Как обустроить детскую комнату: советы дизайнеров и детских психологов

5 Декабря 2015, 12:02

Зонируем площадь и учитываем вкусы детей

<p>Обустройство детской комнвты - непростая задача.</p>
Обустройство детской комнвты - непростая задача.

Ответ на вопрос о главном помещении в вашем доме зависит от того, осчастливлена ли ваша семья маленькими детьми. Если да, то вы знаете, вокруг чего, как планеты вокруг Солнца, вертится сейчас ваша жизнь. И есть смысл этот центр вашей Галактики сделать максимально комфортным и разумным по обустройству. О том, как правильно оформить и меблировать детскую комнату, нам рассказали дизайнеры интерьера Роман Москаленко и Наталья Будзан, детский психолог Наталья Компанец и маркетолог компании "Снайт" Марина Жайворонок.

ВСЕМУ СВОЕ МЕСТО: ПРИУЧАЕМ К ПОРЯДКУ

"Независимо от размеров детской комнаты, она должна быть зонирована — для отдыха, учебы и игр", — говорит Марина Жайворонок. Дело в том, что без этого не будет организации — ребенок сам по себе не способен преодолеть хаос (активным источником которого он сам и является) и самоорганизоваться. Собственно, и для многих взрослых это тоже является непосильной задачей. Если малыша не приучать к организованности с самого начала, это останется его слабым местом и в будущем.

"С самого начала мы учим его правилам. За этим столиком ты рисуешь, а на кровати ты спишь и можешь играть с машинками. А на этом коврике можно валяться на полу. А на этом пуфике можно прыгать и "сходить с ума", — рассказывает Марина Жайворонок. "Обязательно наличие рабочего места для малыша — как только он будет способен на "сидячие занятия", — указывает Наталья Компанец. — Это гораздо лучше, чем заниматься с ребенком "где попало": так он привыкает к особенности момента занятия, когда некоторые задания нужно будет выполнить, даже когда не очень хочется".

Зоны работы и отдыха не должны быть перенасыщены цветом и формами.

БЕЗ ОТВЛЕЧЕНИЙ. "Категорически не рекомендую в рабочей зоне ставить активные элементы декора, зеркала и прочее. В пределах видимости не должно быть отвлекающих факторов — фотографий, картин, ярких элементов и т. д., — предупреждает Роман Москаленко. — Если вы живете на первом-втором этажах, нехорошо ставить рабочий стол у окна. Ребенок делает домашние задания, а при этом видит, как другие дети гоняют мяч. Внимание будет отвлекаться и рассеиваться". Точно так же не на пользу — перенасыщенность цвета или форм в зоне отдыха. А вот игровую часть можно сделать более активной, но желательно, чтобы она была зрительно изолирована, — с помощью шторки или другого аналогичного элемента, чтобы насыщенность игровой зоны не давила на ребенка, когда он учит уроки или просто хочет отдохнуть.

ПОРЯДОК. Как указывает Наталья Компанец, обязательно следует предусмотреть место для хранения "милых мелочей" — т. е. шкаф или контейнер для игрушек. "Не стоит детскую комнату превращать в склад, — предупреждает психолог. — Для этого должна служить кладовка или закрытые ниши в стенах. Игрушек должно быть немного — лучше их менять время от времени (доставать "забытые" и прятать поднадоевшие), чем заставлять ребенка каждый день убирать слой разбросанных вещей".

ОБИТЕЛЬ НА ЕГО ВКУС

До определенного возраста ребенок может высказывать свое мнение разве что по таким животрепещущим вопросам, как сухость пеленок. В этот период (примерно до двух лет) при оформлении комнаты, как считает Наталья Будзан, стоит руководствоваться соображениями комфорта для мамы. Но с некоторыми ограничениями: "Маленькие дети должны видеть красивое. Потому стили "офис дома", "хай-тек" или "авангард" нежелательны, — считает Наталья Компанец. — Лучше использовать спокойные цвета — голубой, зеленый, розовый. У детей постарше, которые уже могут сказать о своих предпочтениях, стоит спросить и о цвете, и о мебели, а у подростков — уже о стиле". "Обязательно в любом случае учитывать характер ребенка и его увлечения, — подтверждает Роман Москаленко. — И отражать в декоре его предпочтения".

Распространенный родительский синдром: "Я лучше знаю, что лучше для ребенка", — в данном случае требует немедленного и жесткого лечения. "Маленький человек с детства должен приучаться, что у него есть свое пространство. Он имеет право на собственное мнение и решение каких-то вопросов. А воспитание самостоятельности ребенка основывается на том, чтобы дать ему возможность каким-то образом конструировать свою комнату", — утверждает Марина Жайворонок.

Еще одна беда не до конца повзрослевших родителей — стремление воплотить в жизнь свои нереализованные детские мечты и фантазии. Естественно, под девизом "счастья" для своих детей. Стоит только вспомнить, сколько миллионов ребят были терзаемы уроками музыки только потому, что в суровом детстве их родителей эта роскошь была недоступна! А многим нынешним юным папам и мамам не повезло жить в комнате Бэтмена или Русалочки, и душа просит хоть своему ребенку подарить это счастье. "Но у ребенка уже могут быть другие герои", — напоминает Марина Жайворонок.

new_image4_215

Должно нравиться ребенку.

ДЕТИ РАСТУТ БЫСТРО

И вот мы не просто прониклись идеей учитывать вкусы ребенка, но даже решили сделать комнату именно так, как хочется нашему малышу. С портретом его любимого героя и сценами из обожаемого мультфильма на стенах, с элементами мебели в виде космического корабля, волшебной кареты и прочими подобными атрибутами! Ребенок пока счастлив, а мы уже можем собирать деньги на скорый полный ремонт комнаты.

ДИНАМИКА. "Дети — это люди, которые растут и развиваются очень быстро, и делать комнату в стиле их фантазий не стоит. Элемент новизны очень быстро утратится, и через год-два ремонт придется делать заново", — предупреждает Марина Жайворонок. Например, вы украсили комнату юной принцессы рюшечками в розовом цвете, а через пару лет ваша нежная девочка превращается в сурового гота, и для нее все, что не черное, или в крайнем случае не красное — это уже "дно". Но и в этом случае не спешите все перекрашивать заново — завтра она встретит симпатичного мальчика, презирающего готов, и стены снова запросят розовых бантиков.

Интерьер должен быть актуален 5—7 лет, а мебель берем на вырост.

НАДОЛГО. "Интерьер детской надо делать так, чтобы оформление было актуально 5—8 лет, — говорит Роман Москаленко. — Например, можно сделать интерьер для девочки в три года, и она будет там себя нормально чувствовать до 12. Ничего существенного не надо будет менять — вынесли пару куколок и солнышек, занесли пару подушек". То есть цветовую гамму долговременных элементов — стен, да и собственно мебели — желательно выдерживать более нейтральной, а все вкусовые предпочтения ребенка учитывать с помощью сменных аксессуаров. "Мебель стоит покупать такую, которая была бы слегка на вырост, либо ту, которая может легко изменять свое предназначение", — советует Марина Жайворонок. Например, детская кроватка, защищенная боковыми панелями в виде тучек, зайчиков, тигрят для трехлетнего ребенка, трансформируется во взрослую мебель, когда все защитные панели убираются.

ФАСАДЫ. Удобно, если у мебельной компании есть функция смены фасадов. Для малыша вы покупаете мебель в веселых детских тонах — желтый или голубой, а когда ребенок становится старше, фасады меняются на более взрослые — например, коричневых тонов. На этом можно сэкономить порядка 70% стоимости мебели.

ЖИЛЬЕ ДЛЯ АКТИВНЫХ И КРЕАТИВНЫХ

Специалисты предостерегают от "мебельной" или "дизайнерской" дискриминации ребенка. "Родительская спальня может быть обставлена мебелью из мореного дуба. Гостиная — с претенциозными столами, античными вазами. Заходим в комнату ребенка, а там — обычная ДСП, зачастую купленная по дисконту! Ребенок чувствует себя неуютно, — говорит Марина Жайворонок. — Обращайте внимание на сочетаемость мебели в вашем доме и той, что в комнате вашего малыша, ведь дом — это не музей".

Понятно, что "классовая пропасть" между детской и, допустим, гостиной — вещь не слишком желательная. Но и сближать уровни за счет "поднятия" детской нужно осторожно, предупреждают психологи, ведь если обставить комнату ребенка слишком пышно, он будет бояться что-то там тронуть, и ему будет не до игры. "Детская — это пространство активного человека: он должен играть, прыгать, рисовать мелом, прикреплять магниты, что-то вешать, в общем, развиваться, — говорит Марина Жайворонок. — Он не должен бояться ходить мимо мебели". Это же касается и обстановки в целом. Например, в продаже есть белые обои — специально для того, чтобы ребенок мог рисовать. Но нужно быть готовым со временем заклеить их новыми — когда старые будут "использованы", или рисунки потеряют свою актуальность. Еще одно решение — сделать всю стену или ее часть домашним вариантом школьной доски.

new_image2_345

Много воздуха. Детская — пространство активного человека.

НА ДВОИХ: КАЖДОМУ СВОЙ УГОЛ

Типичная ситуация, когда одну комнату приходиться делить двум отпрыскам. "Тогда обязательно нужно обустроить зоны для каждого ребенка. Человек должен иметь место для "порции гордого одиночества", — говорит Наталья Компанец. — Если делать "общежитие" для детей — не будет счета ссорам и битвам за место под солнцем".

При этом необходимо в максимальной степени обеспечить наличие важных для каждого из детей функциональных зон. Например, у старшего должно быть место для учебы, а у маленького — зона для игр. Возникает вопрос — как это все разместить в одной комнате? "Сейчас в тренде мебель-трансформер, которая позволяет эффективно использовать пространство, — говорит Марина Жайворонок. — Например, кровать условно находится на полуторном этаже, под ней ниша, из которой выдвигается стол, там же полки, мини-комодики. Или двухэтажная кровать: вверху спит старший, внизу — младший".

new_image_326

В тренде — мебель-трансформер.

МАТЕРИАЛЫ

Даже специалисты по денежной карме вам подтвердят: сэкономленное на детях вам впрок не пойдет. Если вы приобретаете мебель для детской — идите к "белым" и "прозрачным" производителям, которые дорожат и своим именем, и нормальными отношениями с контролирующими органами. Идите к тем, кому не надо "экономить на спичках", чтобы удержаться на рынке и что-то заработать. И тем более нельзя "экономить" на использовании качественных материалов. "Если в мебели применяются материалы, не соответствующие стандартам, то ребенок получает негативную нагрузку на организм", — предостерегает Марина Жайворонок. А здоровью можно навредить многими вещами: ДСП с недопустимым уровнем эмиссии формальдегидов, вредные лаки и краски, и тому подобное.

ПОЛ. То же касается и материалов, используемых для отделки помещения. По мнению Натальи Будзан, для детской комнаты хорош пробковый пол. Его достоинства — теплота, экологичность, упругость (труднее травмироваться), пылеотталкиваемость. Но тут всплывает еще одно требование к материалам для детской комнаты: они должны быть устойчивы к проявлению здорового вандализма наших наследников. А пробку так легко и увлекательно ковырять теми же ножницами…

Более стойкий к детской активности ламинат — но его можно брать только самого безопасного класса Е1. Если искать материалы подешевле (линолеум), то его нужно выбирать на натуральной основе. И уж совсем не подходит для детской ковролин — он впитывает пыль и может стать даже причиной аллергии у ребенка.

СТЕНЫ. Если вы решили их покрасить, то используйте специальные краски для детских комнат, о чем можно прочитать на их упаковке. Обои лучше использовать бумажные — они без вредных выделений и стенам дадут "дышать" . Если есть возможность, сделайте звукоизоляцию стен: вам спокойнее, к соседям лишний раз не ходить, и дети смогут расслабляться по-настоящему.

ПОТОЛОК. Оптимальный вариант для отделки потолка с точки зрения сочетания экологичности, вандалоустойчивости и легкости уборки — это "детская" водоэмульсионная краска.

Автор:

Ряполов Константин

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...