помощью методов Новой Хронологии, дают сходный результат.

Кем был Иисус и в какой стране он жил в рамках Новой Хронологии — вопросы для отдельной дискуссии. Важно другое — в отличие от официальной науки, которая, похоже, уже не оставляет верующим шансов на подлинность плащаницы, еретики-новохронологи дают возможность считать главную реликвию современного христианства настоящей, а не поддельной святыней.

Новости партнеров

Новости партнеров