укр
Главная Новости экономики Бизнес новости
15 Ноября 2014, 10:32  Версия для печати  Отправить другу
×
Как открыть фотосалон: бизнес-план http://www.segodnya.ua/img/article/5687/2_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/5687/2_tn.jpg Бизнес По расчетам "Сегодня" при затратах в $4-5 тыс., салон с услугой "фото на документы" начнет окупаться через 10-11 месяцев
Как открыть фотосалон: бизнес-план

Как открыть фотосалон: бизнес-план

По расчетам "Сегодня" при затратах в $4-5 тыс., салон с услугой "фото на документы" начнет окупаться через 10-11 месяцев

В кризис люди стараются экономить на развлечениях: они меньше ходят в рестораны, кино, ночные клубы. Казалось бы, непростые времена ожидают и фотобизнес, ведь съемки в красивом интерьере нынче можно считать роскошью, а распечатку снимков с очередного отпуска легко отложить до лучших времен. Однако на рынке фотоуслуг есть ниша, где всегда имеется достаточно высокий спрос со стороны клиентов, а относительно невысокие стартовые вложения в $5-15 тыс. и средняя окупаемость этих затрат в пределах года – делает такой бизнес вполне привлекательным. Речь идет о перспективах и рисках открытия небольшого салона с услугой "фото на документы" (подробный бизнес-план см. в инфографике).

СУТЬ УСПЕХА. По расчетам "Сегодня", если открыть скромный фотосалон с основной услугой "фото на документы" в городе с населением в 400-500 тыс. человек и вложить $4-5 тыс. в закупку оборудования, мебели, то при ежемесячных расходах на аренду офиса, зарплату и "коммуналку" в районе $500 наш проект начнет окупаться через 10-11 месяцев. По мнению руководителя фотоателье "Миг" Владимира Баталина, такой салон может неплохо работать даже в кризис – потому что здесь предлагается стандартный перечень актуальных услуг. "Секрет успеха прост: фото на документы, ксерокопия, ламинирование, сканирование, услуги дизайна востребованы всегда. В других сегментах фотобизнеса, например в фотопечати, есть заметный спад в последние годы, так как стали популярны флешки и айфоны, – разъясняет Баталин. – Но сейчас в фотопечати прослеживается обратная тенденция. Чаще печатать свои фотографии начали те, у кого полетел жесткий диск с информацией или пропали снимки в соцсетях во время техработ. Поэтому нельзя говорить, что рынок фотопечати, несмотря на эпоху цифры, ушел в прошлое. Этот сегмент фотобизнеса еще наверстает свое".

НАДО ЗНАТЬ. Однако, открывая фотосалон, не стоит расслабляться, предупреждает киевский фотограф Влад Кравченко, так как фотобизнес полон подводных камней. "Отсутствие знаний и излишняя самоуверенность – ключевая ошибка многих предпринимателей-новичков. А ведь при старте нового бизнеса желательно изучить все нюансы, например, походить на курсы фотографии или посмотреть видеоуроки в интернете. Вот решили открыть фотосалон – и сразу выясните, где и почем фототехнику закупите, в каких дизайнерских программах будете работать, изучите процесс съемки и печати снимков, – перечисляет Кравченко. – Причем лучше сразу грамотно считать все расходы и не сорить деньгами. К примеру, фотоаппарат лучше покупать новый, потому что на эту технику полагается гарантийное обслуживание. А вот зонтики, фоны, стойки, штативы можно взять б/у – это позволяет сэкономить около 40-50% стоимости нового оборудования и прослужит несколько лет, если, конечно, куплено в хорошем состоянии".

ПРОВЕРЕНО. Фотограф из Тернополя Лидия Спирина рекомендует: если решили открыть новый фотосалон, первое время поработайте там самостоятельно. "Хотите правильно организовать свой бизнес – побудьте фотографом, менеджером по работе с клиентами, уборщиком, оператором фотопечати, дизайнером... Когда предприниматель изучит все процессы жизнедеятельности фотосалона, он сможет нанять грамотных сотрудников, распределить обязанности между ними, анализировать их работу", – отмечает фотограф. Причем работу персонала стоит проверять методом "противной тетки". "Директор может попросить знакомую прийти в фотосалон и сделать все самое плохое, что только может сделать потенциальный клиент. Это эффективный метод контроля работы персонала. Такие проверки должны быть постоянными для мониторинга качества услуг", – поясняет Спирина.

2_02

Ловим денежную птичку

При стартовых затратах в $4-5 тыс. небольшой провинциальный фотосалон может окупиться за 10-11 месяцев

1. Характеристика, расположение, конкуренты

Открываем небольшой фотосалон "Фотосчастье", где основная услуга для клиентов – фото на документы. Мы будем предоставлять услуги ксерокопии, сканирования, распечатки документов и фото, ламинирования, брошюровки докладов и курсовых. Также при фотосалоне откроем небольшой магазин, где будем продавать альбомы, батарейки, аккумуляторы, фоторамки и т. д.

Офис для фото салона, площадью 10-12 кв. м, возьмем в аренду в центре Мариуполя. Город выбран не случайно: он является серьезным промышленным центром с населением 458 тыс. человек. А расположение города на берегу Азовского моря и наличие высших учебных заведений обеспечивает дополнительную аудиторию в виде командировочных, туристов и студентов.  

Конкуренция в сфере фотоуслуг – высокая. Прямыми конкурентами являются 8-12 компаний, расположенных в центре Мариуполя. В целом, по различным оценкам, в секторе фотообслуживания города заняты 100-120 участников рынка (фотосессии, фотошколы, реклама, фотопечать).

Но наш фотосалон найдет клиента за счет удачного месторасположения: в ТРЦ в центре города, где высокая посещаемость. А конкурентные цены, система скидок, скорость и качество обслуживания позволят закрепиться на рынке фотоуслуг. При ежедневной посещаемости фотосалона в 15 человек и среднем чеке в 30 грн наш проект начнет окупаться через 10-11 месяцев.
 
2. Стартовый капитал

Для открытия салона "Фотосчастье" понадобятся оборудование и мебель, сайт-визитка и запас фототовара для реализации.

Оборудование. Покупаем ноутбук, фотоаппарат (цифровая "зеркалка" начального уровня) со штативом, фон (белый бумажный) со стойкой, освещение (хорошая внешняя вспышка), отражающий зонт со стойкой, сканер, ксерокс, фотопринтер с системой непрерывной печати чернил, ламинатор, брошюровщик. Итого: 32 тыс. грн.

Мебель. Надо купить 2 витрины, 3 рабочих стола, 2 шкафа для материалов, 3 стула, вешалку. Итого: 9-10 тыс. грн.

Сайт. Нужен сайт-визитка (600-800 грн) для информирования клиента о спектре услуг, ценах, акциях, с указанием адреса, телефона. Также понадобятся домен (от 150 грн в год) и хостинг (от 200 грн в год). Итого: 1150 грн.

Запас товара для реализации. Закупаем небольшой ассортимент товара – альбомы, рамки, канцтовары, батарейки. Также нужен стартовый запас чернил и фотобумаги для печати снимков. Закладываем на эти цели 15-20 тыс. грн.

Всего: 63 тыс. грн.

3. Маркетинг, реклама

На старте салона надо изготовить логотип, вывеску, штендер. Можно распечатать и раздать листовки, дать рекламу в местной газете. А наличие сайта-визитки позволит продвигать фотосалон бесплатно в соцсетях. Кроме того, для популяризации фотосалона нужны визитки и накопительная карта скидок. Периодически проводим акции: например, "на 30-летие – 30% скидки".

Всего: при запуске – 3000 грн, ежемесячные – 500 грн.

4. Текущие расходы

Здесь считаем стоимость аренды, ЖКХ, зарплату, затраты на комплектующие, доппокупку товаров для магазина.

Аренда. Офисное помещение в центре Мариуполя, площадью 10-12 кв. м, можно снять по 50-200 грн за квадрат. Итого: 1000-1200 грн в месяц.

ЖКХ. При аренде офиса в ТРЦ придется платить за электроэнергию. В месяц можем накрутить 200 кВт-ч, то есть заплатим около 300 грн (тариф 1,48 грн с НДС, для 2-го класса промпотребителей).

Зарплата. На старте в фотосалоне будет работать один человек (владелец), а когда раскрутимся – будут работать двое, посменно. Обязанности – работа с клиентами, съемка людей на документы, работа с дизайнерскими программами. Ставка 2000 грн плюс процент (3-5% от заказа). Обязательно нужен приходящий бухгалтер (1200 грн). Итого: 3200 грн.
Комплектующие. Покупаем фотобумагу, чернила, моющие, канцтовары, возможно, пополняем магазин фотоаксессуаров. Итого: 2000 грн в месяц.

Всего: 6700 грн.

5. Окупаемость проекта, риски

Сколько заработаем. Ключевая услуга – фото на документы. По нашим расчетам, себестоимость листа 10х15 см (где, например, поместится 9 фото 3х4 см) обходится в 1,5-3 грн (с учетом закупки фотобумаги, чернил, амортизации оборудования). Берем за "фото на документы" 19-21 грн за лист. То есть на этой услуге окажемся в плюсе аж в 6-7 раз. Кроме того, мы предоставляем услуги ксерокса, сканирования, распечатки (в среднем 50 коп. за лист), ламинирования (1,5-2 грн), и т. д.  

То есть, если возьмем за основу средний чек клиента нашего салона в 30 грн, то при ежедневной посещаемости в 15 человек сможем выручить 13,5 тыс. грн в месяц. Минусуем текущие (закупка комплектующих 6700 грн и маркетинговые 500 грн) расходы (всего 7200 грн) – и получаем ежемесячный доход в 6300 грн. Учитываем стартовые (маркетинговые 3000 грн и закупку мебели с оборудованием в 63 тыс. грн) затраты (всего 66 тыс. грн). Выходит, на окупаемость выйдем через 10-11 месяцев.

Даже если посещаемость салона или средний чек будут ниже, обеспечить доходность мы сможем за счет продажи фотоаксессуаров, и расширения перечня услуг. Так, можно заняться дизайном: ретрофотографии, восстановление старых снимков, визитки, плакаты, коллажи. Также можно заняться организацией фотосъемки свадеб, дней рождения (привлекать фотографов, получать процент от заказа). Этот проект реален даже при курсе в 15-18 грн./$, поскольку спрос на эти услуги есть всегда, а приличная наценка создает хорошую "подушку безопасности" при рисках дальнейшей девальвации нацвалюты и необходимости закупать импортные комплектующие.

3_02

Ищем место: проходное и хлебное

Хороший доход вашему фотосалону обеспечит правильный выбор его месторасположения, отмечают эксперты. "Фотосалон должен находиться в проходном месте. Если ставку делать на центр города, тогда здесь клиентами станут сотрудники офисов, бизнесмены, студенты. А если выбор падет на спальные районы, тогда больше будут приходить домохозяйки, пенсионеры и школьники – ведь людям удобнее зайти в салон недалеко от дома, чем ехать в центр", – говорит аналитик компании "Простобанк консалтинг" Иван Никитченко.

А начальник департамента маркетинга и сегментов UniCredit Bank Дмитрий Коваленко советует размещать фотосалон возле паспортного стола: "Это уже даст стабильный поток клиентов, которым срочно необходимо сделать фото на документы. А заключение "агентского" соглашения с работниками этого стола, которые вместе с информацией будут давать ваш флайер, позволят сделать поток клиентов существенным".

КРЕАТИВ. Фотобизнес подчиняется правилу сезонности, говорят участники бизнеса, поэтому для поддержания популярности своего салона не помешает включить фантазию. "Зимой спрос на фотопечать может упасть в три-четыре раза, а в конце весны и осенью эта услуга очень популярна – семьи делают визы на отдых, а студенты оформляют документы. Соответственно, чтобы времена года не влияли на финрезультаты фотосалона, выравнять доход можно за счет расширения перечня услуг", – объясняет совладелец фотолаборатории "Цифровик" Анна Мозговая.

По ее словам, помимо стандартной услуги "фото на документы", можно печатать изображения на кружках, футболках; оцифровывать видео; предлагать возможности дизайнера и фотографа. "Демонстрируйте сильные стороны и не забывайте о конкуренции. Если в соседнем фотоателье медленно печатают некачественные фото, делайте это за 10-15 минут и качественно! Свежими идеями и конкурентными ценами можно привлечь новых клиентов, которые уйдут от фотосалонов, работающих по накатанной схеме", – говорит Мозговая.
 
Прежде чем открывать свой фотосалон, нужно четко взвесить все "за" и "против", чтобы понять, стоит ли рисковать. "В фотобизнесе есть дорогие виды предприятия – например, фотостудии или фотолаборатории, куда требуется вложений от $50-100 тыс. Туда вкладываться сегодня рискованно, однако небольшой фотосалон – неплохой вариант, ведь тут на старте нужно всего $10-15 тыс", – говорит Владимир Баталин.

4


Когда балом правит бакс

Серьезной проблемой для фотобизнеса является необходимость покупать импортные комплектующие, начиная от фототехники и заканчивая чернилами и бумагой. По словам владельца фотостудии "F2F" Ивана Неизвестного, курсовые колебания последних месяцев поставили рынок фотоуслуг на шпагат: "С одной стороны, себестоимость комплектующих в долларах не меняется, но растет в гривне. А с другой – постепенное снижение спроса на фотоуслуги из-за кризиса не позволяет фотографам повышать стоимость своей работы. Выходит, что доходность бизнеса падает, многие фотосалоны сейчас работают в ноль. И когда закончится запас прочности, будут закрываться".

КАК ВЫЖИТЬ. Для того, чтобы удержать бизнес на плаву, участники рынка рекомендуют делать запасы валюты. "Можно часть сбережений хранить в долларах – примерно $4-5 тыс. Это позволит уберечь бизнес от курсовых колебаний, за те же комплектующие можно расплачиваться в валюте, ведь цена меняется только в гривне", – советует Анна Мозговая. А Влад Кравченко считает, что лучше закупать фотобумагу и чернила впрок: "Запасы можно сделать на 3-4 месяца вперед. Такой ход выгоден, поскольку люди постоянно фотографируются на документы. А ваши комплектующие, закупленные до очередного скачка и по выгодному курсу, помогут заработать дополнительную прибыль, которая станет дополнительной подушкой безопасности при очередном витке экономического кризиса".  

РЕКЛАМА. Кризис для любого бизнеса полезен тем, что учит грамотной экономии, а также позволяет по достоинству оценить бесплатные интернет-площадки для продвижения продукта, считает Иван Неизвестный. "Для каждой аудитории нужно использовать свои рекламные инструменты. И когда речь идет об услуге "фото на документы", тут эффективнее будет не реклама на ТВ, а простое объявление, которое приклеено на столбе, неподалеку от офиса, – говорит Неизвестный. – Еще один хороший способ популяризации фотосалона – это интернет. Ведь в виртуальной сети можно бесплатно распространять информацию о вашем проекте в соцсетях, на биржах услуг, сайтах бесплатных объявлений. Все это работает и дает немало звонков, но нужно немного времени и терпения".

ЭКОНОМИЯ. Если открыть свой фотосалон хочется, но страшновато из-за постоянных курсовых колебаний, можно сделать своего рода фотопробу – создать сайт, но без открытия реального офиса. "Можно проводить фотосъемку свадеб и дней рождений, или сделать пункт приема для печати фотографий онлайн. В последнем случае люди могут присылать заказы через интернет, все детали оговаривать по телефону. А доставку лучше осуществлять курьером или через партнеров (небольшие магазинчики, расположенные по городу, где клиенты могут забрать свой заказ", – поясняет Лидия Спирина.

Читайте также:
Контролирующие органы продолжают давление на бизнес – Администрация президента
Бизнес в Донецке выживает как может: «Не заплатишь «ДНР» — заберут»
Экс-преподаватель рванул в Америку за идеями и открыл сеть баров


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Коновалова Христина
Все новости по теме Школа бизнеса.
Вы сейчас просматриваете новость "Как открыть фотосалон: бизнес-план". Другие Бизнес новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: