Ученые впервые объяснили странное явление на коллайдере

Несколько групп теоретиков предложили возможные объяснения странному явлению, зафиксированному недавно в ходе экспериментов на БАК.

Препринты соответствующих статей размещены на сайте arXiv.org, а коротко соображения физиков приводит портал "Элементы.Ру".

Сообщение "о новом и, возможно, интересном" эффекте, обнаруженном при анализе данных детектора CMS (Compact Muon Solenoid), появилось на сайте CERN (Европейский центр ядерных исследований – организация, которая курирует работу коллайдера) 21 сентября. Коротко суть эффекта такова: при некоторых столкновениях протонов образующиеся частицы разлетаются от места рождения не абсолютно независимо друг от друга – такое поведение называют скоррелированным.

Физики, анализирующие данные детектора CMS, прицельно искали похожее явление – ранее подобный эффект был зафиксирован на коллайдере – RHIC (Relativistic Heavy Ion Collider – релятивистский коллайдер тяжелых ионов), на котором проходят столкновения не протонов, а ядер. Предполагается, что в случае столкновения ядер, корреляции являются следствием "натяжения" силовых полей, образующихся при столкновении частиц. Физик Эдуард Шуряк в своей статье обсуждает эту гипотезу и постулирует, что в случае ее правомерности при соударении протонов на БАК должна появляться "взрывная сердцевина". Пока теоретики не разработали детальной теории такого развития событий.

В другой работе приведены теоретические расчеты корреляций, результаты которых более или менее совпадают с тем, что было зафиксировано на коллайдере. Еще одна группа физиков из российского Протвино предложила оригинальное объяснение обнаруженного эффекта: ученые предположили, что корреляции связаны с вращением горячей материи, которое происходит в случае, если столкновение не совсем центральное.

Ожидается, что по мере накопления статистики ученые смогут более глубоко проанализировать произошедшее и предложить еще какие-либо гипотезы. Кроме того, не исключено, что зафиксированный эффект в действительности не является новым – такой вывод можно будет сделать в том случае, если его удастся получить при численном моделировании с применением только "стандартных" подходов и моделей.