I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Памяти капитана Кусто: как море любило старика, который приручил военный корабль и изобрел акваланг

В этом году человеку, подарившему нам мир безмолвия, исполнилось бы 105 лет

Мы все знакомы с ним с детства — сухим жилистым мужчиной в красной шапочке и с трубкой, который тихим и спокойным голосом рассказывал о тайнах водных глубин. Мы ходили с ним на "Калипсо", погружались в акваланге или маленькой подводной лодке и знали, что капитан Кусто всегда найдет что-то интересное среди кораллов и рифов. 

Подобно хэмингуэевскому герою, он тоже связал свою жизнь с водой, но, в отличие от того старика, не охотился на рыбу, а плыл с ней рядом. 60 лет он провел в море. Мечтал стать пилотом, попал в авиакатастрофу, погрузился под воду в качестве терапии — и начал познавать безмолвную жизнь.
В этом году ему могло бы исполниться 105 лет. "Сегодня" рассказывает о жизни и работе Жака-Ива Кусто, океанографа, писателя, режиссера, изобретателя, поэта, педагога, защитника природы. Человека, который был одним из символов нашего детства с его любовью к приключениям и тягой к познанию.

Реклама

По клику – большое изображение.

"КАЛИПСО": от поиска мин до красот океана

"Калипсо", символ команды Кусто, не всегда был мирным научным судном. Корабль построили, как деревянный минный тральщик Британских ВМС, то есть судно, которое расчищает проходы от подводных мин. Заложен он был 12 августа 1941 года, а уже 21 марта 1942-го был спущен на воду. В строй ВМС вошел в феврале 1943 года. Тогда же его прикомандировали к отряду кораблей, действующих в Средиземном море. В 1947 году судно "демобилизовали", то есть исключили из списков флота. И отправили работать... паромом — между Мальтой и островом Гоцо. Тогда корабль и получил свое имя — от нимфы Калипсо, которая, по преданию, жила на вымышленном острове Огигия рядом с Гоцо.

Реклама

В 1950 году ирландский миллионер и экс-парламентарий Томас Лоэл Гиннесс выкупил судно и сдал его в аренду Жаку-Иву Кусто. За один франк в год. Взамен попросил лишь малость: не просить больше денег и не раскрывать его имя.

Кусто создал из военного корабля настоящее экспедиционное судно. На нем стояло оборудование для обеспечения дайвинга, подводных съемок и океанографических исследований. В числе прочего, на "Калипсо" мог садится вертолет, там был отсек для подводного наблюдения, одно- и двухместные мини-подлодки ("ныряющие блюдца") и подводные мотоциклы. Судно обошло практически всю планету, пока в 1996 году не столкнулось с баржей в Сингапурской гавани. Спустя 17 дней его подняли из-под воды и отбускировали во Францию.

article_hero_image-full

Реклама

"АЛСИОН": проверка турбопаруса

В отличие от "Калипсо", "Алсион" изначально была создана для проверки турбопаруса, разработанного и запатентованного "Фондом Кусто". Турбопарус работает на эффекте Магнуса (явление, возникающее при обтекании вращающегося тела потоком жидкости или газа). Сам корабль — монокатамаран. В действие, кроме двух парусов, его приводят два дизельных двигателя. С помощью новшества удалось снизить потребление топлива на треть. Название позаимствовали из древнегреческих мифов — судно назвали в честь Алкионы, дочери бога южного ветра Эола.

Прототипом "Алсион" стал отремонтированный и перестроенный под турбопарусник катамаран "Ветряная мельница". Первое плавание прототипа состоялось в 1983 году на водах Атлантики, но из-за шторма судно получило повреждения. Спустя два года после неудачи "Алсион" закончили и спустили на воду в 1985 году в Ла-Рошель.

Первым большим плаванием "Алсион" стал трансатлантический переход к берегам Америки в 1985 году. Судно прошло вдоль атлантического побережья обеих Америк, обогнуло мыс Горн и отправилось к берегам Гавайских островов и Калифорнии. Оттуда оно прибыло на выставку World Expo в Ванкувер, затем отправилось к побережью Аляски и в Берингово море. А дальше — через Тихий океан, к берегам Папуа — Новой Гвинеи, Австралии, Индонезии, Мадагаскара и Южной Африки.

new_image3_141

Эксперимент. Конструкция позволила экономить топливо.

ДОСТИЖЕНИЯ

Описывать достижения капитана Жака-Ива Кусто сложно, потому что он, без тени сомнения, выдумал практически всю современную океанографию и открыл океанские глубины для человечества. Кроме того, именно он предположил, что у китообразных есть сонар. И оказался совершенно прав. Это открытие было сделано после наблюдения за морскими свиньями, которые безошибочно находили лучший путь в воде.

АКВАЛАНГ

0215

Основным изобретением Кусто стал акваланг. В то время уже существовали подобные устройства, но они были опасные и неудобные, а воздух зачастую подавался с поверхности по трубке. Кусто же придумал регулятор, который позволял дышать естественно и закачивать в баллоны больше сжатого воздуха.

"НЫРЯЮЩЕЕ БЛЮДЦЕ"

new_image_169

Придумал первую мини-подлодку — SP-350 Denise, или "Ныряющее блюдце". Экипаж — два человека. Продолжительность работы — 4 часа. Глубина погружения — 400 м. Впрочем, ниже 300 м не опускались.

ПОДВОДНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Всего Кусто создал три дома под водой. Первый — в сентябре 1962, и это была обычная цистерна от поезда, которую переоборудовали, сделали водонепроницаемой и наполнили воздухом. Две последующие были модерни­зированы и напоминали сферы на подушке. В них Кусто и команда жили от недели до месяца. Из-за отсутствия финансирования эксперименты прекратили.

КАМЕРА ДЛЯ ПОДВОДНОЙ СЪЕМКИ

Чтобы снимать под водой, Кусто придумал целую систему с камерами, подводными лампами и прочим. Система была сложной, состояла из подводной и надводной частей. На глубине была телекамера, источник света, блок фотографирования и многожильный кабель. Все, естественно, водонепроницаемое. На корабле оставалось видеоконтрольное устройство, электропитание и пульт управления.

ОЧКИ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ

Спорю, вы не ожидали. Да, это тоже придумал Кусто. После автомобильной аварии ему рекомендовали плавание и глубоководные погружения. Но Кусто не нравились ни шлемы, ни закрытые глаза, и он выдумал очки для плавания, которые сделали погружения занимательными.

БОРТОВОЙ ЖУПНАЛЯ ЖАКА-ИВА КУСТО

new_image2_179

"Если бы мы подчинялись логике, наше будущее было бы печально. Есть вещи поважнее логики, потому что мы — люди, и в нас живет вера, надежда, и мы умеем работать".

"Счастье пчелы или дельфина в том, чтобы существовать. Для человека счастье — знать, что ты существуешь и испытывать восхищение этим фактом".

"Надо любить жизнь, даже в самых непривлекательных формах".

"Успешными бывают только невыполнимые задачи".

"Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от нее отказываться".

"Хороший эколог — это тип, который видит далеко вперед и не очень-то верит в прогресс, науку и технику".

"Лучший способ наблюдать за поведением рыбы — это стать рыбой".

"Лежа на поверхности воды, можно летать: вверх, вниз, направо, налево, по диагонали, управляя лишь ладонью. Под водой человек превращается в архангела".

"Море — это единственная надежда человечества. Сейчас, как никогда ранее, подтверждается верность высказывания — мы все в одной лодке".

"Детство — самый насыщенный период жизни".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять