Детеныши тираннозавров играли в жестокие игры

Ученые выяснили, что молодые тираннозавры во время драк между собой могли наносить друг другу серьезные повреждения, на заживление которых уходили годы, о чем говорят характерные отверстия на окаменелой челюсти одного из недавно обнаруженных останков детенышей хищного ящера.

Открытие было сделано в ходе анализа скелета молодого тираннозавра, извлеченного в 2001 году в штате Монтана, США.

Ученые выявили отверстия в верхней челюсти динозавра. Повреждение не было смертельным и со временем зажило, оставив, по всей видимости, глубокие шрамы на морде животного.

Размеры отверстий и расстояния между ними позволили ученым заключить, что повреждения на морде Джейн (так называется музейный экспонат, хранящийся в одном из музеев Иллинойса) были оставлены другим молодым тираннозавром.

"Когда мы посмотрели на челюсть и зубы Джейн, стало понятно, что ее прикус практически совпадает с повреждениями на ее морде. Это позволяет нам заключить, что повреждения Джейн получила в схватке с особью того же вида и возраста, что и она. Кроме того, так как рана частично затянулась, мы полагаем, что склока состоялась за несколько лет до смерти тираннозавра", – пояснил Джо Питерсон из Университета Северного Иллинойса.

Это открытие позволяет ученым предположить, что кровавые склоки как между детенышами одного и того же тираннозавра, так и между потомством разных родителей, могли быть обычным делом.

Возраст динозавра, согласно представлениям ученых, составлял примерно 11-12 лет, когда ящер был еще заметно меньше размеров взрослой особи и даже не вступил в период быстрого роста.

Это обстоятельство заставляет ученых предположить, что схватка не была противостоянием двух самцов, отстаивавших право на самку или территорию, а скорее являлась своеобразной игрой – этапом обучения детенышей. Похожее поведение демонстрируют в наши дни детеныши крокодилов.

"Такие же следы зубов и укусов можно обнаружить у современных детенышей крокодилов, которым также свойственны довольно жестокие игры. Теперь, изучая поведение этих далеких родственников динозавров, мы можем судить об особенностях поведения молодых тираннозавров", – добавил Питерсон.