Перья доисторических птиц обладали радужным блеском за счет наноструктуры

Ученые обнаружили окаменевшее перо птицы, имевшее радужный блеск за счет наноструктуры в упаковке белков, образующих волокна пера.

Открытие позволит судить об окраске других ископаемых животных и даже динозавров, многие из которых имели оперение, уверены авторы исследования.

Свидетельства яркого радужного блеска окаменелого пера, пролежавшего в грунте более 40 миллионов лет, обнаружили палеонтологи из Йельского университета. Это первое подобное открытие сохранившейся окаменелой структуры, определявшей радужный блеск пера.

Радужный блеск перьев многих современных птиц, который меняется в зависимости от угла зрения, появляется в том случае, если падающий на перо свет отражается не только от поверхности волокон перьев, но и от белковых микрогранул внутри волокон, содержащих в себе пигмент меланин.

Эти гранулы, организованные в упорядоченную наноструктуру, называемые меланосомами, точнее то, во что они превратились за 40 миллионов лет, ученые и обнаружили, изучая с помощью электронного микроскопа окаменелости, найденные в карьере близ деревни Мессел Шале в Германии. Это место уже известно многими палеонтологическими находками.

"Эти перья имели черный цвет с оттенком зеленого, синего или медного цвета при рассматривании их под определенным углом, так же как и перья современных птиц", – сказал Ричард Прум, один из авторов исследования.

Похожие структуры уже встречались многим группам палеонтологов в течение вот уже 25 лет, однако до последнего времени ученые были уверены, что имеют дело с останками бактерий, которые лакомились останками перьев, пока те каменели, лежа в грунте.

Теперь авторы открытия надеются найти новые образцы наноструктур окаменевших меланосом в других типах перьев.

Эти открытия в будущем позволят судить о том, какой окрас имели другие виды ископаемых животных – птицы и даже их предки, динозавры.