Валерий Моисеев

специальный корреспондент Сегодня.ua

Грязные интриги, или Почему отчет правительства – ненужная формальность

мнения

4 Февраля 2016, 08:48

 

 

В середине декабря прошлого года завершился первый год работы нынешнего правительства. Согласно закону, глава Кабмина должен был выступить с отчетом перед Верховной Радой.

Премьер-министр Арсений Яценюк действительно пришел в сессионный зал Рады, но не для отчета, а просто для выступления перед депутатами. В тот момент это устроило все политические силы, т. к. отчет правительства предполагает анализ его работы и возможное принятие по результатам кадровых решений. В декабре же было нужно принимать бюджет-2016, а не заниматься вопросом правительства. Хотя уже тогда было много разговоров о том, что надо менять Кабмин целиком или отдельных министров.

Подготовка к отчету

Полноценный отчет правительства перед парламентом ожидается 16 февраля. За две недели до этой даты Кабмин опубликовал его текст, который был также разослан всем депутатам по электронной почте. Но вряд ли его станут внимательно читать. И не потому, что отчет с приложениями занимает около 300 страниц – депутатам просто незачем тратить на это чтение свое время.

Одни нардепы давно знают, как будут голосовать за решения, связанные с оценкой работы правительства, независимо от его отчета. Другим о "правильном" голосовании скажут их руководители фракций.

Судьба правительства и отдельных его членов определяется в результате интриг и кулуарных торгов политических кланов

При обсуждении в зале будет сказано много решительных слов и продемонстрировано немало эмоций. Но судьба правительства и отдельных его членов определяется в результате интриг и кулуарных торгов политических кланов. Такова общая практика в недикторских государствах. К сожалению, в Украине этот процесс сильно загрязняется коррупцией и преобладанием личных мотивов при принятии решений.

Прошло почти два года с победы Революции достоинства, когда люди, находящиеся сейчас у власти, обещали выстроить эффективную прозрачную систему управления государством. О том, что получилось на самом деле, мы все хорошо знаем.

Грязные кулуарные потоки отчасти вырвались наружу, когда в среду, 3 февраля, министр экономразвития Айварас Абромавичус заявил о своей отставке.

"Мы научились справляться с сопротивлением старой системы, но оказалось, что некоторые из новых "доброжелателей" хуже старых. У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции, или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль за государственными деньгами. Я не хочу ездить в Давос, встречаться с иностранными инвесторами и партнерами и рассказывать им о наших успехах, тогда как за моей спиной решаются какие-то вопросы в интересах отдельных людей", – сказал министр.

Он назвал этих людей, и НАБУ заявило, что начинает свое расследование по публично прозвучавшему сообщению о коррупции.

Послы девяти крупнейших западных стран оперативно сделали общее заявление, высказав поддержку министру экономразвития и призвав представителей украинской власти отвергнуть "свои мелочные разногласия, навсегда оставить в прошлом корыстные интересы, которые тормозили развитие страны на протяжении десятилетий и активизировать проведение необходимых реформ".

Такую четкую и жесткую позицию западных партнеров не мог не принять во внимание президент Петр Порошенко, который очень внимательно (назовем это так) относится к вопросам международной политики.

"Встретился и поговорил с Айварасом Абромавичусом… Он подтвердил, что на протяжении всего времени работы в правительстве имел полную мою поддержку его реформаторских инициатив, как непосредственно, так и через Нацсовет реформ. С моей стороны такое содействие гарантировано и в дальнейшем. Считаю, что Айварас должен оставаться министром и продолжать реформы. Он пошел думать", – написал Порошенко на своей странице в Facebook в среду вечером.

Премьер-министр, в тот же день, выступая на заедании Кабмина, сказал, что он уважает позицию министров, которые "под политическим давлением вынуждены были написать заявления. Но мы прошли слишком много, в этой ситуации отставка – это бегство с поля боя. Моя позиция следующая – мы будем дальше бороться и работать. Если кого-то это не устраивает из депутатов и фракций в парламенте, они имеют конституционное право собрать 150 голосов, поставить резолюцию недоверия, найти большинство и взять на себя ответственность". Кроме того, премьер заявил, что против правительства давно ведут компанию дискредитации, чтобы "переделить потоки".

О чем намерен отчитываться Кабмин

Нет сомнений, что в правительстве понимают формальность процедуры этого его отчета перед депутатами. Поэтому подготовленный документ производит впечатление типичного продукта бюрократической системы, который выпускается под девизом "Вам было надо? Ну так получите и отстаньте от нас".

Отчет внешне внушителен, но если вчитаться, то становится понятно, что значительная часть слов и цифр в нем являются не рудой, а пустой породой. И дело не только в многословии авторов отчета. Правительство порой приписывает себе заслуги, к которым оно не причастно или причастно частично, из исследований и отчетов выдергивается только положительная информация, а отрицательная умалчивается.

Подготовленный Кабмином документ производит впечатление типичного продукта бюрократической системы, который выпускается под девизом "Вам было надо? Ну так получите и отстаньте от нас"

Например, авторы отчета отмечают, что, по данным НБУ, в третьем и четвертом кварталах 2015 г. индекс деловых ожиданий предприятий превысил 100%, чего не наблюдалось со второго квартала 2014 г. В четвертом квартале этот показатель достиг 104% – максимума за последние полтора года. Но в том же отчете НБУ говорится, что ожидают рост объемов производства предприятия, осуществляющие только экспортные операции. И отмечается этот оптимизм только в пяти регионах: Тернопольской, Хмельницкой, Львовской, Киевской областях и г. Киеве. Наиболее же пессимистические ожидания у предприятий транспорта и связи и у всех малых предприятий.

И вообще представители малого бизнеса, судя по этому отчету, – главные пессимисты в стране. Иного и не следовало ожидать, учитывая реальное отношение власти к ним.

На ближайшие 12 месяцев большинство респондентов (63%) прогнозируют, что рост потребительских цен не превысит 25% (напомним, что в бюджет-2016 правительство заложило инфляцию 12%). Обесценивание гривни ожидают 86,6% респондентов – среднее значение – 27,2 грн за долл. И это при том, что опрос проводился с 13 ноября по 3 декабря прошлого года, то есть до нынешнего падения курса гривни. А в бюджете-2016 заложен средний за год курс гривни 24,1.

Правительство относит к своим достижениям то, что 5,5 млн домохозяйств в стране получают ЖКХ-субсидии, но если это и достижение, то сомнительное. Да, количество плановых проверок налоговиков, наверное, сократилось, но общее-то количество проверок, как утверждают представители бизнеса, выросло!

А велика ли заслуга правительства в таком: "Диверсифицирован экспорт и увеличен его товарный ассортимент, который направляется в страны Азии, Европы и Африки. Сохранено лидерство на мировом аграрном рынке зерновых культур, масла подсолнечного, курятины. На отечественном продовольственном рынке увеличилась доля потребления продукции украинского производства"?

"Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в АПК составляет $11,1 млрд." А как может быть иначе в стране, где аграрный экспорт – один из главных в структуре внешней торговли?

В отчете отмечается, что Украина была избрана непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2016-2017 гг., а также страна выполнила все условия ЕС для введения безвизового режима. Хотя заслуги в этом правительства далеко не единственные.

Себе в плюс правительство записало также сохранение спецрежима по НДС для аграриев до 2017 г. и снижение ставки ЕСВ до 22%. Но мы прекрасно помним, какие жаркие дебаты были по этому поводу, и какую позицию изначально имел Минфин.

"В Украине активное развитие получило волонтерское движение. Только в заведениях и учреждениях системы социальной защиты населения работает около 205 тыс. волонтеров, в том числе около 100 тыс. волонтеров из числа молодежи", – говорится в отчете. Неужели и это заслуга Кабмина? Также как и в том, что "ряд аграрных компаний в 2015 г. инвестировал в общей сумме более 5,4 млрд грн в развитие мощностей в Николаевском и Одесском морских торговых портах" или "в Украине в течение 2015 г. демонтировано 139 коммунистических памятников".

Зато в отчете ничего не говорится о том, что все еще плохо координируется работа Минфина, Минэкономразвития и НБУ. Из недавних примеров этого: нет общего понимания механизма создания Экспортно-кредитного агентства, которое было необходимо украинским экспортерам еще вчера; правительство разработало критерии отбора банков для выплаты через них зарплат бюджетникам, пенсий и государственной соцпомощи, которые были подвергнуты критике главой НБУ. А по словам замглавы Администрации президента Дмитрия Шимкива, Кабмин провалил задачу по подготовке стратегии реформирования госслужбы, которая необходима для получения финансирования этой сферы от Евросоюза.

Безусловно, у правительства в минувшем году было много реальных и значительных достижений. Нет сомнений и в том, что в нашей стране коррупцией пронизана не только исполнительная власть, но и все другие. Часто мнения Кабмина и Администрации Президента по кадровым вопросам и в отношении реформ сильно отличаются. Парламент же вообще зачастую живет собственной жизнью. Сопротивление многим реформам "на местах" сильнейшее.

А годовой отчет правительства, на самом-то деле, важный документ. Хотя бы потому, что это ретроспектива, позволяющая критично оценить сделанное. Но при условии соответствующего отношения к нему.

Автор:

Сергей Гусев

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...