Ученые раскрыли секреты успеха колорадских жуков

Первые попытки уничтожить колорадских жуков с помощью пестицидов закончились провалом — жуки быстро приспосабливались к отраве

Генетики из США впервые расшифровали ДНК колорадских жуков и выделили в ней несколько генов, которые отвечают за необычно быстрое приспособление насекомых к новому климату и экологии.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Что интересно, нам не удалось найти серьезных отличий в структуре генов, отвечающих за сопротивление инсектицидам, между колорадскими жуками и другими насекомыми. Похоже, что они приобрели эту способность не в результате появления новых свойств или перестройки генома. Все это делает загадку еще более интересной для изучения", — рассказывает Шон Шовилль из университета Висконсина в Мэдисоне.

Первые попытки уничтожить колорадских жуков с помощью пестицидов закончились провалом — жуки быстро приспосабливались к отраве.

Шовилль и его коллеги сделали первый шаг к тому, чтобы понять, в чем причина подобной неуязвимости жуков. Они расшифровали их ДНК и сравнили устройство их генома с другими вредителями и безобидными насекомыми.

Оказалось, что ДНК картофельных вредителей содержит несколько десятков генов, отвечающих за производство очень широкого набора ферментов, способных переваривать крайне разнообразные белки и сахара. Это, как считают генетики, позволяет жуку быть практически всеядным, несмотря на его узкую "специализацию" на картофеле и других представителях пасленовых.

Вместе с тем генетикам удалось нащупать "ахиллесову пяту" насекомых: оказалось, что их клетки широко используют короткие молекулы РНК для блокировки действия определенных генов, что можно использовать для создания более эффективных версий инсектицидов, к которым вредители приспособятся уже не так быстро, как к ДДТ и прочим "убийцам" прошлого.

Как отметил Шовилль, сейчас его команда находится в процессе расшифровки ДНК еще сотни колорадских жуков и нескольких их родичей, чьи геномы, как надеются ученые, помогут раскрыть остальные тайны этих вредителей и окончательно решить проблему 150-летней давности.

Тем временем в Африке обнаружили новый вид крокодилов. Ученые полагают, что карликовые крокодилы этой разновидности все же могут покидать пещеры, но только в юном возрасте, пока габариты позволяют им это сделать.