укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Новости экономики Автоновости
29 Декабря 2008, 21:14  Версия для печати  Отправить другу
×
Судьба "автосэконда" http://www.segodnya.ua/img/article/1471/4_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1471/4_tn.jpg Авто Подержанные авто за счет распродаж банками залоговых автомобилей будут дешеветь.
Судьба "автосэконда"

Судьба "автосэконда"

Подержанные авто за счет распродаж банками залоговых автомобилей будут дешеветь.

Как уже писала "Сегодня" три недели назад, чтобы освободить склады, автосалоны устроили аукцион невиданный щедрости и распродают автомобили по цене ниже себестоимости. Чтобы выяснить как это отразилось на рынке подержанных автомобилей, мы опросили экспертов и участников рынка.

АВТОРЫНОК. Для того чтобы прояснить ситуацию, мы отправились на авторынок "Центральный" (пгт "Чапаевка"). Как оказалось, чтобы сбыть свой товар, продавцы неновых автомобилей вынуждены идти по тому же пути, что и дилеры: фиксируют цены в гривне по курсу 6 грн./доллар, снижают цены во время торга на 20—30%. Но и это не помогает продать автомобили: покупательская активность украинцев приближается к нулю. В результате количество сделок остановилось практически полностью.

По словам перегонщика Сергея Приходько, он сейчас продает автомобиль BMW 520 (2003 года выпуска) дешевле, чем купил в Германии — за 10 тыс. евро вместо 15 тыс. евро (цена с учетом растаможки). Но покупателей все равно нет, несмотря на то, что объявление о продаже "свежей" машины он разместил на всех сайтах и уже третьи выходные стоит на базаре. "У меня цена зафиксирована в евро, поскольку за евро я его и купил. Денег у покупателей сейчас нет. Наверное, придется машину просто оставить себе. Может, после нового года ситуация изменится", — надеется Сергей.

Немногочисленные покупатели на авторынке ходят и пожимают плечами. "Смотрю цены на б/у авто на рынке и понимаю, что продавцов просто покинуло чувство реальности при сегодняшнем курсе доллара. Цены просто бредовые", — говорит посетитель авторынка Михаил, показывая на 20-летнюю "копейку" за $1800 и на трехлетний Mitsubishi Lancer за $17 000 (новый стоит $20 000). "Согласен, цены на б/у уже порой выше, чем на новую машину, — говорит продавец Виктор Охрименко, — на рынке происходит полная неразбериха, реальную цену так, чтобы и машину купили, и самому не сильно потерять, сейчас определить невозможно. Я меняю ценник каждый день — понемногу "падаю" в цене, но ощутимого результата это не дает".

Стоит отметить, что большинство опрошенных нами продавцов говорят о том, что дальше цены снижать не будут, потому как некуда. И возлагают надежды на их рост в 2009, когда вступят в силу новые таможенные пошлины (ВРУ 23 декабря увеличила их до 23%, а 25 декабря подняла еще и ставки акцизного сбора). "Тогда завезенные в данный момент автомобили будут иметь ценовую фору перед новопригнанными", — говорит продавец Алексей.

ОБЪЯВЛЕНИЯ В ПРЕССЕ И ИНТЕРНЕТ. Просмотрев и прозвонив несколько десятков объявлений о продаже автомобилей, мы выяснили, что продавцы готовы уступать от заявленной цены в объявлении от 10 до 25% и получить оплату в гривнях по летнему курсу в 5,05 грн./доллар. В итоге цены в автообъявлениях примерно равны предложениям на автобазарах.

Правда, на старые автомобили, цена на которые и так является невысокой, особых скидок не дают. Например, если 20-летняя Volvo в состоянии "работает все" стоила летом $5—6 тыс., то сейчас цена упала до $5—5,5 тыс., но опускать цену ниже продавцы не хотят, аргументируя это тем, что "за такие деньги я и сам купил".

Еще одна тенденция — появление бартера. Все чаще в объявлениях вместо цены написана фраза "меняю на автомобиль подешевле с доплатой". Продавцы объясняют, что срочно нужны деньги, а чтобы не остаться совсем без "колес", нужно купить что-то недорогое.

КОНФИСКОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ РУБЯТ ЦЕНЫ. В добавок к резкому сокращению спроса ситуацию усугубляет появление на рынке в большом количестве предложений от банков, которые с каждым днем все больше превращаются из финансовых учреждений в комиссионные площадки. На сайтах всех основных украинских банков странички по продаже залогового имущества обновляются со скоростью, сравнимой с автообъявлениями на сайтах автофотопродажи.

К примеру, на спецстранице одного из банков мы обнаружили более 150 декабрьских объявлений о продаже автомобилей с фотографиями, подробными техническими характеристиками и пометкой "конфискат". Стоимость автомобилей на сайтах банков бросовой назвать сложно. Кроме того, в продаже много "хлама". Например, "ДЭУ Сенс" 2006 года продают за 27 тыс. грн. (вместо рыночной цены 35—36 тыс.). Но пробег у такого авто — больше 150 тыс. км, что для него является критическим (нужен капремонт в половину стоимости автомобиля).

Есть и выгодные предложения. Так, Chevrolet Lacetti 2007 года с пробегом в 60 тыс. км банк отдает за 57 тыс. грн. (65—70 тыс. грн. на рынке). Предложения на дорогие автомобили еще более выгодные. Так, Toyota Camry 2008 года с пробегом в 20 тыс. км можно купить за 160 тыс. грн. (вместо 180 тыс. на рынке). Автомобилей дороже $40 тыс. в банковских предложениях пока нет, очевидно, богатых людей кризис задел не настолько сильно.

Мы решили "купить" залоговый автомобиль и позвонили по телефону, указанному в объявлении на сайте одного из банков. Трубку взял сотрудник отдела по реализации залогового имущества Алексей. "Цены не являются окончательными, — объяснил он нам — Если вы реально покупаете этот автомобиль за нал, мы готовы уступить еще 15—20%. Возможен даже кредит, если будете продолжать платить по графику на условиях предыдущего заемщика".

Но после прозвона других банков мы поняли, что автомобили банки самостоятельно не продают. И даже не устанавливают на них цены. В одном из банков нам посоветовали все вопросы по ценообразованию задавать судебным исполнителям. В свою очередь в исполнительной службе нам ответили довольно осторожно: "Мы пользуемся услугами экспертов, которые определяют оценочную стоимость имущества, — рассказал нам судебный исполнитель Святошинского района (г. Киев). — После этого продажа имущества происходит через специальный аукцион". То есть фактически, банки занимаются не продажей, а сбором желающих на аукцион по реализации данного имущества. Минимальное количество участников торгов — трое. Ими могут быть все желающие. Очевидно, выставленные на сайтах банков ценовые предложения основаны на оценке привлеченных судебным исполнителем экспертов, а для того, что продать автомобиль за выгодную цену конкретному человеку, с которым сделка уже оговорена, банки в качестве второго и третьего участника аукциона приглашают подставных лиц.


Большую таблицу смотрите ЗДЕСЬ.

КАК КУПИТЬ ЗАЛОГ?

Для того чтобы попасть на аукцион, вы должны иметь паспорт, идентификационный код и заплатить около 17 грн. регистрационного взноса и 10% залога от оценочной стоимости автомобиля. Информацию о дате, времени и месте проведения аукциона можно узнать у сотрудника банка, ответственного за реализацию данного имущества (телефон указан на сайте, где выставлены залоговые автомобили).

В ходе торгов человек, если других реальных покупателей нет, может не соглашаться с предложенной ценой и ждать, пока ее опустят еще ниже. "В итоге автомобили "уходят с молотка" по цене на 20—30% ниже от определенной экспертами стоимости", — рассказали нам на условиях анонимности в Приватбанке. Так что, если на автомобиль, к примеру, "Дэу Ланос", в объявлении банка указана цена в 36 тыс. грн., то его реально купить и за 25—30 тыс. грн.

ЧТО БУДЕТ В 2009?

О том, что будет с ценами на "вторичке" участники рынка говорят с неохотой и осторожностью. С одной стороны, при таком спросе цены не могут держаться на нынешнем уровне – упадут. Продавцы на рынке говорят, что падение составит до 10% от нынешней, уже сниженной цены.

Но есть и другое мнение. Так, директор компании "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий считает, что на рыночную стоимость подержанных автомобилей повлияет рост цен на новые: "ВРУ приняла закон, согласно которому таможенные пошлины поднимают с 10 до 23% и закон о повышении акцизных сборов. Тем более, что в Европе, цены на вторичном рынке уже подняли — на 5—10%".

Директор ассоциации ВАИД Олег Назаренко говорит о том, что "границу, скорее всего, закроют окончательно". По его словам, с ростом акцизов, пошлин и транспортного сбора, "смысла заниматься бизнесом по перепродаже импортных подержанных автомобилей не будет, а рынок автомобилей будет предлагать лишь неновые авто с внутреннего украинского рынка. Предложение уменьшится". Что касается залоговых автомобилей, то, по его словам, "банки предпримут меры к тому, чтобы не допустить развития ситуации".

Однако, в это верится слабо. Кризис усугубляется с каждым днем. Это значит, что на рынок в течении ближайших нескольких месяцев хлынет поток практически новых отобранных за неуплату автомобилей по бросовым ценам, что вполне компенсирует отсутствие авто из-за бугра. Второй вопрос, кто их будет покупать, даже по низкой цене?

КАК НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ БАНКА

Превратиться из благонадежного заемщика в неплательщика рискуют все. Не по собственной воле, а в силу жизненных обстоятельств: потери работы, болезни и прочих неприятностей. Мы выяснили, как правильно вести себя тем людям, которые не в состоянии больше платить за автомобиль.

Ситуация, описанная ниже, типична. Популярный автомобиль, стандартный кредит, обычный банк, нормальный заемщик и, естественно, типичный с недавнего времени конфликт.

Алексей Н. этой весной приобрел в кредит автомобиль Skoda Octavia. В автосалоне стоимость автомобиля в пересчете на прежний курс доллара составила $25 тыс., но нужны еще были деньги, чтобы автомобиль застраховать, заплатить банковские платежи, все налоги и регистрационные сборы в ГАИ. Для этого Алексей завысил сумму кредита до $33 тыс., а залогом выступил сам автомобиль. Кредитная схема — ануитет, процентная ставка — 14% годовых.

Ежемесячная сумма выплаты по кредиту составляла при таких условиях $600 у.е. Но если до скачка курса доллара выплачивать по 3 тыс. грн в месяц было задачей вполне реальной — половина зарплаты (всего с весны было выплачено $3 тыс.), то платить после подорожания валюты до 7, 8, а потом и 10 грн. /доллар стало просто нереально – зарплата выплату по кредиту просто перестала перекрывать. Даже после того как курс упал до 8 грн./доллар, ежемесячно платить пять тысяч гривен в нынешних условиях отсутствия возможности для каких-либо подработок слишком дорого. Жить же на что-то нужно, не говоря уже о затратах на содержание самого автомобиля.

С этой проблемой Алексей обратился в банк, объяснил ситуацию, в которой оказался, и предложил условия, при которых он бы смог выплачивать кредит: снижение процентной ставки, увеличение срока кредита, возврат к прежнему курсу валюты (5,05 грн./доллар). Однако все эти предложения для банка оказались неприемлемыми. Максимум, что ему предложили, — не платить в течение нескольких месяцев тело кредита. Но при ануитетной схеме кредита проценты составляют львиную долю платежа; другими словами, тело кредита практически никакой погоды на ежемесячном платеже не делает.

Алексея не устроили такие "кредитные каникулы", и в районном отделении банка ему предложили обратиться в центральное. В центральном отделении предложили сдать автомобиль на хранение банку. Начальник отдела безопасности сказал, что с того момента, как Алексей поставит машину банку в гараж, договор как бы "заморозится" и штрафные санкции начисляться не будут. Он аргументировал такую "доброту" тем, что "банк уменьшает риски того, что предмет залога будет поврежден или уничтожен". И попросил заемщика написать заявление о том, что он добровольно передает автомобиль банку для хранения.

Написав бумагу, отдав два комплекта ключей и техпаспорт Алексей, выходя из помещения банка почувствовал облегчение. Какого же было его удивление, когда в районном отделении банка, где он брал кредит, сказали, что и проценты, и штрафные санкции продолжают начисляются, причем уже набежало более $700. Кроме того, ему сообщили, что он не избавляется от обязанности выплачивать ежемесячные суммы платежа.

По поводу автомобиля, который он вернул, новость оказалась еще хуже. Оказывается, автомобиль продадут с аукциона по той цене, которую заплатят покупатели. После этого недостающую сумму все равно взыщут с Алексея через суд. В автосалоне такой автомобиль в кризисное время стоит 19 $тыс., а с учетом того, что автомобиль Алексея уже проехал более 10 тыс. км, то при продаже за него выручат максимум $15 тыс., а реально – около $12 тыс. Оставшуюся сумму будут все равно взыскивать с заемщика. Таким образом, Алексей остался и без автомобиля, и без денег, и еще и должен 15—18 тыс. "зеленых" за воздух. Напоследок Алексея еще и припугнули — если он не будет платить, то под арест, по словам работника банка, попадет все имущество Алексея.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Итак, Алексей столкнулся с двумя проблемными ситуациями:

1. Алексея обманули, сагитировав на то, чтобы он добровольно отдал авто на хранение банку, и пообещав за это, что не будут начисляться проценты и штрафные санкции.

2. Его обязывают заплатить разницу между реальной сегодняшней ценой и суммой займа. В итоге ему придется заплатить $15—18 тыс. за "воздух". Иначе угрожают арестовать имущество.

Чтобы разобраться, что в таких случаях нужно делать заемщику, а также как не попасть в подобные ситуации, мы обратились к эксперту — директору "Антиколлекторской компании ТРИ ЭС" Сергею Довженко.

Ситуация 1

ЧТО ДЕЛАТЬ? Забрать автомобиль назад. На кредитный автомобиль распространяется право собственности и забрать его иначе, как по решению суда или предписания государственного нотариуса, невозможно. Если автомобиль, как в приведенном примере, заставили поставить в банк на хранение, заемщик имеет право забрать его назад. В случае когда автомобиль не отдают, необходимо либо получить письменный отказ в выдаче автомобиля (что маловероятно), либо реализовывать свое право на самооборону и защиту собственного имущества: вызывать милицию, писать заявление про угон. Кроме того, есть смысл обратиться в суд с иском, в котором указать, что при помощи автомобиля вы зарабатываете деньги, во время вынужденного простоя возник моральный и материальный ущерб. И требовать возмещения ущерба и неполученной прибыли. Доказательством может служить даже составленные работниками милиции материалы дела, которые были собирают после того, как вы написали заявление.

КАК НЕ "ПОПАСТЬ"? Общайтесь письменно. Любые переговоры с банком и договоренности необходимо фиксировать письменно: письма отправлять только заказным письмом с уведомлением, требовать, чтобы любые гарантии и обещания были зафиксированы письменно. В данном случае должны были оформить допсоглашение, в котором и должны были прописаны условия возврата авто банку. Верить на слово менеджерам банка или, еще хуже, коллекторам, нельзя ни в коем случае.

Ситуация 2.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Тяните время. Банк действительно имеет право обязать заемщика выплатить разницу между реальной рыночной стоимостью автомобиля и суммой займа. Если вы этого не сделаете, банк подаст на вас в суд. Но судебные заседания по одному и тому же делу проводятся обычно не чаще, чем раз в месяц. На первое заседание можно не явиться. На втором принести ходатайство про перенос заседания в связи с уважительными причинами, на третьем просить отсрочку для вызова свидетелей либо сбора дополнительных данных. Так можно продержаться минимум полгода. А за это время кризис может пойти на спад, вы найдете новую работу либо произойдет изменение законодательства. И тогда вы вновь сможете платить по кредиту, а автомобиль оставить себе. В любом случае, хуже уже не будет.

Переписывайте имущество на родных и близких. Во время судебного заседания банк может подать ходатайство про арест имущества должника. Поэтому, если вы чувствуете, что с кредитом возможны проблемы, переписывайте все свое имущество на других людей, которым доверяете как себе. Например, на несовершеннолетних детей или на родителей. Даже если в конечном итоге банк выиграет дело, взыскать с вас будет нечего. Через три года долг спишут как безнадежный.

КАК НЕ "ПОПАСТЬ"? Переоформите кредит на другого человека. Если банк выдал вам кредит под залог, например, автомобиля, то разойтись с банком по-хорошему можно, переоформив кредит на другого человека (кстати, сейчас желающих купить авто в кредит, несмотря на кризис, достаточно — они с радостью пойдут на ваше предложение, так как оформить сейчас новый кредит практически нереально).

Пишите письма топ-менеджерам банка. Как ни странно, метод этот довольно эффективен. Часто руководство принимает более мудрые решения, чем подчиненные. И если "шеф" банка видит, что кредит проблемный, а заемщик готов как к переговорам, так и к судебным разбирательствам, заемщику могут пойти навстречу.

Подавайте в суд заявление про изменение условий договора. В суде у заемщика есть право попросить об отсрочке. У суда есть право дать эту отсрочку при наличии "обстоятельств, которые заемщик не мог предусмотреть" — это предусмотрено ст. 652 Гражданского Кодекса Украины. На первом же заседании необходимо подать ходатайство про то, что вы просите до заверения суда приостановить действие кредитного договора (в таком случае "заморозятся" ваши выплаты по кредиту и не будет "капать" пеня).


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Прикреплённый файл: AVTO.jpg
Автор: Бовсуновский Владислав
Вы сейчас просматриваете новость "Судьба "автосэконда"". Другие Автоновости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: