Главная Сегодня

Что делать, если ваш ребенок оказался левшой: правила воспитания и обучения

Мозг левшей работает совсем не так, как у обычных деток. Врачи рассказали все о развитии особенных детей

Казалось бы, мозговая деятельность у левшей такая же, как у правшей, только в зеркальном отражении. Но, оказывается, это совсем не так! А как? Значит ли это, что развивать левшат нужно по особенным правилам? Ответы на эти вопросы нам дала Инна Засоба, нейропсихолог, соучредитель Ассоциации интегративной кинезиологии, управляющий партнер компании KaZa, основатель школы "Дизайн мышления для детей".

Мозг левшат: отличия в его "устройстве"

Итак, у правшей полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии. Так, информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается и форматируется, а затем уже в левое, где конкретизируется и идентифицируется. В следующий раз, когда появляется схожий месседж, мозг быстро его узнает и знает, как им распорядиться. Внутри самих полушарий у правши зоны, отвечающие за те или иные психические функции, четко локализованы.

У маленького же левши оба полушария работают практически автономно друг от друга. Потому он, к примеру, часто не слышит обращенной к нему речи; спроси его "что я от тебя хочу, когда попросила о том-то", и объяснить он толком не сможет, поскольку не понимает до конца смысла сказанного. Зачастую левшонок делает неверные выводы из прочитанного рассказа или трактует неадекватно жизненную ситуацию, как и реагирует на нее.

Таким образом, главная задача родителей при воспитании левши — терпеливо и ежедневно не только налаживать "дружбу" между полушариями, но и учить ребенка реакциям, которые у правши автоматизированы от самого рождения. Ведь еще одна особенность мозговой деятельности левши — размытость локализаций функций внутри самих полушарий! С учетом того, что у левши доминирует правое, образное полушарие, то без должного воспитания он может вырасти не только креативным человеком с богатым воображением (что хорошо), но и тревожной натурой, поскольку надумывать, фантазировать и страшиться по поводу и без — еще одна его особенность.

Как их учить главным навыкам

  • Речь: правило "1000 и 1 раз" и "балда"

Одна из особенностей левши — незнание некоторых слов или их смысла и торопливость: эмоции бегут впереди речи, из-за чего дети нагромождают слова так, что подчас сложно разобрать, что они хотят сказать. Потому расширяйте кругозор левшонка и объясняйте значение слов 1000 и 1 раз, поскольку нередко он воспринимает сказанное в сотый раз как только что услышанное.
Если ребенок умеет читать и пропускает в словах буквы, играйте с ним в "Балду": загадывайте слово, указывая, из какой оно области (скажем, фрукт), и обозначайте его первую и последнюю буквы, а остальные заменяйте черточками. Например, слово "апельсин": "а—н". Пусть отгадывает.

  • Чтение: буквы на ноге и театр одного актера

Левшата мыслят образно, и узнавать в тексте буквы мгновенно им непросто. Чтобы в сознании левшонка был четко сложившийся образ букв или слов, рисуйте их во время прогулки на песке, изображайте человечков, похожих на них; лепите из глины; "рисуйте" в воздухе, а ребенок по движению ваших рук пусть отгадывает, что вы "написали". Буквы или слова, которые даются ребенку с особенным трудом, можно запоминать при помощи рисунков. Например, корова с огромными глазами в виде букв "о", а пальто может иметь фасон в форме "а".

Левшонок чувственный, потому легче запомнит буквы, если вы станете рисовать их на его теле.
Также левша воспринимает мир через эмоции, потому сызмальства читайте ему книги с соответствующими эмоциями, интонациями и мимикой. Когда же левшонок будет в состоянии читать сам, пусть ведет пальцем по словам, которые вы сейчас читаете ему с выражением. Это научит его не терять нить рассказа: левшата часто рассеянны.

  • Логика: игры в сыщика и тайм-менеджера

Конек левшонка — сочинительство. Задействуя этот талант, можно научить его выстраивать адекватные связи "причина — следствие", с чем у него проблемы. Итак, объясните ребенку, что у всего, что происходит, есть причина, а потому всегда существует ответ на вопрос "Почему так бывает?". Приведите пример: лед появляется, когда очень холодно и замерзает вода. А потом попросите ребенка самостоятельно отыскать причину тех или иных явлений, поправляя его фантазии, когда они будут далеки от истины. При этом важно показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события, ведь жизнь все же вариативна. Скажем, тот же лед появляется не только по указанной выше причине, но и в морозильной камере, если туда поставить емкость с водой. Или предложите левшонку придумывать различные новые развязки в известных ему сказках.

Также играйте в тайм-менеджера — ребенок должен выстроить действия и события по порядку. Можно использовать для этого картинки. Скажем, "я ложусь спать", "обедаю", "иду в детсад/школу", "чищу зубы" и т. д. Или: через год, послезавтра, три дня назад, сегодня и т. д.

  • Внимательность: "хлопки" и "стихии"

Итак, ребенок передвигается по комнате. На один ваш хлопок он должен присесть на корточки (произнести "звезда"), на два — сделать "ласточку" (произнести "гроздь"), на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками (произнести "крендель") и т. д.

Попробуйте игру "Четыре стихии": если прозвучит слово "земля", ребенок должен опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, "трава"; изобразить змею). На слово "вода"— вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать "водопад" и т. п.). На слово "воздух" — поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать "солнце"). На слово "огонь" — начать вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер, дровосека и т. п.).

  • Самоконтроль: анализ ошибок мамы

Контроль эмоций у левшонка созревает медленнее. Обучать его навыкам саморегуляции можно посредством такой игры. Ребенок должен придумать и спланировать какое-либо "дело" для себя или мамы. К примеру, пересадить цветы (маме) или убраться в своей комнате (себе). При этом сначала он должен объяснить последовательность и цель действий так, чтобы всем было понятно, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь