Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

По следам великого актера: каким был киевский путь Олега Борисова

В Киеве голого актера на танцах заворачивали в матрас, девушки пугались его завивки, а он играл Коня

В Союзе было много замечательных актеров. Но только двое могли просто молчать в кадре и делать это так выразительно, что зритель буквально кожей ощущал мощнейшую энергетику. Оба они были Олеги Ивановичи — Янковский и Борисов. "Про Ивановичей" — это любимый каламбур самого Борисова, с именем которого в этом году связаны сразу две памятные даты: траурная — 20 лет со дня смерти и юбилейная — 8-го ноября ему могло бы исполниться 85.

К сожалению, Борисов — актер, ко­то­ро­го уже стали за­бы­вать. Нет, старшее поколение, безусловно, помнит его и любит. А вот молодым его фамилия практически ничего не говорит. Мы показывали молодым киевлянам фотографии артиста в зрелом возрасте — его почти никто не узнал. Но стоило произнести "Голохвастов", как и стар и млад начинали улыбаться: "Конечно знаем". Самого Олега Ивановича это бы расстроило — роль Голохвастова он считал ширпотребом.

Реклама

В память об актере мы решили вспомнить "киевские корни" Олега Ивановича. Все-таки, он почти 10 лет прослужил в театре им. Леси Украинки. Борисов, выросший в Московской области, бродил по древним холмам и уютным улочкам Киева, покупал продукты на Бессарабке (уже уехав в Москву и бывая в Киеве только на гастролях, Борисов все равно мог спокойно пообедать на рынке — торговцы его узнавали и считали своим долгом угостить). Именно в Киеве он встретил свою единственную супругу.

Так что совсем не зря память актера в Киеве увековечили прекрасным памятником на Андреевском спуске. Правда, все в той же роли цирюльника "из-за Канавы" Голохвастова. Впрочем, именно в Киеве началась кинокарьера Борисова (актер сыграл в шести десятках картин). В нашем городе он снимался и в последние годы жизни.

___.__1958___1__

Реклама

"Вот я иду"

КИНО И КИЕВ. В столице любят подшучивать над отдаленным спальным микро­­районом Троещина — мол, "жизнь дала трещину — уеду на Троещину". А зря! Вот Борисов этот "спальник" обожал — еще бы, ему там квартиру дали. Не по-настоящему, правда, а в кино — в картине "По главной улице с оркестром" (1986). В этом фильме вообще много Киева и Борисова. Вот, герой актера Василий Муравин любуется Днепром, стоя на галерее речного вокзала, беседует "за жизнь" со своей дочкой на остановке на Московском мосту, отдыхает на скамеечке еще с одним Олегом — Меньшиковым — в сквере на Гончара. Эту работу артист называл в числе своих самых любимых.

___1956___.__._1__

Реклама

"Когда цветет акация"

ШАМПАНИСТЫЙ. Но в "Оркестре" Борисов уже "хмур" — у него уставший от суеты взгляд. А вот в картине "Город зажигает огни" (1958) он еще юн, хорош собой и искрится почище киевского шампанского! К сожалению, фильм этот на многих киевлян сегодня навевает грусть — дело в том, что герой Борисова ходит по уже несуществующим улочкам Киева. К примеру, есть в картине сцена, в которой герой Олега Ивановича стоит на крыльце одноэтажного домика на углу Воздвиженской и Гончарной улиц. Так вот, этих домов уже нет. Их снесли ради строительства городка с дорогими коттеджами "под модерн", причем не пожалели даже дом, в котором родился Михаил Булгаков. Дома выстроили, но из-за проблем с коммуникациями не заселили. Так и стоит целый городок полупустым.

_._1961__1__

"Океан"

ЦИРЮЛЬНИК. Фильм "За двумя зайцами" (1961) — знаковый для Борисова, сыгравшего цирюльника Голохвастова Свирида Петровича. Роль, любимая народом и презираемая самим актером. Именно в "Зайцах" Борисов запечатлен, что называется, в лучшей своей форме. Если разобрать картину по кадрам, то актер красуется в ней на фоне Подола, на Воздвиженке (там, где "співає про канарейку") и, конечно же, на фоне Андреевской церкви, рядом с которой ему потом поставят памятник.

Причем в картине существует явный "ляп". Когда герои поднимаются по лестнице Андреевской церкви, жизнерадостно звенят колокола. Но у Андреевской церкви нет колокольни.

383816038_1__

"За двумя зайцами"

Кстати, по воспоминаниям актрисы Таисии Литвиненко, Борисов, несмотря на профессионализм, умудрился сорвать съемки одного из эпизодов "Зайцев". Дело в том, что он так душевно посидел с актером Николаем Яковченко (знатный был ценитель добрых и крепких напитков), что на площадку приехал хорошо подшофе. Точнее говоря, на ногах стоял с трудом. К тому же на бедного актера, не рассчитавшего свои молодые силы, еще и икота напала — прямо в кадре. Режиссер был в ярости, и съемку перенесли на другой день. А снимали, между прочим, сцену "Ваша папироска шкварчит".

НЕ ЗАБЫВАЛ СВОИХ. Уже перебравшись в Москву, актер все равно не забывал о родном Киеве. И поддерживал своих. Так, для фильма "Гиперболоид инженера Гарина" режиссер Леонид Квинихидзе долго не мог найти подходящую на роль актрису. И тогда Олег Иванович предложил: "Давай попробуем на роль Зои Нонну Терентьеву". А когда режиссер поинтересовался, кто это, Борисов ответил: "Терентьева — замечательная актриса с большим творческим потенциалом. Мы работали вместе с ней в Киеве, в театре имени Леси Украинки". После такой рекомендации актрису взяли даже без проб.

127458_1__

"Крах инженера Гарина"

О СМЕРТИ. В своих дневниках актер писал: "В смерти — величайшая мудрость... Ты не купишь себе бессмертия. Мы должны быть благодарны смерти, что она проводит такую уравниловку. После нее вступит в свои права история. Которая кому-то, в порядке исключения, продлит жизнь. Если говорить об актерах, исполнителях — то очень немногим и нехотя". Хочется все-таки верить, что Олегу Борисову, сгоревшему от лимфолейкоза в 64 года, уготована более длинная жизнь, чем обычная земная. И что мы все-таки будем его помнить и смотреть картины с его участием.

КОЛЛЕГИ БОРИСОВА: "Он перерос то, что делал в Украине"

Николай Рушковский и Изабелла Павлова — старейшая семейная пара актеров столичного театра им. Леси Украинки, кладезь воспоминаний и единственные свидетели киевского периода жизни Олега Борисова. В следующем году они отметят 60-летие совместной жизни. Николай Николаевич играл с Борисовым в спектаклях и делил с ним маленькую комнату прямо в театре — здесь они прожили первые полгода после переезда в Киев. А Изабелла Ильинична вместе с Борисовым училась в школе-студии МХАТ. Втроем они и приехали из Москвы покорять столицу. На встречу с нами актеры принесли настоящие раритеты: фотографию с выпуска и список всех театральных ролей, сыгранных Олегом Ивановичем за десять лет его службы в украинском театре. Вспоминая именитого коллегу, пара спорила, перебивала друг друга, уточняя даты и события.

rsn_5657_1__

Коллеги Борисова. Актеры Николай Рушковский и Изабелла Павлова вместе уже 60 лет.

— Расскажите, пожалуйста, о вашей учебе во МХАТЕ.

— Павлова: Когда нас выпустили в 1951-м, на курсе было пять девочек и семь мальчиков. А поступали мы в два приема — весенний и осенний. В весеннем потоке — 700-800 человек, из которых потом взяли восемь. Борисов был в этой восьмерке. Когда мы пришли на курс, нас разделили. Учились мы в двух мастерских: Олег в группе у Герасимова, а я — у Карина. Олег сразу был заметным, играл очень смешно.

— Разыгрывали ли вы друг друга в студенчестве?

— Рушковский: Помню, был у нас урок танца. Парни переодевались за кулисами за шторкой Малой сцены, девочки в аудитории, а потом уже приходили в танцевальный зал. И вот Олег, раздетый, начал возмущаться: "Что это вы к дипломникам относитесь недостаточно уважительно". В общем, он что-то болтал, парням надоело, и мы положили его голого на маты для занятий сценического движения, закатали в них и потащили в зал. Когда девчонки пришли, он еле выбрался из матраса и побежал сломя голову.

rsn_5645_1__

Выпуск МХАТа.

— И как же вы — молодые и амбициозные — решились рвануть из Белокаменной в Киев?

— П.: Когда театр Леси Украинки приехал в Москву на гастроли, мы стали просить нашего директора: "Покажите нас худрукам этого театра, может, нами заинтересуются". Пришли на наш спектакль Хохлов и Гонтарь, на тот момент — режиссер и директор театра. После просмотра нас пригласили в Киев работать. Взяли шесть человек: трое девушек и четырех парней. Среди них — Олега Борисова, Леву Брянцева, Женю Конюшкова.

Сначала в Киев отправились мальчики, чтобы, как говорится, наладить быт. А через пять дней приехали мы. Выходим из поезда и Валька, моя однокурсница, дергает меня: "Посмотри, на Олега". "Что такое?" — спрашиваю. Оказалось, он сделал себе завивку. Валя была прямым человеком, поэтому когда мы вышли на перрон, скомандовала: "Олег, отвезешь нас — и мыть голову". Он приехал в театр, вымыл, но стало еще хуже. В итоге пришлось срезать волосы.

rsn_5671_1__

Театр Леси Украинки. Борисов прослужил в этих стенах 10 лет.

— А жили где?

— П.: Первое время — в гримерке театра. Это был большой зал на третьем этаже. Девочки — отдельно, мальчики — тоже. Готовили на плитке. Поскольку у нас ничего не было, то из мебельного цеха нам выдали кровати, а из реквизиторского — постели и матрасы. Когда отправились на первые гастроли во Львов, все нужно было сдавать обратно как казенное имущество. С едой было плохо. Первое время родственники присылали, что-то сами покупали. Как-то оставалось немного макарон, а нам надо уезжать во Львов. Так моя соседка, Валя Николаева, которая потом стала женой Кирилла Лаврова, посадила меня и говорит: "Доедай, чтобы ничего не осталось".

— Р.: Нас девочки кормили. Никто не голодал. На углу был гастроном, куда после спектакля сходились "оперники", "франковцы". Иногда после этого шли к кому-то в гости. А что касается жилья, то сейчас на месте бывшей гримерки, а по сути репетиционного зала, находится гладилка. Но больше года никто в этих гримерках не жил — все актеры получали жилье. Олег очень быстро переселился в семью будущей жены Аллы Латынской.

Кстати, сейчас актеры приходят в театр и годами ждут серьезных ролей, а Олег за первые 1,5 года столько всего получил! Когда мы пришли в театр, то репетировали спектакль "Враги", где играло все старшее поколение.

_._.._.-___-__1__

"Гибель эскадры"

— П.: Там была роль Коня второго плана. Такой старик характерный. Олег очень здорово изображал в капустниках стариков, был очень разносторонний парень. И вдруг ему, мальчишке, дают играть этого Коня. Когда он его так хорошо сделал, все о нем заговорили.

— Р.: С Олегом я играл довольно много, хотя пришел в театр через год после него. Первой такой работой стала постановка "Весна в Москве", которая вышла в 1953 году. С этого времени началась пора, когда Олег вышел в первые ряды. Далее были "В добрый час", "Ложь на длинных ногах", "Когда цветет акация", "Двадцать лет спустя", "В поисках радости"... А потом мы стали нашей труппой их трех человек концертировать. Часто это проходило в доме, расположенном напротив театра, — там было несколько разных институтов. За выступление платили по 6 рублей, а мы могли играть 8 минут, 18, а могли и 28.

— А где первоначально находилась легендарная скамейка, которую любили все корифеи театра, включая Борисова?

— Р.: Она стояла у выхода из театра, поэтому там всегда кто-нибудь сидел. Но только свои — чужих не было. Там всегда было весело. Помню, Юрий Сергеевич Лавров сидит, рядом — Халатов, Розин. А мимо проходит мама на руках с маленьким ребятенком, который заливается от крика. Улица была тогда тихой — мы даже репетировали с открытыми окнами. Так вот, сидит Лавров, смотрит на этого малыша и говорит: "Меняю свою счастливую жизнь на его трагедию".

rsn_5643_1__

Любимая скамейка. На ней любили сидеть корифеи театра.

Где-то хранится фотография, как мы праздновали день рождения Олега. Это был день открытых дверей: мог прийти кто угодно. Отмечали его в большом зале — тут еще устраивали праздники после премьер. Устраивался междусобойчик, приносили кто что мог: кто — водку, кто — закуски. Да и дома устраивали праздники. Однажды к нам домой — а это квартира 68 метров — за вечер пришло 80 человек.

— После прочтения дневников Олега Ивановича создается впечатление, что он не любил киевский период своей жизни. К примеру, его незаслуженно изгнали из театра, якобы позавидовав успеху картины "За двумя зайцами". Сказал ли он вам, коллегам, что-то на прощание?

— Р.: Это неправда, что его изгнали... Это версия семьи Олега. Похорон после его отъезда в театре не устраивали и с горя не напивались. Но еще долго интересовались его судьбой. Хотя сам он ни с кем из труппы связи не поддерживал — был достаточно закрытым человеком. К тому же в театре тогда начался конкурс главных режиссеров — каждые два-три года они менялись. Это страшное дело было и продолжалось лет 15. И, конечно, отражалось на работе.

— П.: Просто так случилось, что Олегу стало неинтересно. Он перерос то, что делал здесь.

— Р.: В то время ему было за 30, а популярность в городе была примерно такой, как у Харитонова в Москве. Хотя Олег тогда еще мало снимался в кино. Как по мне, именно фильм "За двумя зайцами" повлиял на его разлад с театром... Дело в том, что вышестоящие инстанции решили отправить его на фестиваль, но не сочли нужным сообщить об этом театру. У нас сформирован репертуар, билеты продаются. А тут приходит письмо, что 30 или 31 октября Олег уезжает на 10 дней в Польшу. Спектакли с его участием идут каждый день, заменить невозможно. Мы даже ходили к представителю ЦК. Тот выслушал и сказал, что ничего сделать не может.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять