Ученые обнаружили новый класс "черных дыр"

Ученые обнаружили недостающее звено в ряду "черных дыр" – небесное тело с массой, составляющей 500 масс Солнца, обнаружение которого подтверждает одну из гипотез формирования сверхмассивных "черных дыр", находящихся в центрах галактик, в том числе и Млечного Пути.

"Черные дыры" – это сверхплотные небесные тела, гравитационное поле которых настолько велико, что способно удерживать даже собственное световое излучение, а так же адсорбировать свет других небесных тел.

Поэтому "черные дыры" ничего не излучают, а обнаружить их можно только по косвенным признакам. Одним из таких признаков является рентгеновское излучение, которое испускает материя, засасываемая гравитационным полем "черной дыры".

Ученым давно были известно о существовании относительно легких "черных дыр" с массой от трех до 20 масс Солнца, которые образуются после коллапса обычных звезд. Известно также о существовании сверхтяжелых гигантов, имеющих массу в миллиарды раз превышающую массу солнца.

Такие сверхмассивные "черные дыры", как правило, находятся в центрах галактик и как они образуются ученым до конца не понятно.

Существует мнение, согласно которому подобные объекты образуются из "черных дыр" промежуточной массы в несколько сотен или тысяч масс Солнца, однако до сих пор всерьез эту гипотезу обсуждать было затруднительно именно из-за отсутствия свидетельств, подтверждающих существование "черных дыр" с промежуточной массой.

Подтвердить догадки непосредственными наблюдениями удалось только сейчас.

Команда европейских астрономов под руководством физика Шона Фаррелла, работающего на факультете физики и астрономии Университета Лейчестера в Великобритании, совершила свое открытие изучая архивные данные, полученные в ходе работы космического рентгеновского телескопа XMM-Newton, созданного Европейским космическим агентством совместно с NASA и работающим на орбите с 1999 года.

Ученые вели поиск следов белых карликов или нейтронных звезд и наткнулись на совершенно необычный объект, который был зафиксирован телескопом 23 ноября 2004 года.

Авторы открытия назвали обнаруженный объект HLX-1 (Hyper-Luminous X-ray source 1 – "очень яркий источник рентгеновских лучей – 1"). Он находится на расстоянии в 290 миллионов световых лет от Земли неподалеку от галактики ESO 243-49.

Интенсивность рентгеновского излучения, испускаемого засасываемой черной дырой материей, в 260 миллионов раз превышает интенсивность солнечной радиации.

Это обстоятельство, а так же очень низкая интенсивность радио- и оптического излучения, и заставили ученых предположить, что они наткнулись на черную дыру промежуточной массы – около 500 масс Солнца.

Свои предположения ученые проверили, проведя дополнительные наблюдения за объектом с помощью того же телескопа в ноябре 2008 года, когда обнаружили существенные колебания в интенсивности излучения.

Это говорит о единственном объекте, а не о скоплении небесных тел, как можно было изначально предположить.

"Обнаружение HLX-1 – это важный шаг на пути к пониманию процессов формирования сверхмассивных черных дыр, существующих в центрах галактик, в том числе и нашей", – сказал Фарелл.

Команда астрономов намерена продолжить изучение объекта с помощью дополнительных наблюдений.