ЗРИТЕЛИ: 55 000 — 60 000
БЮДЖЕТ: 200 млн евро
СРОКИ: начало — май 2007, окончание — неизвестно
Вчера мы были на ипподроме. Ни разу не реконструировавшаяся постройка 60-х годов, в ней — магазинчики, с внутренней стороны — небольшой торговый ряд. И на поле — кони...
— Мнение по поводу строительства отрицательное, — говорит Ольга, продавец в торговом ряду, живущая неподалеку. — Потому что тогда здесь будет много народа, чего мы не хотим. Это мнение всех, кто живет вокруг. Да и жаль лошадей, куда их денут? Они ведь привыкли здесь... Если примут такое решение, будем подписи собирать против него.
Продавец автомагазина, находящегося в здании ипподрома, узнал о заявлении мэра три дня назад. На вопрос, что их ждет, если здание снесут, ответил:
— Нам придется искать что-то новое. Нас уже предупреждали раньше, что долго мы здесь работать не будем. Предоставят ли что-то взамен? Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Что поделаешь — рыночная экономика... Вообще-то я за новый стадион. Но... Мы-то переживем, а куда лошадок денут? Ведь этот ипподром — гордость Украины! Кроме того, здесь когда-то проводились классные зимние гонки на машинах. Не знаю, почему их нет сейчас. У меня есть знакомые гонщики, которые говорят, что это был прекрасный зимний трек. Так почему бы футбол развивать не вместо конного и автоспорта, а вместе с ними?!
У инженера, представившегося Николаем, аргументы другие:
— Надо провести гидрогеологические изыскания, прежде чем принимать решение, потому что в этом районе высокий уровень грунтовых вод. Как только проходит дождь, беговая дорожка и поле ипподрома покрываются лужами. Да они и в сухую погоду мокрые. Посмотрите, как строят метро в эту сторону — одни плавуны... Сметная стоимость строительства стадиона здесь, на мой взгляд, будет в полтора раза дороже, чем в любом другом месте Киева. Кроме того, перед фасадом ипподрома проходят инженерные коммуникации, целый пучок. Как они поведут себя при строительстве — это вопрос. Наконец, рядом находятся жилые дома... Думаю, для строительства стадиона надо за основу брать спорткомплекс, построенный через дорогу от ипподрома, и строить стадион вглубь за ним. Или в сторону выставки.
ЗРИТЕЛИ: 74 000—77 000
БЮДЖЕТ: 105—107 млн евро
СРОКИ: начало — декабрь 2007, окончание — лето-2010
Какой будет главная арена Украины? Об этом нам рассказывает ее директор Валерий Бугай: "На арене появится противодождевое покрытие, нужное количество VIP-лож, парковок, туалетов европейского уровня, кафе и т. д. От нынешнего стадиона, каким мы его знаем, останутся только железобетонные конструкции, все остальное будет меняться. Другими будут поле и его дренажная система, легкоатлетические дорожки. Стадион станет более удобным для зрителей".
ПРОБЛЕМА №1. Совместим ли проект стадиона со строящимся перед "Олимпийским" торгово-развлекательным комплексом? "Радости от этой стройки мало, — сказал директор арены. — Но стройка есть, и нам надо думать, как совместить. Если есть хоть один шанс из ста это сделать, то надо делать. Потому что сносить строящийся комплекс, похоже, не будут: есть решения судов, которые утверждают, что "Юджин" строит на законном основании. Нам, как нормальным гражданам, следует подчиниться суду и делать общий проект с тем, чтобы эвакуация зрителей была безопасной.
Должен сказать, что сегодня уже нет конфронтации с "Юджином". Ведутся переговоры с их специалистами о пробивке дополнительных выходов на улицу Димитрова и расширении выходов на улицу Ш. Руставели, а также о расширении эспланады с тем, чтобы появился еще один выход между гостиницей "Спорт" и комплексом "Юджина". Необходимо выйти на то число зрителей, которое будет находиться на трибунах".
ЗРИТЕЛИ: 50 000
БЮДЖЕТ: 250 млн евро
СРОКИ: май 2008
Проект строительства нового стадиона "Шахтер" задумывался задолго до того, как Украина получила право провести финальный турнир Евро-2012. Поэтому, даже держа в уме континентальное первенство, клуб рассматривает альтернативные варианты ежедневного использования арены. "Здесь будут работать музей, тематическое кафе, фан-клуб, — перечисляет Ковалевский. — Плюс на стадионе построят рестораны и наверняка один из них будет работать ежедневно. Мы уже сейчас заключаем соглашения с компанией, которая поможет составить бизнес-план эксплуатации арены: работа ресторанов, проведение концертов, выставок, зрелищных спортивных мероприятий, скажем, боксерских поединков и т. д."
Для крупномасштабного строительства привычно отставание от графика. Так уж приучены все: ни один ремонт, не говоря уже о стройке, не заканчивается точно в срок. Подобная проблема на "Шахтере" выглядит несерьезно — строители отстают на 7—9 дней и каждую неделю сокращают отставание. "Сейчас ведутся работы по возведению монолитного каркаса здания, — говорит гендиректор. — Северная часть практически закончена. Теперь вся техника и люди "переброшены" на южное направление. Скоро закончим бетонные работы, в июне начинаем монтировать крышу, и этот процесс займет почти год. В июле начнутся работы над фасадом, который будет делаться 253 дня".
Особое внимание — технике безопасности. "Стройка — не цирк. Не знаю, какие могут быть забавные случаи, — улыбается Владимир Ковалевский. — Разве что если будет нарушена техника безопасности, и то, веселого или курьезного здесь мало. Был случай, когда на бок упал самосвал, но это не курьез, а из ряда вон выходящий случай. Все живы-здоровы, стекло выбито, кабина помята".
Предупреждающие плакаты на русском и турецком повсюду: "Не стой под стрелой", "Следи за креплением", и прочее... Для собственного устрашения и мобилизации юморные южане повесили на веревке чучело, одетое в строительный камуфляж. "Несчастных случаев не было, только травматические, — говорит Ковалевский. — Порез пальца или попадание искры в глаз… Хотя сложно понять, как это у них происходит, потому что у всех, кто находится на площадке, есть очки, каски, спецодежда, ботинки, рукавицы".
Есть стенд, на котором ведется статистика: "352 дня без ущерба окружающей среде" и т.д. На самом верху северной стороны трибун уже идет монтирование ниши — там будет большое цветное табло. Строительство ведется круглосуточно без выходных.
ЗРИТЕЛИ: не определено (от 30 000 до 40 000)
БЮДЖЕТ: не определено (возможно, 60 млн евро)
СРОКИ: не определены
"Стадион ЧМП, на котором играет "Черноморец", — коммунальная собственность, у клуба он в аренде. В ближайшее время соберемся с городскими властями и выработаем схему. Сейчас вырисовывается следующее. Мы делаем реконструкцию ЧМП, а "Черноморец" пока будет играть на стадионе "Спартак". Он тоже в коммунальной собственности. Но сейчас он в пагубном состоянии. Клуб готов вложить средства в его ремонт, чтобы "Спартак" соответствовал требованиям матчей чемпионата Украины.
Мы очень хотим перевести Одессу из разряда запасных городов Евро-2012 и стопроцентно получить какой-то из матчей. В этом плане у нас взаимопонимание с руководством города. Ни у кого нет сомнений, что нужно вкладываться, чтобы оставить что-то городу после Евро. Дети и внуки спасибо скажут. В Одессе нынче строительный бум, но стадион не строит никто. Потому что это невыгодно — на футболе в Украине сегодня, к сожалению, не зарабатывают. Нужно использовать такую возможность — и найти инвесторов, "построиться" под Евро".
ЗРИТЕЛИ: 32 000 — 40 000
БЮДЖЕТ: 60 млн евро
СРОКИ: не определены
На месте, где построят стадион сейчас горы мусора и растет несколько смерек. Интересно, когда же здесь закипит работа? Этот вопрос мы адресовали председателю Федерации футбола Львовской области Ярославу Грисьо. "Немецкая фирма "Хохтиф" прислала нам проект новой арены, — говорит Грысьо. — Согласно их планам, стадион рассчитан на 32 000 зрителей. Сейчас ведутся переговоры, дабы увеличить число мест на трибунах до 40 тысяч. Если инвесторы и городские власти согласятся вложить деньги в больший стадион, то мы сможем претендовать на проведение четвертьфинала Евро-2012".
По словам Грисьо, через месяц будет известна точная смета, фирма-застройщик и время начала строительства. Ранее львовские власти говорили, что новая арена обойдется в 60 млн евро. Причем 75% от этой суммы возьмет на себя инвестор, а 25% — власти города. Львовяне еще не определились с названием нового стадиона. Ярослав Грисьо признался, що пока есть лишь один вариант — "Лемберг" (немецкое название Львова).
ЗРИТЕЛИ: 40 000
БЮДЖЕТ: не определено (начальный этап — 7,5 млн евро)
СРОКИ: начало — осень-2006, окончание — неизвестно
Для первого этапа реконструкции стадиона понадобится около 52 миллионов гривен — это будут поступления из государственного и местных бюджетов, а также частные инвестиции. Как сообщил "Сегодня" первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко, желание помочь в реконструкции стадиона изъявил президент "Металлиста" Александр Ярославский.
"Да, мы ожидаем, что будут и частные инвестиции, но кто именно согласится вкладывать деньги, пока точно неизвестно, вопрос в стадии обсуждения, — сказал Сергей Стороженко. — Слухи о том, что название стадиона может измениться, даже не хочу комментировать — это невозможно, "Металлист" останется "Металлистом". Харьков отличается от некоторых других городов, которые претендуют на проведение матчей Евро-2012, тем, что у других пока все проекты только на бумаге, а у нас есть уже реальный стадион, который надо только привести в соответствие с европейскими требованиями".
ЗРИТЕЛИ: 31 003
БЮДЖЕТ: 65 млн евро
СРОКИ: начало — апрель 2005, окончание — август 2007
Каркас стадиона уже готов, проводятся работы в подтрибунных помещениях, в vip-зоне. Фишкой арены станут два огромных экрана, по 60 квадратных метров каждый, которые обычно устанавливаются на 50-60-тысячниках, а тут будут на 31-тысячном стадионе. Кроме того, у входа на стадион болельщиков будет встречать памятник легендарному для Днепропетровска тренеру Евгению Кучеревскому, который планируют вскоре установить.
Первоначально смета стадиона составляла 25 млн евро, затем увеличилась до 40 млн, сейчас уже говорят о 65 млн. Не в последнюю очередь это связано с тем, что стадион находится практически в центре Днепропетровска. И для того, чтобы освободить место для стоянок и другой прилегающей к арене инфраструктуры, обитающих сейчас на этой территории нужно переселить. Больница уже "согласилась" переехать. Сейчас уговаривают перебраться на другое место воинскую часть, точнее, министерство обороны.
"Но даже если этот вопрос не решится, стадион все равно будет отвечать всем нормам УЕФА, — говорит председатель Днепропетровской федерации футбола Андрей Павелко. — Там предусмотрены все пути эвакуации, огромная автостоянка. Да, действительно, мы бы хотели еще расширить несколько дорог. И на одной из них сейчас находится воинская часть. Есть еще желание провести к арене широкий проспект, на котором сейчас расположен жилищный сектор. Людям будет предложено переехать на выгодных для них условиях. Но даже если они не согласятся, то в этих домах есть арки, и болельщики смогут проходить через них. Вообще, у этого стадиона очень удобное расположение, хорошая транспортная развязка. Эта арена намного удобней, чем ныне существующий стадион "Метеор". Почему остановились на вместимости в 31 тысячу? Матчи Евро, сборной Украины спокойно собирали бы и 60 тысяч. Но тогда в чемпионате и Кубке Украины "Днепру" пришлось бы играть при пустых трибунах".
К слову, новая арена должна принести своему хозяину удачу. Ведь ранее на месте "Днепра" был стадион "Металлург", построенный в виде... подковы. А играли на нем такие прославленные личности, как Яшин, Маслаченко.