Ученые нашли крупнейшего "двойника Земли" размером с половину Нептуна

Планета всего в 500 световых годах от Земли

Астрономы нашли в созвездии Овена "невозможную" планету BD+20594b, чья плотность – 7,89 грамм на кубический сантиметр — говорит о том, что она является гигантским аналогом Земли, а не подобием Нептуна, как предсказывает теория, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета, – передает РИА Новости.

В последние годы ученые нашли за пределами Солнечной системы десятки и сотни крупных экзопланет, чей диаметр в несколько раз превышает аналогичный параметр для Земли. Их открытие породило массу споров о том, чем они являются – крупными каменистыми планетами, так называемыми "супер-Землями", или же миниатюрными подобиями Нептуна и прочих газовых гигантов.

Проблема, как объясняет Нестор Эспиноза (Nestor Espinoza) из Католического университета Чили в Сантъяго, заключается в том, что точный замер массы подобных планет крайне затруднен.

Телескопы вроде "Кеплера", следящие за падениями в яркости звезды при проходе планеты по ней, не могут делать это в принципе, а спектрографы вроде HARPS, следящие за сдвигами в спектре светила под действием притяжения планеты, дают крайне неточные оценки или требуют непомерно долгих наблюдений.

Тем не менее, какой-то набор данных все же был собран за последние 10 лет, на основе анализа которых планетологи в прошлом году заключили, что все планеты, чей радиус в 1,6 раза превышает половину диаметра Земли, являются мини-Нептунами, а не супер-Землями.

Эспиноза и его коллеги нашли прямое опровержение этой теории, перепроверяя данные, собранные "Кеплером" уже после его "воскрешения", в ходе наблюдений за созвездием Овена весной прошлого года, при помощи спектрографа HARPS.

В этих данных ученые нашли следы существования необычно крупной планеты у солнцеподобной звезды BD+20594, расположенной всего в 500 световых годах от Земли. Этот объект, как показывают расчеты исследователей, обладает диаметром примерно в два раза больше земного, а его масса примерно в 16 раз выше, чем у нашей планеты.

921234071

Подобные показатели означают, что плотность этой планеты, BD+20594b, заметно выше земной и составляет примерно 7,9 грамма на кубический сантиметр, что однозначно исключает возможность того, что она является "мини-Нептуном", каким-то другим видом газового гиганта и планетой-океаном.

Жизнь на поверхности этой гигантской планеты вряд ли существует – у нее, как показывают расчеты Эспинозы и его коллег, полностью отсутствует атмосфера, которая, вероятно, была уничтожена еще во время рождения этой звездной системы 3,3 миллиарда лет назад. Кроме того, сама BD+20594b находится слишком близко к светилу и совершает оборот всего за 423 дня, что исключает возможность существования жидкой воды на ее поверхности.

Что интересно, открытие BD+20594b возвращает интерес к дискуссии о возможности существования так называемых гиперземель – каменистых планет, чья масса в десятки раз выше земной. Ее единственным представителем до сегодняшнего дня была планета-"годзилла" Kepler-10c, которая была относительно недавно "разжалована" в мини-Нептуны после повторного замера массы. Как надеются Эспиноза и его коллеги, параллельное изучение BD+20594b и Kepler-10c поможет ученым понять, почему похожие друг на друга планеты могут выглядеть столь разно, и тем самым улучшить наши шансы на обнаружение полноценного "двойника" Земли.