укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Новости экономики Бизнес новости
29 Ноября 2010, 08:21  Версия для печати  Отправить другу
×
Открываем точку на вещевом рынке http://www.segodnya.ua/img/article/2262/81_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2262/81_tn.jpg Бизнес При низкой арендной ставке заработать можно до 8000 грн. в месяц.
Мертвый сезон. Хозяева сетуют, что зимой на рынок за вещами приходит мало покупателей — предпочитают теплые торговые центры. Фото: Ю. Кузнецов
Мертвый сезон. Хозяева сетуют, что зимой на рынок за вещами приходит мало покупателей — предпочитают теплые торговые центры. Фото: Ю. Кузнецов

Открываем точку на вещевом рынке

При низкой арендной ставке заработать можно до 8000 грн. в месяц.

Многие из нас мечтают работать на себя. Но зачастую мечты остаются мечтами из-за того, что нас пугает неизвестность или мы просто не знаем, какой бизнес хотим организовать. В спецпроекте "Сегодня" "Школа бизнеса", который выходит каждый второй понедельник, мы подбросим вам свежие идеи и расскажем, как превратить их в реальность. Сегодня речь пойдет о том, как открыть свою точку на одном из столичных вещевых рынков. Кстати, это проще, чем открывать свой магазин. Во-первых, администрация рынка обеспечивает вам охрану. Во-вторых, само расположение вашей точки предполагает, что покупатели будут. Ведь на вещевой рынок ходят с целью приобрести какую-либо вещь.

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Сначала нужно зарегистрироваться как ФЛП — физическое лицо-предприниматель (34 грн.). Затем выбрать для себя ту систему налогообложения, которая будет наиболее приемлемой. Для физлица-предпринимателя их три на выбор: общая, уплата единого налога и фиксированный налог. Опрошенные нами бизнесмены, которые имеют свои точки на рынках, работают на фиксированном налоге. Потому что, к примеру, на общей системе налогообложения работают те, у кого оборот превышает 500 000 грн. А по словам предпринимателей, они на вещах таких денег не зарабатывают. Впрочем, проследить, сколько они реально зарабатывают, сейчас невозможно, поэтому на фиксированном налоге сидят и те, у кого валовый доход гораздо больше дозволенного законом.

ФИКСИРОВАННЫЙ НАЛОГ. По сути, это синоним понятия "фиксированный патент". Быть на фиксированном налоге закон позволяет тем предпринимателям, у которых доход за 12 месяцев не превышает семи тысяч необлагаемых минимумов (минимум составляет 17 грн.). То есть 17 грн. х 7000 = 119 000 грн. При этом у предпринимателя не должно быть больше 5-ти наемных работников, включая членов семьи.

Для получения разрешения работать на фиксированном налоге вы подаете в налоговую инспекцию района, в котором получили свидетельство о регистрации вас как физлица-СПД, заявление. В нем должна быть информация о месте торговли, перечисление наемных работников, их идентификационные коды. Также подаете справку о доходах от предпринимательской деятельности за последние 12 месяцев или об их отсутствии. Размеры патента устанавливаются местным советом в зависимости от территориального расположения места торговли. Они не могут быть меньше 20 грн. и больше 100 грн. за месяц.

В Киеве размер фиксированного патента — 100 грн. Патент на эту же сумму дает право торговать на всех рынках Украины. Плательщики фиксированного налога, в отличие от единого, освобождаются от ведения книги учета доходов и расходов (ф. № 10). Однако нужно платить взнос в пенсионный фонд за каждого работника, ежеквартально подавать отчеты в налоговую. Там указывается размер валового дохода, определенного на основании личного учета доходов, и сумма уплаченного за отчетный период фиксированного налога. Если плательщик фиксированного налога использует наемный труд, то размер ставки налога увеличивается на 50% за каждого работника.

В НОВОМ КОДЕКСЕ. По словам Виктора Хмилевского, президента Союза арендаторов и предпринимателей Украины, фиксированного налога, как такового, не будет. Если, конечно, Налоговый вступит в силу в том виде, что есть сейчас. "Будет 2 уровня единого налога. Первый — если валовый доход не превышает 300 000 грн. (без кассового аппарата), второй — 600 000 грн. (с кассовым аппаратом). В этом случае размер единого налога зависит от количества жителей в населенном пункте. К примеру, если больше 500 тыс. человек, то налог будет от 200 до 600 грн.", — говорит Хмилевский. Плательщики по первому уровню обязаны будут вести книгу учета доходов и расходов. Также ежемесячно платить за каждого наемного работника единый социальный взнос — 34,7% от установленного размера минимальной зарплаты (с 1.12.10 она составляет 922 грн.). Если брать за основу эту цифру, то единый социальный взнос будет 320 грн. Т. е. если сейчас предприниматель в месяц платит только 100 грн., то теперь придется отстегивать 600 грн. (если работает сам) или 920 грн. (если есть 1 реализатор).

По словам торговцев, если будут приняты эти условия, то им придется задуматься, оставаться ли в бизнесе. "Придется вести книгу учета расходов и доходов. Сам я в этом не разберусь, надо нанимать бухгалтера, — говорит Алексей с Петровки. — Но с чего мне ему платить, если сам еле 3000 грн. зарабатываю?". Понять предпринимателей можно, ведь им еще приходится каждый месяц отстегивать немалые деньги за аренду торговой точки. Поэтому нужно отрегулировать проблему арендной платы за торговые места.

РЫНОЧНЫЙ СБОР

Арендаторы точек на рынке, которые работают на фиксированном налоге, обязаны платить рыночный сбор. Это регламентируется Декретом Кабмина "О местных налогах и сборах", а также Указом Президента Украины "Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора". По сути, это плата за право занимать место для торговли на рынках. Рыночный сбор берут за каждый день торговли (до ее начала) в соответствии с установленными ставками. Их утверждают органы местного самоуправления.

Сейчас ставки рыночного сбора в Киеве таковы: за место до 4 кв. м — 2,50 грн., от 4-х до 20 кв. м — 5,10 грн., от 20-ти до 30 кв. м — 7,65 грн. Рассчитать размер сбора за месяц можно так: умножьте сумму, соответствующую вашей торговой площади, на количество дней в месяце, исключив понедельники (официальный выходной на всех рынках). Допустим, размер вашей точки — 3 кв. м. Тогда вам придется платить ежедневно 2,50 грн., умножаем на 25 дней, получаем 62,50 грн.

АРЕНДА

Для того, чтобы получить в налоговой фиксированный патент, у вас на руках должен быть договор аренды. Чтобы заключить его, вы приходите в администрацию со свидетельством регистрации вас как ФЛП, паспортом, идентификационным кодом и пишете заявление. Конечно, в выборе рынка для предпринимателя большую роль играет не только его месторасположение, но и цена на аренду торговой точки. Это самый больной вопрос предпринимателей.

"Время от времени собственники рынков поднимают арендную плату, — говорит президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмилевский, — а предприниматель оказывается в таком положении, что ему некуда деваться. Так как место уже "раскрученное", появляются постоянные клиенты. Поэтому многие соглашаются платить больше, чтобы остаться на насиженном месте". Плюс к тому, по словам Виктора Хмилевского, на любом рынке существует дифференцированный подход к предпринимателям. "У собственника рынка есть свои торговые места, где работают реализаторы, или "свои" предприниматели, у которых есть наемные работники", — рассказывает Валентина, которая имеет свою точку на одном из киевских вещевых рынков. Стоит ли говорить, что такие "блатные" предприниматели имеют возможность и заработать больше, и избежать проверок внешних контролирующих структур (управление по защите прав потребителей, убэповцы, пожарные).

"ПЕТРОВКА". Цена аренды колеблется от 250 до 750 грн. за квадратный метр в месяц. Она зависит от метража и от месторасположения. По словам самих торгующих, самые хлебные места — в середине рынка. Там задерживается больше всего покупателей. Сейчас на рынке есть 24 свободных места. Из них только один магазин, все остальные — стандартные торговые места, которые закрываются на рольставни. Как раз они и находятся в "хлебном секторе" — с 10-го до 34 ряда. Здесь место площадью в 3 кв. м обойдется в 2200 грн./месяц. В сумму аренды входит охрана, уборка территории. По словам администратора ООО "Рынок "Петровка" Анатолия Титова, с 1-го января сумма аренды может быть снижена примерно на 300 грн. "Январь, февраль, март, а потом июнь, июль, август — плохие месяцы для торговли. На это время мы плату снижаем, иначе арендаторы могут уйти".

"СВЯТОШИН". Торговое место, которое закрывается на рольставни, площадью 4 кв. м, оплачивается по тарифу 120 грн./день. Мини-магазинчик площадью 9 кв. м, в который подведено электричество, будет стоить 4050 грн. за месяц. Электричество оплачивается отдельно, согласно показаниям счетчика. В администрации ООО ДТ "Святошин" сообщили, что в стоимость аренды не входят услуги охраны. Они оплачиваются дополнительно, по тарифу 15 грн./день. Сейчас в наличии 2—3 свободных магазинчика и более десятка ролетных торговых мест.

"ТРОИЦКИЙ". Место с застекленным фасадом под промышленную группу товаров (8кв. м) — 1200 грн./месяц. В эту сумму входит охрана, не входит оплата электроэнергии. Расход ее будет зависеть от того, чем арендатор оборудует место (будет ли электрообогреватель, кондиционер). Как нам сказали в администрации рынка, "Киевэнерго" устанавливает лимиты на потребление. Они зависят от количества торговых точек и времени года. Похоже, что "Троицкий" не только лидер по приемлемой цене аренды, но и по наличию свободных мест. Сейчас пустующих торговых мест площадью 8 кв. м больше 60-ти.

"ТРОЕЩИНА". В администрации рынка нам лаконично сообщили, что свободные места есть. Минимальная цена на аренду, которая была нам озвучена, — 1600 грн. в месяц. Таких денег стоит стол-раскладка. Более реальная цена — от $700 до 900 (последняя сумма — за хорошее проходное место, каких на рынке много). "Это аренда стандартного 5-тонного морского контейнера площадью 5,28 кв. м, из них, собственно, и состоит весь рынок", — рассказывает Марина, которая арендует контейнер в "Шанхае" (так называется часть рынка, где торгуют оптом).

СУБАРЕНДА. Она актуальна в том случае, если на облюбованном вами рынке свободных торговых мест нет в наличии. Либо нет тех мест, которые бы вас устроили. Предложения по субаренде ищите в интернете по ключевым словам, например "Владимирский рынок аренда". Важно, когда вы найдете такого арендодателя, согласовать субаренду с основным собственником, т. е. — администрацией рынка.

КТО И ЧТО ПРОВЕРЯЕТ

Если вы решили открыть свою торговую точку на вещевом рынке, то должны быть во всеоружии. То есть на каждый запрос определенного контролирующего органа у вас должен быть документ.

СЭС. По заявлению предпринимателя, уполномоченные работники санитарно-эпидемиологической службы приезжают на его торговую точку, проверяют товар (есть ли на него гигиенический вывод). Также нужно предоставить медицинские справки (флюорография, прививка от дифтерита) на себя и на наемных работников. Стоимость разрешения на год — 240 грн. "Сама СЭС не надоедает мелким предпринимателям своими проверками, — рассказывает Юрий Маличенко, заведующий отделом коммунальной гигиены СЭС Соломенского района столицы. — Если и ходят, то в паре с представителями управления по делам защиты прав потребителей".

УБЭП. Интересуются документами о происхождении товара. "Очень трудно приходится предпринимателям, у которых, кроме товарного чека о приобретении вещей на "7 км" под Одессой, нет больше ничего", — рассказывает предприниматель Галина. В выигрышной ситуации те, кто работает напрямую с фабриками. "У них даже есть пропуск на вывоз товара с проходной", — объясняет Галина. Также проверяют наличие на всем товаре логотипов на государственном языке. Но бывает, что УБЭП превышает свои полномочия. По словам Виктора Хмилевского, предприниматели с Петровки жаловались на сотрудников этого ведомства, которые требовали предъявить сертификаты соответствия. "Хотя проверять такие документы уполномочены лишь органы Госпотребстандарта".

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ. Налоговики обязательно проверяют чеки по уплате рыночного сбора, смотрят договор аренды, интересуются происхождением товара и, самое главное, его закупочной и отпускной ценой. Если нет документов, подтверждающих приобретение товара, выписывают штраф. "Иногда оглашенная сумма штрафа превышает 10 000 грн., — сетует предприниматель Николай, — тогда даю взятку".

  • Личный опыт

Евгения, частный предприниматель, торгует женскими сумочками:

— Однажды во время визита налоговой у меня не было товарной накладной. Узнав, сколько стоит одна сумочка, инспектор умножил их общее количество на точке (10 штук) на 200 грн. Получилось — 2000 грн. Мне на лапу пришлось дать половину суммы штрафа — 1000 грн. Инспектор остался доволен, а я с тех пор стараюсь правдами и неправдами добыть накладную на товар.

Александр, частный предприниматель:

— Я договариваюсь напрямую с производителем. В накладной он указывает на 40% больше стоимости товара, чем отпускает мне. За это я даю ему половину отката. К примеру, по накладной женские блузы проходят за 10 000 грн. По факту я плачу 6000. Две тысячи отдаю ему. Итого при вложенной сумме 8000 и задекларированной 1000 — две тысячи — разница. Она у меня идет на оплату аренды места. А выручаю я за блузы 15 000. Правда, продаю их месяца два.

  • Совет в тему

Людмила, предприниматель:

— Держите все документы на точке. Свидетельство плательщика фиксированного налога с указанными там наемными работниками. Квитанции по уплате всех налогов. Сертификаты соответствия, медицинские справки. И проверяющим не будет к чему придраться. Прийти они могут в любой день. Повесьте стенд, в котором есть карманчики, куда можно вставлять документы (стоят от 240 грн). Кроме книги жалоб и предложений, должны там быть (копия свидетельства ФЛП, контакты районного и городского управлений по защите прав потребителей). Таким образом оформите уголок покупателя.

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОБОРЫ

Опрошенные нами предприниматели сошлись на том, что сейчас на рынках поборов как таковых нет. "Были времена рекета, но они прошли, — утверждает старожил Троещинского рынка Александр. — Поборы — это когда ты работаешь легально, а приходят и еще сверху ни за что дерут. Здесь лучше подходит определение "взятки". "Их платят предприниматели, у которых документы не в порядке", — объясняет предпринимательница Людмила. По ее словам, каждый ФЛП-шник должен определиться, что ему обойдется дороже. Или привести в порядок документы, или каждый раз материально поощрять контролирующие органы, чтобы они закрывали глаза на нарушение действующего законодательства. "Я работаю уже год и ни разу никому не платила "на лапу", — рассказывает Светлана, которая торгует на Троицком рынке бельем. — У меня все официально. Документы на товар есть. Я не беру дешевую подделку, которая после первой стирки растягивается или линяет прямо на женщине".

КАЛЬКУЛЯТОР

Приводим пример расходов-доходов на одной точке. Товар — мужские свитера, рубашки, регланы, спортивные костюмы.

РАСХОДЫ НА СТАРТЕ

  • Регистрация — 34 грн.
  • Фиксированный налог — 100 грн.
  • Заключение СЭС — 240 грн.
  • Аренда (рынок "Троицкий") — от 1200 грн. х 2 (за первый и последний месяцы) = 2400 грн.
  • Оборудование торгового места (зеркало, стул, стол, вешалки) — 1000 грн.
  • Стенд "Уголок покупателя" — 240 грн.

Итого: около 3000 грн.

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ РАСХОДЫ

На одну точку

  • Фиксированный налог — 100 грн.
  • Аренда — от 1200 грн.
  • Электроэнергия — от 100 грн.
  • Рыночный сбор — 5,10 грн. х 25 дней = 127,50 грн.
  • Поездка в Одессу (не на своем авто) 2 раза в месяц — 500 грн.
  • Грузчик в Одессе — 100 грн.
  • Месячная закупка товара (к примеру, мужские свитера, регланы, спортивные костюмы, рубашки) — 40 000 грн.

Итого: около 42 000 грн.

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД

Для того, чтобы не быть в минусе и бизнес развивался, на товаре делают 300-процентную наценку. Если бы удалось продать весь товар, закупленный на 40 000 грн., то можно было бы заработать 120 000 грн. Но понятно, что продать все за месяц нереально. В среднем, продается в месяц 30% товара. Значит, ежемесячный доход составит 36 000 грн.

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ПРИБЫЛЬ

Ежемесячный доход 36 000 грн. минус ежемесячные расходы около 14 000 грн. (так как продаем всего 30% товара, мы сюда закладываем 30% от 40 000 грн., а это 12 000 грн.) = 22000 грн.

Из них берем 12 000 грн. на закупку нового товара, остается 10 000 грн. Из них нужно также отложить минимум 2000 грн. на расходы по аренде—налогам. Итого остается "чистыми" 8000 грн. Но подчеркиваем: это при минимальной стоимости аренды. Если она составляет, скажем, 5000 грн., как на Троещине на хорошем месте, то "чистыми" останется 3000 грн.

СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ

Опрошенные нами предприниматели не могли похвастаться высокими заработками. "Сейчас уже не те деньги, что были до кризиса. Покупательская способность людей упала, – рассказывает предприниматель Алексей, который сам торгует на Петровке мужскими куртками". Чистая прибыль Алексея на одной точке не превышает 3000 грн в месяц. "Покупатели начали больше в торговых центрах скупаться, – констатирует Людмила из Троещинского рынка, – Да на "Дарынок" ездят. А здесь сами видите – какие условия. Когда дождь идет начинается настоящее стихийное бедствие. Стараешься только товар защитить". Чистая выручка Людмилы за октябрь, а продает она сейчас женские демисезонные пальто, составила 2,5 тысячи гривен. Жалуются на отсутствие покупателей и торговцы рынка "Троицкий". "Покупатели есть только в субботу и воскресенье", – рассказывает хозяйка точки нижнего белья Светлана. "Если и удается выручить за неделю 1000 гривен, то это очень хорошо".


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Перцова Вера
Вы сейчас просматриваете новость "Открываем точку на вещевом рынке". Другие Бизнес новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: