Выставка под названием "Сон разума рождает чудовищ" представляет 212 гравюр художника, объединенных в четыре цикла. Все эти работы были приобретены галереей в 60-е годы прошлого века.
"Гойя – художник, которым я восхищаюсь с молодости. Он был исключительно авангардным для своего времени. Я говорю о человеке Гойе – либеральной душе, искавшей в творчестве выхода из тьмы средневековья и Святой инквизиции", – сказал министр культуры Греции Михалис Лиапис.
В свою очередь, директор Национальной картинной галереи Марина Ламбраки-Плака назвала Гойю предвестником современного искусства ХХ века.
Четыре цикла офортов представляют совершенно разные стороны творчества Гойи. Так, серия "Каприччио" посвящена интригам и заговорам дворцового общества при дворе испанского короля Карла Четвертого.
Следующая серия – "Ужасы войны" – посвящена преступлениям французских войск в завоеванной ими Испании в 1808 году. На одной из гравюр, изображающей резню в Мадриде, художник оставил подпись: "Я видел это своими глазами".
Третий цикл работ посвящен бою быков – древнему зрелищному состязанию, оставившему глубокий след в испанской культуре. Гойя, который любил бои быков и часто посещал их, чтобы делать зарисовки, подчас изображает самого себя тореадором.
Последний цикл офортов назван "Безумие". С возвращением на испанский трон короля Фердинанда рухнули надежды на либерализацию, а в творчество вернулся гнет инквизиции и цензуры. В драматичных офортах Гойя вновь и вновь возвращается к интеллектуальным призракам, возникающим из ужасов прошлой войны и разочарований мирного времени.
Выставка офортов великого испанца, посвященная 180-летию со дня его смерти, продлится в Афинах до 20 октября текущего года.