Блоги
Сергій Магера

Чому Україні потрібен незалежний регулятор транспортних тарифів (рос.)

Сергій Магера

народний депутат України, позафракційний

Тарифы на ж/д грузоперевозки и портовые сборы (далее, – транспортные тарифы) – вечная головная боль отечественного бизнеса. Все попытки добиться от власти цивилизованного регулирования транспортных тарифов всегда заканчивались неудачами. А все потому, что в железнодорожной и портовой отрасли работают государственные монополисты, которые никак не заинтересованы в установлении экономически обоснованных тарифов. На железной дороге и в портах процветает коррупция, руководство, не стесняясь, прикрывает свои махинации и неэффективное управление, – за счет перекрестного субсидирования (доходов от прибыльных направлений).

При этом украинским налогоплательщикам постоянно рассказывают сказки о реформах.

На самом деле реформ, как таковых, ни в системе АО "Укрзализныця" (далее, – "УЗ"), ни в системе Администрации морских портов Украины (далее, – АМПУ) нет. Например, "УЗ" "выжимает" все возможное из своего самого прибыльного направления – грузовых перевозок. По оценкам экспертов, в 2016-2019 гг. средний уровень операционной прибыли ж/д монополиста здесь находился в пределах 20-27%. Для сравнения: это в 15 раз выше, чем в Германии и в 3 раза выше, чем в соседней Польше. Завышенные тарифы "УЗ" значительно снижают конкурентоспособность украинского экспорта. Эксперты считают, что тарифы на грузовые перевозки "УЗ" можно снизить как минимум на 20%. Для этого необходимо: прекратить дотировать убыточные пассажирские перевозки (на это уходит около 66% доходов) и получить освобождение от налога на землю под путями (-4,2 млрд грн в год). Кстати, в Европе ж/д перевозчики такой налог не платят.

Не лучшим образом обстоят дела в портовой отрасли. И здесь мы, как говорится, "впереди планеты всей". Сегодня стоимость захода грузовых суден в украинские порты в 4,5 раза выше, чем в порты акватории Черного моря (Россия, Турция, Румыния) и в 3 раза выше, чем в порты стран-конкурентов Украины на рынках металла, зерна и руды (Китай, РФ, Бразилия, Австралия, Турция). Почему так происходит? Потому что украинские портовые сборы завышены примерно на 40%. Такую оценку ситуации дали аналитики World Bank Group. Что касается АМПУ, то ее, похоже, волнует только получение сверхприбылей. По итогам 2019 года Администрация отчиталась о 6,7 млрд грн доходов от портовых сборов, из которых чистая прибыль составила 1,6 млрд грн. Причем, 90% прибыли перечислено в бюджет. Очевидно, что АМПУ не заинтересована ни в модернизации самих портов, ни в развитии экспортного потенциала Украины.

Как видим, на нынешнем этапе развития "УЗ" и АМПУ зашли в эволюционный тупик. Это два государства в государстве. Они работают в полном отрыве от экономических реалий и вызовов, которые стоят сегодня перед бизнесом и страной в целом. Главный из которых – пережить экономический кризис, сохранить производства и рабочие места.

Реклама

Чтобы исправить ситуацию с транспортными тарифами, необходимо вынести "УЗ" и АМПУ "за скобки" процесса тарифообразования. Для этого необходимо создать Национальную комиссию по тарифам на транспорте (далее, – НКТТ) – независимый регулятор, который будет цивилизованно устанавливать экономически обоснованные транспортные тарифы. Главной задачей НКТТ станет соблюдение баланса интересов всех участников транспортного рынка. По сути, это аналог НКРЭКУ, но в транспортной отрасли. От такого решения выиграют все: бюджет, экспортеры и порты. Бюджет получит дополнительные доходы от увеличения объемов экспорта, экспортеры смогут повысить конкурентоспособность своей продукции и нарастить экспортный потенциал, а порты за счет увеличения объемов перевалки получат необходимый инвестиционный ресурс на развитие.

Чтобы НКТТ стал эффективным регулятором, необходимо законодательно закрепить гарантии его независимости. К сожалению, именно этого нет в законопроекте об НКТТ, который разработало Мининфраструктуры. Очевидно, что документ нужно серьезно доработать с привлечением всех участников рынка. Откладывать с созданием НКТТ нельзя, так как с каждым днем позиции украинского экспорта становятся все слабее. В том числе из-за завышенных ж/д тарифов и портовых сборов.

Реклама
Найважливіші та найцікавіші новини завжди під рукою
“Сьогодні” в Telegram

Рекомендації

Всі новини
Останні новини
Показати ще
Реклама
У тренді
Пряма трансляція
Битва супертяжів
25 вересня
До бою Усик - Джошуа
Онлайн бою
Щоденник незалежності 🇺🇦
Короновірус за тиждень

43 352

захворіло за тиждень в Україні

+45%

Вакцинація
Станом на 24 вересня 2021 р.
Люди, які отримали мінімум одну дозу
5 418 078
Люди, які пройшли повну вакцинацію
6 720 911
Детальніше
Погода
Прогноз на сьогодні
Дізнатися
ЗАПРАВКИ
Паливо Сьогодні
95+
95
ДП
ГАЗ
29,45
28,95
28,00
17,17
29,50
29,00
28,00
17,17
30,86
29,60
26,77
17,70
30,98
30,69
28,98
17,88
32,59
30,29
27,29
17,75
33,99
31,17
29,59
18,47
33,99
31,17
29,59
17,73
33,99
31,17
29,59
18,48
34,97
31,17
32,97
18,48
-
30,76
28,30
17,56
статистика
Курс гривні СЬОГОДНІ

Валюта

Ціна (грн)

Долар США ($)

26.53

Євро (€)

31.08

Російський рубль (₽)

0.36

Українська Прем'єр Ліга
#
Команда
І
Г
О
1
8
23:2
22
2
8
19:4
19
3
9
16:7
18
5
8
12:12
16
6
8
13:8
16
7
8
16:9
14
8
8
8:8
11
9
8
6:10
8
10
8
5:13
8
11
8
8:14
7
13
7
5:9
6
16
8
4:13
3
Показати бiльше
COVID-19 в Україні
8 267 випадків за добу
Докладніше
Комаровський в темі
Навіщо вакцинуватися від COVID-19, якщо перехворів
Запитай у лікаря

Калькулятор зарплати

Калькулятор зарплати
Гороскоп
Твій гороскоп на сьогодні
Читати гороскоп
Біллі Айліш на обкладинці ELLE US
На замітку
Де зігрітися восени
Бути в курсі
ТОП-5 фавориток редакції
"Міс Україна-2021"
@saraednswel
@saraednswel
@liza__miroshka
@liza__miroshka
@____rudi_____
@____rudi_____
@martareznichenko
@martareznichenko
@kris_trump
@kris_trump
1/2
Осінь у великому місті
Головні концерти жовтня
Хочу співати і танцювати
Сприятливі та небезпечні дні у жовтні
Місячний календар
Як Місяць впливає на наше життя

Натискаючи на кнопку «Прийняти» або продовжуючи користуватися сайтом, ви погоджуєтеся з правилами використання файлів cookie.

Прийняти