Умышленное стирание памяти может стать реальностью

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) утверждают, что им удалось открыть способ ослабления воспоминаний.

Улитка Aplysia virgata лишилась памяти. Фото flickr.com

Разве не об этом мечтают ветераны войны, жертвы изнасилования и другие люди, ставшие свидетелями чего-то ужасного?

Дэвид Гланцман и его коллеги устранили или по крайней мере существенно ослабили долговременную память морской улитки (аплизии) путём ингибирования активности протеинкиназы М (ПКМ), которая входит в семейство протеинкиназ C. Эти последние отличаются тем, что изменяют химический состав и функциональность белков, добавляя к ним фосфаты. Данные протеинкиназы считаются связанными с памятью. "Почти все процессы, которые участвуют в работе памяти улитки, обнаружены и в мозге млекопитающих", — подчёркивает г-н Гланцман.

Большинство протеинкиназ располагают одновременно каталитическим и регулятивным доменами, то есть обособленными последовательностями аминокислот. Первый определяет функциональность протеинкиназы, а второй сродни выключателю, которым могут воспользоваться другие сигнальные пути для подавления активности протеинкиназы. В отличие от собратьев ПКМ имеет только каталитический домен. "Это означает, что не существует никакого способа отключить её, — отмечает учёный. — Она удерживает воспоминание, пока не распадётся сама собой".

Исследователи решили посвятить время морской улитке из-за простоты её нервной системы и сравнительно лёгкой обучаемости. Нападение хищника повышает чувствительность этого существа к окружающей среде. Специалистам известно, какие нейроны за это отвечают и где они находятся.

К хвосту улитки прикладывался электрошок. Затем учёные слегка касались её сифона, в результате чего моллюск рефлекторно сокращался на 50 секунд. Неделю спустя рефлекс продолжался 30 и более секунд, тогда как у не испытавших электрошок улиток он длился одну-две секунды.

Затем учёные ввели тренированной улитке ингибитор ПКМ. Всего сутки спустя она реагировала на прикосновение так же, как все остальные. Очевидно, что что-то случилось с синаптической связью между сенсорным и моторным нейронами, образовавшейся в результате воздействия электрошока. Исчезла она или ослабла? Может, произошло что-то совсем другое? Можно ли улучшить память, поощряя активность ПКМ? Это станет ясно в дальнейшем.

Результаты исследования опубликованы в издании Journal of Neuroscience. Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Источник: Компьюлента