I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Андрей Буренок: Когда ты тратишь свои деньги, ты начинаешь по-настоящему вкалывать

Эксклюзивное интервью с основателем сервиса выгодных путешествий TripMyDream

О создании TripMyDream

- Андрей, вернёмся немножко назад в вашу жизнь. 5 лет назад, занимая должность топ-менеджера в одной из крупных компаний, вы решили создать собственный проект. Вы были успешны уже тогда. О чем вы думали в тот момент, когда поняли, что хотите делать сервис выгодных путешествий?

- Разговор со мной про успешность – это сложный разговор, потому что успехом для меня является всё. К примеру, мы вчера снимали видео, немного напортачили, но всё равно для нас это определенный успех, потому что мы можем чему-то научиться. Поэтому неуспешный лишь тот, кто сидит в своей "яме" и видит в ней исключительно навоз.

Реклама

В тот момент, когда я решил создать TripMyDream, мне просто захотелось иметь свой бизнес. Я, скорее всего, находился в такой же яме, и сидел в этом же навозе. Мне надоело быть корпоративным сотрудником и делать только то, что тебе говорят. К тому же, есть работа на кого-то в удовольствие, а есть работа на кого-то, когда ты напрягаешься каждый день. И каждый день, отправляя письмо, ты думаешь, а что будет. Вот так много лет у меня происходило с работой на кого-то. Я решил попробовать работать и на себя. Я не знал, что это будет travel. Просто однажды жизнь мне показала знак. Мы были с женой в Италии и едва не разбились на машине. И в тот момент я понял, что мой бизнес будет связан с путешествиями.

- Вы прочувствовали, что это был знак?

- Да, я понял, что это был знак. Знак и все – я хочу делать бизнес, связанный с путешествиями.

Реклама

- Скажите, делать и развивать свой собственный проект может каждый человек?

- Абсолютно.

- Или нужно обладать определенными качествами, чтобы уметь достигать целей, которые ставишь перед собой?

Реклама

- Я стараюсь не ставить целей. А называю это желаниями и приоритетами. И своей перспективой, которая меняется ежедневно. Если раньше я жил целями – допустим, заработать определенное количество денег, достичь определенного результата, то на сегодняшний день – я понимаю, что хочу вот так и я туда иду.

Я стараюсь не ставить целей, а называю это желаниями и приоритетами

По пути я могу передумать, свернуть налево, направо и вернуться обратно или вообще пойти в другую сторону. Потому что там, где есть цели, чаще всего происходят определенные ожидания. А когда ты живешь в этих ожиданиях, они начинают тебя ежедневно будить по утрам и не давать заснуть ночью или будить тебя ночью, когда ты отчаянно пытаешься уснуть.

Андрей Буренок: Я стараюсь не ставить целей
Андрей Буренок: Я стараюсь не ставить целей / Фото: Алексей Филипов

- Хорошо, а что нужно для стартапа, по вашему мнению? С чего вы начинали – у вас были деньги, знакомства?

- Все зависит от того, какой именно бизнес планируешь создать и в какую нишу войти. Чаще всего для стартапа нужно несколько вещей: первое – это мотивация и желание что-то делать. Второе – это компетенция и навыки в этой области, либо желание получить такие "скиллы". Третье – это, скорее всего, деньги. И лучше всего – свои деньги либо близких. И четвертое – очень важное – это люди, которые будут с тобой это делать. Сам ты ничего не сделаешь. Именно команда будет ключевым моментом. Ее очень сложно создать. Потому что люди лажают, разочаровываются, женятся, рожают, уходят, просыпают, уезжают…

Совет Андрея Буренок - смотреть видео:

О страхах

- Когда вкладываешь свои деньги, всегда возникает чувство страха, что можно прогореть и ничего не заработать. Как избежать этого чувства, а также падений, которые возможны в любом бизнесе?

- Что такое страх? Ты не доверяешь жизни, соответственно из-за этого блокируешь ту энергию, чтобы жизнь через тебя проходила. И жизнь начинает тебя в эту точку бить, правда? То как бороться? Начать доверять жизни, потому что страхи абсолютно во всём. У меня они есть до сих пор. Я работаю над собой с помощью эзотерики, духовно развиваюсь очень много лет, и ежедневно у меня есть страхи, касающиеся семьи, бизнеса, чего угодно.

- То есть, вы следуете определенным знакам, которые вам посылает жизнь?

- Верно. Там, где есть страх, там есть неполноценное проявление тебя. Возможно это знак, что социальная обусловленность тебя сжала, и ты себе решил, что ты вот какой-то не такой. От этого всего нужно освободиться и просто доверится своей жизни. И всё.

- В марте 2016 года сервис TripMyDream признали лучшим трэвел-стартапом на международном соревновании Seedstars Summit 2016, которое проходило в Швейцарии. Как поменялась ваша жизнь и бизнес после этого?

- Считаю, это была закономерная случайность. У нас действительно было сложно до того момента, мы много раз хотели закрываться по многим причинам. Мы выиграли в Швейцарии, но я вам расставлю все точки над "і". Мы не получали инвестиций, мы не брали деньги. Мы как с первого дня развивались за счет собственных инвестиций, так и развиваемся за счет своих средств. Никто сторонний, кроме меня, деньги сюда не инвестировал.

Но победа в Швейцарии в 2016 году дала толчок. Мы поняли, что наш продукт кому-то интересен со стороны рыночных игроков. Мы стали интересны медиа, и это помогло достучаться до определенного потребителя и получить от него обратную связь. Моим главным инвестором является потребитель, поэтому я отчаянно пытаюсь получать обратную связь от каждого человека. Следовательно присутствую во многих соцсетях, кроме Facebook, где общаюсь с людьми и получаю конструктивную (чаще объективную, иногда субъективную) обратную связь по поводу продукта и бизнеса.

Моим главным инвестором является потребитель, поэтому я отчаянно пытаюсь получать обратную связь от каждого человека

- А кто ваш потребитель, можете его описать?

- Да, я скажу. Это больше люди с предпринимательским духом, авантюристы, которые хотят увидеть мир, получать новые эмоции и впечатления. Это люди, для которых слова "нет" не существует, а есть "хочу" – "достигну". 

Андрей Буренок: Нужно больше доверять жизни и себе
Андрей Буренок: Нужно больше доверять жизни и себе / Фото: Алексей Филипов

Отличие от конкурентов и запросы украинцев

- Назовите самые популярные запросы украинцев на вашем сервисе по направлениям, вы это отслеживаете?

- Мы подключены к абсолютно всем авиакомпаниям и онлайн-продавцам и помогаем человеку не просто посмотреть билеты в одной авиакомпании или у одного онлайн-продавца, а сравниваем цены по всем авиакомпаниям и продавцам, и соответственно у нас можно найти то предложение, которое нравится. Так вот, ежедневно у нас совершается 60 тыс. поисков авиабилетов. В целом, на TripMyDream в месяц заходит 1,2 миллиона уникальных путешественников. Это много или мало?

- Это достаточно немало.

- Вот. Если отслеживать тренды по направлениям, то всегда в ТОП-5 были Вена, Стамбул, Тбилиси, Рим и Барселона. Это с вылетом из Киева. Очень многое зависит от сезонности и от того, запустил ли Wizz Air, Ryanair, МАУ какие-то новые рейсы либо сделал лоукост-тарифы. Люди готовы летать. Мы даже сделали сейчас продукт, который за 80-100 евро позволяет облететь за неделю пять городов. Это туда-обратно с вылетом из столицы.

- Есть очень много поисковых сайтов, где можно совершить поиск и покупку авиабилетов. За счет чего вам удается держаться на плаву и не потеряться среди конкурентов?

- Первое, чем мы отличаемся от всех, где люди просто ищут авиабилеты, – это то, что у нас вы можете найти и сравнить цены всех авиакомпаний и основных онлайн-продавцов. Это важно. Потому что, если вы заходите просто на онлайн-продавца или авиакомпанию, то у вас есть предложение цен только от них. А у нас вы можете сравнить предложения и найти самую выгодную цену. Второе – мы добавили лоукост-авиакомпании – например, Ryanair, Wizz Air и другие lowcost-авиакомпании, на которых мы не зарабатываем. Мы это сделали для лояльности нашего потребителя. Третье – это Travel Mеdia. Ни у кого нет тревел-медиа, ни у кого нет команды, которая заботится о своих пользователях, делая ежедневный полезный контент и рассказывая новости. При чем это не просто новости, а мы к ним добавляем полезные советы, чтобы люди это грамотно использовали. Четвертое – это наш "саппорт". Ни у кого из поисковиков нет такой поддержки, как у нас. Нам можно написать вопрос – например: я в аэропорту, у меня такая беда, что делать – и мы подскажем. И последнее – все остальные поисковики только ищут, а мы дарим эмоции. У нас огромное комьюнити, YouTube-канал, огромное количество контента, который будет полезен, даже если человек не путешествует в течении полугода. Он все равно остается с нами – либо в Telegram-канале, либо в Instagram, либо смотрит видео.

- Когда Украина заключила безвизовый режим со странами Евросоюза, вам помогло это привлечь людей, которые стали больше искать авиабилеты через ваш сервис?

- Я думаю, что безвиз, в первую очередь, помог тем, кто оформлял визы до этого и долго ждал решений. Именно эти люди начали больше путешествовать, потому что безвиз, по сути, не добавил людям денег. Что помогло тем, кто не путешествовал раньше – это приход Ryanair и введение лоукост-тарифов МАУ, а также расширение сети лоукост-перевозчика Wizz Air. Когда цены появились по 10-15 евро, тогда это смог позволить себе каждый. Но не стоит забывать, что это цены только на авиабилеты. А люди, покупая, не всегда понимают, что на месте, в том или ином городе, они потратят в 5-10-50 раз больше. 

Андрей Буренок: Все поисковики только ищут, а мы дарим эмоции
Андрей Буренок: Все поисковики только ищут, а мы дарим эмоции / Фото: Алексей Филипов

О развитии TripMyDream

- Ваш бизнес сейчас окупается?

- Мы работаем в плюс с лета 2017 года, всю прибыль всегда реинвестируем в рост бизнеса. Вообще ничего не выводим. Сейчас окупаемость местами ближе к нулю, потому что рыночная ситуация такая, что нам нужно сделать прорыв. Когда мы оказались в очередном сложном положении, я решил, что мы возьмем Х новых сотрудников и будем пытаться расти, оптимизируя процессы. У нас Римма добавилась (редактор), Макс (SEO-специалист), Таня (SMM), Олег (PPC-специалист), мы также активно ищем продакт-менеджера, дата-аналитиков и программистов.

У TripMyDream сейчас слегка кризисный период. И если многие компании в такие периоды начинают сокращать людей, экономить на всем, то я предпочитаю собраться с силами, собрать вокруг себя команду, объяснить ей, что нужно усилиться, и этими силами выйти в новый плюс.

- Как вы планируете развивать свой сервис?

- Последние несколько месяцев вся команда держит фокус на украинском рынке. По сравнению с прошлым годом в Украине мы сделали revenue х2, то есть выросли в два раза в деньгах. Теперь хочу сделать х4, чтобы, в том числе, возможно: а) привлечь инвестиции, стать большой компанией и развиваться дальше; б) слиться с кем-то из существующих игроков е-commerсe, например Rozetka, Prom и т.д.; в) быть более привлекательным бизнесом для игроков в нише travel, таких как Booking Holdings, Expedia Group, Ctrip и других.

У TripMyDream хорошая лояльная аудитория, у нас бизнес, который сам себя окупает, без инвестиций. Если добавить в это уравнение инвестиции или ресурсы крупного игрока, можно сделать большой скачок. Бизнес-модель окупается, и с такой моделью нужно думать, как выходить на другие рынки.

Мы также активно работаем над продуктом. Хотим сделать его таким, который нужен будет не только украинским пользователям, но и станет востребованным на мировом рынке. За этим продуктом кроется много технологических челленджей. Поэтому мне в первую очередь нужна команда с сильной экспертизой и мотивацией сделать что-то очень сложное, чего еще никто не делал, а во вторую уже – финансовые средства.

О подписчиках и программе "Экспаты"

- У вас большая аудитория в соцсетях. Как ее завоевать? Что вы делаете для того, чтобы она была вовлеченной?

- Здесь нужно сказать честно. Аудитория Facebook для меня сейчас не сильно понятна, потому что я в этой соцсети не присутствую очень давно со своим персональным аккаунтом. Аудитория очень сильно поменялась с 2014 года, когда в Украине закрыли Одноклассники, ВКонтакте, и туда пришла определенная аудитория. А с другой стороны пришла аудитория, для которой важна только политика.

Если ты кому-то не нравишься – не нужно менять себя, просто не нравься

Фейсбук TripMyDream я вел лично до 100 тыс. подписчиков, сам его развивал, и делал все как для себя – думал, что мне будет полезно, зачем это мне. Второе – если не говорить только о Facebook, а это Telegram, YouTube – нужно просто быть собой. Если ты кому-то не нравишься – не нужно менять себя, просто не нравься. Ты должен оставаться самим собой. Вот так и бизнес TripMyDream, который коммуницирует во многих соцсетях, он просто является собой. Да, он трансформируется, меняется, но есть определенный тон сообщений, есть определенная информация и ценности, которые мы ретранслируем в общество путешественников. Мы делаем это как для себя, и делаем это по-настоящему.

- А были ли у вас рекорды по подпискам? Например, за неделю на ваш YouTube-канал подписалось больше тысячи подписчиков?

- Было. Если говорить о YouTube, это был выпуск "Экспаты. Бангкок". Каждый день подписывалось около 1000-1200 человек. Каждый день был стремительный рост.

- За счет чего?

- Контент. YouTube вообще интересная штука. Во-первых, по большей части, аудитория YouTube – это еще дети и подростки. Надо честно себе в этом признаться. Поэтому, если ты хочешь быть массовым продуктом с миллионами подписчиков и просмотров, тебе нужно делать продукт для детей и подростков. Это не про нас. Наша ключевая аудитория в YouTube – это взрослая аудитория (25-45 лет). Я все видео делаю для себя и для таких, как я – то, что мне нравится. У меня такой принцип – если мне не нравится, мне сложно кого-то в этом убедить.

Андрей Буренок: Я все видео делаю для себя и для таких, как я
Андрей Буренок: Я все видео делаю для себя и для таких, как я / Фото: Алексей Филипов

Большая часть моих видео – это success stories, истории людей, городов. Это не сухие факты с Википедии, а намного глубже – через эмоции, переживания, вайбы. Я вообще считаю, что после наших видео можно реально ощутить запах города, прочувствовать, как по тебе бегут мурашки от того, что происходит. Мне именно это и нравится. К слову, было у меня пару видео, где герои рассказывали как плохо в стране, как все дорого, вообщем жаловались на жизнь. И эти видео гораздо быстрее поднимались в YouTube. А знаете почему? Потому что людям хочется видеть как кому-то плохо, чтобы кто-то страдал. Люди хотят оправдания тому, что они не сделали.

Поэтому нужно делать все, что хочешь. И не важно какие будут последствия потом, только никому не вреди.

- Тяжело ли найти героев для выпусков "Экспаты", ведь не каждый готов рассказать свою историю на камеру?

- У нас два сезона. Первый сезон мы снимали в Европе. У нас был человек, который искал людей и путешествовал. Мы набили шишки, получили много опыта. Я не всем доволен. Сейчас мы ищем сами людей. У меня есть помощник Андрей, и в его ответственности лежит поиск всех героев, кастинги и т.д. Конечно, сложно находить в некоторых городах героев для программы. Мы не ищем исключительно украинцев, мы ищем русскоговорящих. Для меня, на самом деле, не важна национальность, для меня важен человек, которые может о чем-то интересном рассказать, хорошо знать город и показать в нем интересные места, а также не бояться камеры. И вот эти все четыре составляющие очень редко сходятся. Бывают конечно герои и не очень. Но есть магия монтажа.

О времени на себя и команде

- У человека, который ведет свой собственный бизнес, есть выходные и время на сон?

- Честно скажу, со сном сложно. У меня нет понятия собственный бизнес, семья, отдых. У меня абсолютно все перемешано. Мне кажется, что у моей команды должно быть точно так же – вот в чем проблема. Я хочу им донести, что это и их бизнес в том числе. А они все-таки ограничиваются. Люди мыслят так: рабочее время закончилось – ушел, а не сделал задание – и тогда ушел. И это нормально. Но мне сложно как собственнику, который живет этим всем, иногда это понять и принять. Поэтому порой во мне возникают внутренние конфликты либо непонимания с командой, но я над этим, в том числе, работаю.

Когда ты собственник, тебе кажется, что все должны так, как ты. А они ничего не должны

Люди зачастую боятся брать на себя ответственность, легче, когда за тебя решают. Просто за мной дальше никого нет, никто за меня не примет решения. Я бы хотел, чтобы люди в моей команде развивались до того уровня, когда они осознают, что это их вопросы и что это они должны принимать решения. У меня в команде сейчас 16 человек. И когда из этих 16 человек пятеро будут условно такими как ты, они будут полностью понимать свою зону ответственности. И тогда, что бы не случилось, они ее будут защищать и оберегать. Тогда эти пятеро вокруг себя смогут построить команды по 5-15 человек. И тогда я смогу отпустить.

Андрей Буренок – блиц-опрос:

- Сколько вы путешествуете?

- За 2018 год я посетил 22 страны, совершил 97 перелетов. Сейчас я вернулся неделю назад с Мальдив (интервью записывали в начале апреля – ред.), через два дня я улетаю в Австрию, возвращаюсь, и на следующий день мы улетаем снимать "Экспаты" в Китай. Потом я возвращаюсь, четыре дня в Киеве, улетаю на Бали. Прилетаю, шесть дней в Киеве, и улетаю в Южную Корею. Потом две неделе в Киеве – и в Америку. То есть я всё время путешествую. Это очень много. Я бы не сказал, что это сильно в удовольствие, в самолетах все-таки устаешь – сухой воздух, постоянно сидишь, джетлаги – прямо тяжело.

Андрей Буренок: За 2018 год я посетил 22 страны, совершил 97 перелетов
Андрей Буренок: За 2018 год я посетил 22 страны, совершил 97 перелетов / Фото: Алексей Филипов

- А куда бы вы посоветовали, в первую очередь, отправиться людям, которые только начинают познавать мир?

- Пускай едут туда, куда позволяет бюджет – везде можно найти эмоцию, абсолютно везде. В Одессу можно поехать или в Полтаву, в Чернигов.

- Какие страны точно стоит посетить? И куда бы вы вернулись еще раз?

- Я не буду советовать какие-то направления, потому что у каждого свой вкус. Это как советовать блондинку, брюнетку либо шатенку. Скажу так: после Индии меня очень сложно удивить. Поэтому летом я лечу в Бразилию, Аргентину, Перу. Возможно, какой-то адреналин получу там.

- А Индия вас чем покорила?

- Я бы вам рекомендовал больше мое видео посмотреть, потому что словами Индию сложно описать. Это страна контрастов, которая как фрукт дуриан. Знаете такой?

- Который пахнет не очень...

- Он не то, что пахнет не очень, он прямо смердит! Когда ты его открываешь, то запах еще больше усиливается. Но ты его ешь. И он живой, и в нем смешаны разные вкусы, и абсолютно каждый сорт имеет разный микс. Есть микс ананаса, крема, ванили, шоколада, авокадо и многих других фруктов и всего остального. Мне он очень нравится. Так вот Индия – такая же, очень вонючая снаружи. И такой она кажется, когда туда приезжаешь. Но через несколько дней ты начинаешь не замечать этого всего, а видишь все богатство страны и этого мира внутри.

Свое дело: советы Андрея Буренок

- К чему готовиться, если хочешь заниматься своим делом?

- Нужно быть гибким – это первое. Доверять больше жизни и себе, делать то, что тебе нравится, и не обращать внимания на осуждение публики. Все, что ты делаешь – делай для себя. Это важные жизненные вещи. А второе – это лучше делать бизнес с партнерами, и лучше будет, если ты проинвестируешь свои деньги, поверьте. На собственном опыте доказано. Когда ты тратишь свои деньги, тратишь много, ты абсолютно по-другому начинаешь вкалывать. У тебя появляется другая ответственность. Когда ты не вложил свои деньги, тебе терять нечего. Когда ты вложил свои деньги, это совсем по-другому.

- Как себя мотивировать?

- Лично мне себя мотивировать не надо. Даже иногда приходится сдерживаться, потому что во мне столько идей и желания, что мне нужно учиться, на чем подержать фокус, потому что все время хочется очень много всего сделать. У меня с мотивацией проблем нет никогда.

- И последний вопрос: как начать путешествовать, ведь многие люди до сих пор не были за пределами нашей страны, находя для этого множество отговорок?

- Встать и купить билеты. Мы всегда говорим: инвестируйте свои деньги в эмоции и путешествия, а все остальное сделает за вас TripMyDream.

Читайте также эксклюзивное интервью с основательницей самой известной украинской барахолки "Кураж Базар" Аленой Гудковой.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять