Автострахование от "А" до "Я": подбираем страховку под себя

10 Ноября 2015, 08:46

Чем страховки отличаются друг от друга, и какими бывают подвохи

<p>Плюсы и минусы ОСАГО и КАСКО.</p>
Плюсы и минусы ОСАГО и КАСКО.

Страховка — это то, с чем приходится сталкиваться каждому водителю, хочет он этого или нет. Всем без исключения автовладельцам приходится ежегодно расставаться с той или иной суммой в пользу страховых компаний. В Украине есть два основных вида автомобильного страхования: КАСКО и ОСАГО, и если первый полис является добровольным для всех, кроме владельцев кредитных авто, то второй полис — обязательный. За что отдаются эти порой немалые деньги, и на что может рассчитывать автовладелец в случае неприятностей?

ОСАГО — ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), выражаясь простым языком, работает так: если водитель совершит по своей вине ДТП и причинит тот или иной ущерб другим участникам дорожного движения, платить вместо него будет его страховая компания.

НЕ ПАНАЦЕЯ. Конечно, такой вид страхования защитит не от всех проблем  — от штрафа или лишения водительского удостоверения за создание аварийной ситуации СК не спасет, и отвечать придется в соответствии с законом. Но за разбитый кому-то бампер или помятое крыло платить не потребуют. И наоборот: если кто-то разбил вашу машину, ремонт оплатит его страховая компания. А что же в случае так называемой "обоюдки" — то есть когда в аварии виноваты оба водителя? В этом случае, как правило, компенсацию выплачивают обе страховые компании. Выходит, что, покупая полис ОСАГО, водитель страхует не свою машину, а свои деньги.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. На практике, если случилась авария, в свои страховые компании должны позвонить все участники ДТП. После того как станет понятно, кто виноват в происшествии, страховая компания виновника оценивает ущерб и делает пострадавшим выплаты за ремонт автомобиля.

СКОЛЬКО ЗАПЛАТЯТ

Увы, не стоит обольщаться. Сумма страховых выплат весьма ограничена: на ремонт поврежденного авто выплатят максимум 50 тыс. грн, а за нанесенный ущерб жизни или здоровью пострадавшего  — вдвое больше. Ряд СК за доплату увеличивают зафиксированные в полисе суммы выплат, но не более чем вдвое. И это не все: при определении размера ущерба учитывается износ автомобиля (определяется совокупностью его возраста и пробега). Иными словами, чем старше автомобиль и чем больше пробег, тем дешевле стоит его разбитая дверь. Выходит, что денег, полученных от СК, может и не хватить. И что тогда? Ничего хорошего для виновника ДТП: недостающее владелец пострадавшего авто вправе взыскать в суде.

ЕВРОПРОТОКОЛ. Ждать правоохранителей при ДТП нужно не всегда: сейчас к каждому полису ОСАГО прилагается т.н. европротокол, его водители могут заполнить сами. Но есть ряд условий. Первое — в ДТП участвуют два транспортных средства. Второе — ущерб нанесен только авто, а не жизни или здоровью людей. Второе — у обоих участников аварии есть действующие полисы ОСАГО, и они пришли к обоюдному согласию о том, кто виновен.

Если все условия соблюдены, можно заполнять протокол и обращаться за выплатой в СК. Владелец пострадавшего авто обращается в свою, а не виновника.

ЕСЛИ СК "РАЗВАЛИЛАСЬ"

К сожалению, и такое иногда бывает. В этом случае обязательства по страховым выплатам берет на себя Моторно-транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ). Но здесь есть множество нюансов. Например, МТСБУ платит по полису ОСАГО только после официального банкротства страховой компании. В этом случае нужно выиграть суд у страховщика и получить на руки судебное решение, а также присутствовать в перечне кредиторов страховой компании. Попасть в этот список — процедура трудоемкая и затратная, но других вариантов нет. Зато, выполнив перечисленные условия, можно рассчитывать на выплаты в полном объеме.

К сожалению, далеко не всегда сами страховые компании или контролирующие органы инициируют процедуру банкротства. Бывает, что страховщик исчезает. Поэтому лучше страховаться у компаний с проверенной годами репутацией и не думать о том, что выплаты — проблема жертвы, а не виновника ДТП. Помните: не получив выплат от страховой, владелец пострадавшего авто будет требовать их от вас, в том числе через суд.

СЕКРЕТ ЦЕНЫ ПОЛИСА

Стоимость полиса ОСАГО определяется рядом факторов, среди которых — водительский стаж автовладельца, тип авто, объем его двигателя и регион регистрации. Кроме того, на стоимость полиса влияет страховой стаж владельца  — если страховаться постоянно в одной компании, она каждый последующий год, как правило, предоставляет все большую скидку — разумеется, если этот стаж безаварийный.

Цена страхового полиса у всех компаний примерно одинакова и может быть уменьшена лишь на сумму скидок, которая обычно не превышает 20—30%. И не важно, куплен этот полис в офисе крупной СК в центре Киева или на обочине дороги, где повсюду стоят страховые агенты с табличками "Автострахование за 5 минут". Но будьте осторожны: бывают случаи, когда водителю предлагают суперскидку — например, вместо 1000 гривен полис стоит 300. Это — чистой воды мошенничество. Такие полисы пригодны максимум для того, чтобы показывать при проверке сотруднику ГАИ или новой полиции. В случае же реальной аварийной ситуации толку от липового полиса не будет никакого и платить придется по полной.

ЧТО ТАКОЕ КАСКО

Аббревиатура расшифровывается как "комплексное автомобильное страхование кроме ответственности". Хотя это чистое совпадение, потому что на самом деле это не аббревиатура — название страховки произошло от итальянского Casco ("шлем"). Но совпадение по смыслу соответствует действительности, потому что КАСКО — страховка от всего, кроме того, что покрывает полис ОСАГО. Вот краткий перечень ситуаций, в которых будет полезно наличие такого полиса.

  1. Если автомобиль угнали — СК выплатит его стоимость.
  2. Если водитель не справился с управлением и съехал в кювет — СК оплатит ремонт.
  3. Если на парковке вам поцарапали машину или украли зеркало — СК компенсирует.
  4. Камень на дороге попал в фару или стекло и разбил его — ну, вы поняли.

Конечно, полный перечень страховых случаев, убытки от которых готова компенсировать страховая компания, оговаривается в договоре. Поэтому стоит уточнить у страхового агента все нюансы и внимательно прочитать условия договора прежде, чем решать и платить деньги.
КАСКО — добровольное страхование, но только в том случае, если автомобиль не приобретается в кредит. Иначе же банк или лизинговая компания обязательно заставят застраховать автомобиль по полной программе.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КАСКО

ПЛЮСЫ: если выбрана СК с хорошей репутацией, ваш автомобиль действительно защищен. И не важно, виноват ли автовладелец в случившемся ДТП или нет — деньги он все равно получит. Причем, в отличие от "Автогражданки", максимальная сумма не ограничена фиксированной цифрой, а составляет полную стоимость авто, указанную в полисе на момент страховки. Правда, и тут не без оговорок, но о них чуть позже.

МИНУСЫ: немаленькая стоимость: 5—7% от цены авто в год. Также нередко СК не хотят страховать автомобили старше 3—5 лет. Нередки случаи, когда страховщики затягивают выплаты, долго согласовывая с СТО стоимость ремонта, а тем временем растущий курс обесценивает будущую выплату.

Для получения денег придется вызывать правоохранителей для оформления происшествия, даже если это простая царапина во дворе, а виновник бесследно исчез.

НЕМНОГО О ФРАНШИЗЕ

Во многих страховых полисах — это касается и КАСКО, и ОСАГО, — оговаривается размер франшизы. И чем она больше, тем дешевле выходит размер страхового взноса. А все дело в том, что франшиза — это величина нанесенного ущерба, которая не компенсируется страховой компанией. Например, если сумма франшизы составляет 1000 гривен, а ущерб нанесен на 5000, страховая выплатит 4000, а оставшуюся тысячу придется выложить из собственного кармана. Теперь понятно, почему полис с "нулевой" франшизой обходится заметно дороже. Франшиза ведь в свое время и была придумана рынком для того, чтобы завлечь клиента более доступной ценой страховки.

КОГДА СК ОТКАЖЕТ

Существуют ситуации, когда страховая компания имеет полное право отказать в выплатах при наступлении страхового случая. Обычно они четко прописываются в договоре страхования, но в любом случае страховая откажет, если:

  1. повреждение или угон автомобиля носят умышленный характер, причем умысел — со стороны владельца страхового полиса;
  2. за рулем авто в момент ДТП был человек без водительского удостоверения соответствующей категории;
  3. водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  4. страховой случай произошел вне зоны действия страхового полиса — к примеру, за границей.

Нередко в договоре, если его внимательно прочесть, можно найти и другие условия, при которых страховщики вправе отказать в выплатах. Например, если зимой автомобиль эксплуатировался с летними шинами. А некоторые требуют "хранить" авто только на охраняемых стоянках — иначе его угон не компенсируют.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ

Страховка — не панацея. И тем более не повод менее ответственно относиться к управлению автомобилем. А при выборе страховой компании нужно быть очень внимательными, даже если речь идет об обязательной "автогражданке", выплаты с которой все равно будет требовать, в случае чего, пострадавшая сторона.

И нужно помнить, что помимо полиса, существует еще и договор страхования. Который нужно внимательно читать, прежде чем подписывать и платить деньги за полис. Внимательность, здравый смысл и старая народная мудрость о бесплатном сыре — все это актуально и в данной теме. Тогда можно рассчитывать на действительно надежную страховку. И пусть она вам никогда не понадобится!

КАК ВЫБРАТЬ КОМПАНИЮ

Прежде чем отдавать немалую сумму денег за полис КАСКО, нужно выбрать СК. Причем сделать это еще более тщательно, чем в случае с обязательной "Автогражданкой". Потому что если в случае с ОСАГО заплатить вместо обанкротившейся страховой может МТСБУ, то здесь, если страховая компания прекращает свое существование, можно лишь попытаться получить причитающиеся выплаты через суд, но шансы на это минимальны.

Вы сейчас просматриваете новость "Автострахование от "А" до "Я": подбираем страховку под себя". Другие Автоновости смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Дмитрий Капитун

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования