Харьковчанин Александр Плескач уже больше тридцати лет собирает... игрушечные паровозики. За это время коллекционеру удалось собрать не только мини-копии почти всех существующих в мире железнодорожных составов, но и абсолютно точные копии нескольких железнодрожных станций и развязок. И самое интересное: все модели в коллекции Александра Ивановича — действующие! Некоторые из своих экспонатов коллекционер покупает уже в готовом виде, другие же делает своими руками.
Увлечение железнодорожными модельками у Александра Ивановича началось в 1974 году. Первый минисостав — паровозик и два вагончика — он подарил старшему сыну Игорю, когда тот пошел в первый класс. И понеслось! Вагончик к вагончику... Александр Иванович решил сделать полностью действующую модель железной дороги, которая демонстрировала бы в уменьшенном виде всю железнодорожную систему. Чтобы реализовать идею, экспонаты — мини-копии паровозиков, вагончиков, железнодорожных станций, светофоров — мужчине пришлось собирать по всему Союзу. Что-то привозил из командировок, что-то дарили и даже присылали из других городов знакомые. Коллекция собиралась достаточно медленно — тогда, в советские времена, с качественными игрушками было туго, да и до сих пор выпуск железнодорожных моделей для коллекций налажен только в Германии.
КАК НАСТОЯЩАЯ. Детям (а потом и внукам) очень нравились необычные "игрушки". Возвращаясь из командировок, Александр Иванович всегда привозил новую модель. Сын Игорь с удовольствием помогал отцу в "строительстве". В результате кропотливой работы за восемь лет коллекционеру удалось создать всю структуру железной дороги вместе с надстройками: депо, вокзалы, платформы, дома, грузовые дворы, городской пейзаж, освещение и даже семафоры. "Я скомбинировал две системы и создал одну свою. Это абсолютная копия настоящей железной дороги: здесь все работает, все как в жизни. Семафоры светятся, паровозы дымят, вагончики бегают. Чтобы все это находилось в исправном состоянии, время от времени нужно устраивать железной дороге профилактику: убирать пыль, проверять и чинить контакты. Этим и занимаюсь в выходные", — рассказывает Александр Иванович.
НА ВСЕ РУКИ. Некоторые модели поездов и детали для своей коллекции Александр Иванович делает своими руками — таких попросту не найдешь в продаже. К примеру, самостоятельно ему пришлось сделать несколько светофоров, вагончики с дверцами, которые открываются, как в настоящем поезде — все это собирается из подручных средств. Научился мастерить Александр Иванович не сразу: для этого нужно было хорошо изучить теорию, механизм действия той или иной конструкции. В советские времена в магазинах "Юный техник" что-то покупал, что-то находил на блошиных рынках — так и выкручивался. "Например, одно время был дефицит стрелок. Никак не мог найти, и тогда решил делать их из рельсов. Попробовал — получилось. Теперь я уже могу назвать себя специалистом в этой области", — говорит коллекционер.
БОГАТСТВО. Сегодня в коллекции Александра Ивановича — 110 вагонов, 22 локомотива, дизель-поезд, двухэтажные туристические составы и много других железнодорожных экспонатов. Те модели, которые не помещаются в "депо", стоят на специальных полках вдоль стены, спрятаны в тумбочках, а некоторые разместились в серванте рядышком с чайными сервизами. Одна из любимых моделек железнодорожника — красно-черный паровоз "Феликс Дзержинский". Такие ездили по нашим дорогам сразу после войны — это был самый мощный советский паровоз в то время. Купил коллекционер эту можель в Ленинграде, лет 20 назад. Часть моделек Александр Иванович подарил внукам. "Моделирование очень полезно для развития ребенка, заставляет его работать мозгами, а старший сын и сам сейчас собирает собственную модель железной дороги, которая, думаю, будет не хуже той, что построил я", — говорит коллекционер. Родные, особенно жена, поддерживают Александра Ивановича в его увлечении. Например, получив квартиру, Плескачи на семейном совете решили выделить для коллекции часть спальни. А когда появился первый внук, супруга железнодорожника — безопасности ради — придумала накрыть "сооружение" прозрачной пластмассовой крышкой.
ЖИЛИ ПО РАСПИСАНИЮ
Увлечение железнодорожным моделированием неразрывно связано с работой Александра Плескача. Пятьдесят лет харьковчанин посвятил железной дороге: за эти годы он прошел путь от слесаря до начальника пассажирской службы. Александр Иванович — потомственный железнодорожник. "В детстве мы часто ходили к дяде, путевому обходчику, смотреть, "как бегут поезда". Еще мальчишкой был, но до сих пор помню, что мне, ребенку, было тогда на станции очень интересно. Часов у нас в доме тогда не было, жили, что называется, по расписанию поездов. Например, корову на пастбище гнали, когда херсонский поезд шел. А на обед ее загоняли, когда Одесса шла на Харьков", — вспоминает Александр Иванович. Профессия железнодорожника стала традицией для семьи Плескачей. Всего в железнодорожных службах сейчас работает почти тридцать человек из многочисленной родни коллекционера.
ИГРУШЕЧНЫЕ ВАГОНЧИКИ ПО ЦЕНЕ НАСТОЯЩЕЙ "ВОЛГИ"
Железнодорожное моделирование и в советские времена, и сейчас было и остается удовольствием не из дешевых, рассказывает Александр Иванович. Например, в Советском союзе один паровоз стоил около 35 рублей (треть зарплаты инженера!). А весь комплект железной дороги был вообще непозволительной роскошью: еще бы, ведь он приравнивался к стоимости "Волги"!
Сегодня коллекция Александра Ивановича оценивается примерно в 100 тыс. грн. "Наборчик" из трех вагонов и локомотива обойдется как минимум в тысячу гривен. "Поэтому у нас не так много таких коллекционеров — все больше любители", — объясняет Александр Плескач. То ли дело в Англии: там увлечение железнодорожным моделированием стоит на втором месте после рыбалки. То же самое и в США: популярнее собирательства вагонов — только коллекционирование кукол Барби.
Модель железной дороги Александра Ивановича использовали и в практических целях. Так ЮЖД испытывала механизм расцепления вагонов на ходу, моделируя этот процесс с помощью коллекции Александра Плескача. Харьковская прокуратура так же пользовалась модельками железнодорожника — специально для них он делал макет станции Харьков-Пассажирский.
Как истинный коллекционер, Александр Иванович мечтает побывать в Германии и посетить "месторождение моделей" — завод, где их производят. Также в планах железнодорожника сделать восстановительный поезд с железнодорожным краном на ходу — в память о десяти годах работы в хозяйстве таких поездов. Чтобы идти в ногу со временем, Александр Иванович хочет оборудовать модель электрифицированным участком. И — для завершения картины — дополнить экспозицию мостом и туннелем.
Но даже без этих дополнений для Александра Ивановича его модель является бесценной, ведь железная дорога — это любовь на всю жизнь. А вся коллекция достанется в наследство тому из трех внуков, кто пойдёт по стопам дедушки — станет железнодорожником.
Анна Панахно